Обозначившийся в последнее время экономический рост не должен убаюкивать белорусские власти. Правильным было бы воспользоваться этим политическим моментом для проведения экономических реформ, Евросоюз готов оказать Беларуси в этом содействие и финансовую помощь — такой лейтмотив прошедшего 2 ноября в Минске Кастрычніцкага эканамічнага форуму (КЭФ-2017).

Атанасиос Арванитис

После двух лет рецессии в Беларуси обозначился рост в 1,5-2%. Это приятно, есть осторожный оптимизм, отмечали международные эксперты, но непонятно, что будет дальше: ведь проблемы, которыми больна белорусская экономика, не решены.

«Мы считаем, что белорусские политики должны использовать нынешний момент для проведения реформ. Надо чинить крышу пока светит солнце», — подчеркнул заместитель директора Европейского департамента МВФ Атанасиос Арванитис.

Беларусь не нуждается в кредите МВФ

Международные эксперты по-прежнему не жалеют усилий в надежде убедить белорусские власти в необходимости проведения институциональных реформ.

Еще год назад казалось, что острая нужда в кредите МВФ (Беларуси вела переговоры с МВФ о новой программе сотрудничества, предполагающей кредит в размере около 3 млрд. долларов под 2,28% годовых на 10 лет) заставит белорусское руководство согласиться на условия международного кредитора — ликвидацию перекрестного субсидирования в энергетике и реформу госсобственности. Но этого не случилось. Белорусские власти нашли альтернативные источники внешних займов, которые не требуют от них подобных «жертв», и переговоры о новой программе с МФВ застопорились.

В июне 2017 года Беларусь разместила 7-ми и 10-летние выпуски еврооблигаций общим объемом 1,4 млрд. долларов, получила 3 транша евразийского кредита в размере 800 млн. долларов. В августе Беларусь привлекла 10-летний кредит от правительства России в размере 700 млн. долларов. В результате в январе-сентябре 2017 года Беларусь заняла на внешних рынках 3,417 млрд. долларов, при этом выплатила по своим долговым обязательствам 821,1 млн. долларов. Эксперты считают, что уже состоявшимися сделками Беларусь закрыла потребность в выплатах по внешним обязательствам до конца 2018 года.

Василий Матюшевский

Поэтому, как резонно заметил первый вице-премьер Беларуси Василий Матюшевский в кулуарах КЭФ-2017, сейчас «у Беларуси нет необходимости в экстренном финансировании». Что же касается новой программы сотрудничества с МВФ, то она, по его словам, важна не с точки зрения получения каких-то «дополнительных денег», а с точки зрения сигналов для инвесторов. Ведь МВФ воспринимается иностранными инвесторами как своего рода глобальный аудитор, и программа сотрудничества с фондом будет подтверждать, что Беларусь «движется в правильном направлении, что никаких угроз для инвесторов нет».

Павел Каллаур

Председатель правления Нацбанка Беларуси Павел Каллаур ответил на вопросы журналистов о новой программе сотрудничества с МВФ аналогичным образом: «Вопрос о срочном привлечении финансирования, чрезвычайных кредитах от МВФ не стоит, — мы в них не нуждаемся».

П. Каллаур напомнил, что Беларусь трижды прибегала к финансовой помощи МВФ. По его словам, реализация стабилизационных программ помогла стране в сжатые сроки преодолеть кризисные явления и избежать глубокой рецессии. Вместе с тем, подчеркнул глава Нацбанка, «вопросы финансирования не являлись и не являются ключевым аспектом нашего взаимодействия — в его основе лежит консолидированная работа экспертов, направленная на реализацию совместных проектов и поиск актуальных решений».

Сейчас Нацбанк сотрудничает с экспертами МВФ по ряду направлений — госрасходы, фискальная политика, банковский надзор, денежно-кредитная политика и т. д. В ближайших планах — совместная работа по развитию системы анализа и прогнозирования денежно-кредитной политики, сотрудничество по вопросу развития рынка проблемных активов, оценки и управления фискальными рисками в госсекторе.

Диагноз белорусской экономике поставлен

П. Каллаур заверил, что Беларусь продолжит диалог с МВФ, — по его словам, «дискуссия профессионалов помогает вырабатывать наиболее приемлемые решения». «Самое большое достижение у нас, как у медиков, — поставить диагноз. Провести диагностику, оценить глубину и приоритетность проблем – главное», — подчеркнул он.

Между тем, диагноз белорусской экономике давно поставлен. Международные эксперты неоднократно отмечали, что структурные слабости белорусской экономики обусловлены доминированием неэффективного государственного сектора, который необходимо реформировать. Госпредприятия остаются самым крупным работодателем в Беларуси – на них занято 2/3 всех работающих. Они генерируют свыше 50% добавленной стоимости в экономике, но многие из них постоянно генерируют убытки, что представляет источник серьезного фискального риска для всей экономики.

Правительство, Нацбанк Беларуси вместе с экспертами Всемирного банка подготовили в 2015 году дорожную карту структурных реформ белорусской экономики. В том числе она включала реформирование госсектора. Революционных мер этот пакет не содержал. Главное, — международные эксперты рекомендовали белорусским властям разделить функции собственника и регулятора предприятиями, а также создать в стране единый орган управления госсектором. Но руководство страны не осмелилось на эту реформу.

Сату Кахконен

Региональный директор Всемирного банка (ВБ) по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен подчеркнула, что если в Беларуси не будут проводиться структурные реформы, это лишь усугубит слабости белорусской модели экономики. По расчетам ВБ, экономика Беларуси в лучшем случае сможет прирастать по 2% в год. «Но так она попадет в ловушку низкого роста. Потому что 2% это слишком мало для того, чтобы правительство смогло достичь установленных целей развития страны», — сказала С. Кахконен.

По ее словам, в последние годы Беларусь столкнулась с «массой экономических сложностей», и во время этих испытаний правительство стало обращать внимание на структурные изменения экономики. Был принят ряд мер по адаптации к ситуации, что помогло вернуть экономику на уровень умеренного роста. «Но этих мер оказалось недостаточно. Необходимо, чтобы страна продолжала реформы», — подчеркнула С. Кахконен.

Тем более, что сейчас изменились драйверы роста экономики — цены на сырье снизились, замедлились обороты в торговле, есть определенные неясности в развитии мировой экономики. К тому же в новых условиях Беларуси стало сложнее извлекать выгоду от сотрудничества с РФ «И эти факторы вряд ли изменятся. Это означает, что дальше двигаться вперед, как раньше, не получится. Необходимо повышать жизненные стандарты белорусского населения за счет реформ. Я думаю, что народ Беларуси этого заслужил», — подчеркнула С. Кахконен.

ВБ видит необходимость трех основных трансформаций в Беларуси. «Они нужны для того, чтобы процветал и развивался в полной мере частный сектор, который должен стать одним из драйверов роста», — сказала С. Кахконен.

Во-первых, необходимо улучшение конкурентной среды за счет усиления действия рыночных механизмов. В частности, нужно принять меры для реструктуризации госпредприятий, чтобы они стали конкурентоспособны и в Беларуси, и за рубежом. Во-вторых, необходимо усилить защиту прав собственников и инвесторов – «инвесторы не будут приезжать в страну, если не будет гарантий». Третье — это социальная инклюзия и гарантия социальной вовлеченности. «Во время экономической трансформации нужно защищать людей, и нынешняя система регулирования безработицы будет недостаточна в новых условиях трансформации», — сказала она.

На конференции рефреном звучало: Беларусь должна создать условия для развития малого и среднего бизнеса и притока инвестиций, а для этого обязана обеспечить верховенство права и судейской власти – важнейшее условие для развития бизнеса и привлечение инвестиций.

Правительство знает, что делать

«Экономический блок правительства и Нацбанк знает, что делать. Но общество должно быть готово к переменам», — сказал П. Калааур, отвечая на вопросы журналистов в кулуарах КЭФ-2017.

Среди основных проблем он назвал фискальные риски. «Еще три года назад мы об этой проблеме не говорили. Мы оценили уровень таких рисков — это первоначальная оценка, я еще не буду ее озвучивать. Но в основе минимизации этих рисков — огромная работа по повышению эффективности госпредприятий», — сказал он.

П. Каллаур также подчеркнул, что ценовая стабильность остается приоритетом Нацбанка, инфляция в 2018 году прогнозируется на уровне 6% плюс-минус один процентный пункт. Ставка рефинансирования в 2018 году должна снизиться незначительно, до 10%.

В свою очередь первый вице-премьер В. Матюшевский отметил, что у белорусского правительства и МВФ нет разночтений по вопросу о сути реформ. «Мы не говорим, что у нас есть некое разное видение необходимых действий. Видение совпадает, мы говорим о скорости реализации этих действий. Здесь нет принципиального различия в подходах», — сказал он.

В. Матюшевский отметил, что сейчас в Беларуси работает миссия МВФ. «Буквально вчера мы обсуждали этот вопрос (реформ в рамках переговоров о новой программе сотрудничества – Прим. ред.) с коллегами из МВФ… Просто у нас разошлись видения в скорости реализации некоторых действий. Вот и все. И мы объяснили, почему они разошлись», — добавил он. И при этом он подчеркнул, что проводить реформы ради реформ неправильно. «Они проводятся для повышения эффективности, чтобы получить некий результат, который будет понятен и поддержан обществом. Когда реформы не поддерживаются обществом и не принимаются — лучше такие реформы не проводить. Дискредитация реформ хуже, чем непроведение реформ», — заявил В. Матюшевский.

ЕС готова помогать Беларуси в проведении реформ

Региональный директор Всемирного банка по Беларуси, Молдове и Украине Сату Кахконен подчеркнула, что ВБ готов оказывать содействие и поддержку правительству Беларуси, «Мы также готовы уточнить с правительством дорожную карту реформ, чтобы раскрыть потенциал Беларуси», — добавила она.

Андреа Викторин

В свою очередь глава представительства Европейского союза в Беларуси Андреа Викторин сообщила, что в 2017 года ЕС и Беларусь подписали контракт на 6 млн. евро с ЕБРР по поддержке экономического развития в регионах. Этот проект поможет малым и средним белорусским предприятия на местах получить доступ к гранатовым средствам до 70 тыс. евро для оказания консультационных услуг. По ее словам, аналогичный проект, направленный на дальнейшее совершенствование и упрощение бизнес-климата в Беларуси, ЕС реализует со Всемирным банком.

Сейчас ЕС впервые ведет переговоры с Беларусью о четырехлетней программе сотрудничества. В рамках разрабатываемой программы ЕС намерен согласовать 20 конкретных целей до 2020 года, реализация которых будет способствовать улучшению жизни белорусских граждан.

«Евросоюз готов поддерживать Беларусь, но и Беларусь должна делать шаги по соблюдению своих обязательств», — сказала А. Викторин. По ее словам, предпринятые недавно белорусским руководством шаги по снижению административной нагрузки на бизнес – шаги в правильном направлении, но их недостаточно, чтобы создать в стране условия для устойчивого экономического роста.

А. Викторин подчеркнула, что Беларуси важно сформировать положительный имидж, и в этом смысле идеальный партнер — это МВФ. «ЕС всегда помогал и поддерживал переговорный процесс Беларуси с МВФ. Наша глубокая убежденность: соглашение с МВФ — если оно будет достигнуто — значительно улучшит ситуацию в белорусской экономике и повысит инвестиционный имидж. Ведь не страны ЕС должны искать пути вхождения в Беларусь, а сама Беларусь должна привлекать инвесторов», — подчеркнула А. Викторин.

Она также сообщила, что концу 2017 году ожидается подписание соглашения с Нацбанком, а также польско-литовским консорциумом, что обеспечит Нацбанку большую свободу в принятии решений и позволит повысить устойчивость его работы.

П. Каллаур в кулуарах форума пояснил, что Нацбанк и Еврокомиссия планируют подписать соглашение по программе «Твиннинг». Программа направлена на оказание долгосрочного (до двух лет) технического содействия госорганам заинтересованных стран — соседей ЕС в сближении с европейским законодательством и стандартами по различным тематическим направлениям деятельности. «Мы работаем с Европейской комиссией и близки к подписанию такого соглашения. Победителем на данном этапе вышел Бундесбанк», — сказал П. Каллаур. Соглашение может быть подписано уже в декабре 2017 года. В проекте могут участвовать литовский и польский банки.

При этом А. Викторин подчеркнула, что эти проекты не отражают потенциала взаимодействия Беларуси и ЕС. ЕС предлагает широкий спектр инструментов, которыми может воспользоваться Беларусь. — в частности, получать кредитные ресурсы от Европейского инвестиционного банка, привлечь частные ресурсы и т. д. «Наше тесное сотрудничество открывает двери для инвестиций в такие области, как транспорт, коммуникации, устойчивая энергетика, управление отходами и водной инфраструктурой», — отметила глава представительства ЕС в Беларуси.

ДЛЯ СПРАВКИ
Первый заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович в рамках дискуссии, посвященной КЭФ-2017, в галерее портала Tut.by 1 ноября отметил, что госдолг Беларуси является устойчивым, но при этом он выступает весьма значительным бременем для страны. «Мы определили для себя параметры экономической безопасности, на которые и ориентируемся. Речь идет об уровне государственного долга к ВВП на уровне 45%», — сказал М. Ермолович. Сейчас внешний и внутренний госдолг сейчас составляет 40%, Ермолович предположил, что ближайшие годы данный показатель будет находиться на уровне 43%.
При этом он отметил, что имеет важное значение не только величина, но и качество государственного долга, «то есть уровень ставок заимствований и их сроки». «Исходя из всех параметров, можно сказать, что госдолг является устойчивым, но при этом он выступает весьма значительным бременем для страны с точки зрения ежегодной нагрузки по обслуживанию и погашению госдолга. Мы оцениваем в среднесрочной перспективе ежегодные платежи на уровне 3,5 млрд. долларов — это большая сумма для экономики страны», — сказал М. Ермолович.
В Беларуси в 2015- 2016 годах ежегодные платежи по долгу доходили до 4 млрд. долларов. «В той ситуации без ограничительных мер, без шагов по ограничению внутреннего спроса рассчитаться по долгам было невозможно. Оказалось, в условиях внешнего давления и на фоне внутренних проблем мы смогли провести бюджетную консолидацию и рассчитаться по долгам», — заявил М. Ермолович.
Внешний государственный долг Беларуси на 1 октября 2017 года составил 16,3 млрд. долларов. С начала года он увеличился на 2,7 млрд. долларов, или на 19%. Нынешний размер внешнего госдолга является историческим максимумом для Беларуси.
Внутренний госдолг на 1 октября 2017 года составлял 9,4 млрд. рублей, он снизился с начала года на 0,8 млрд. рублей, или на 8%.
В целом государственный долг Беларуси на 1 октября составил 41,4 млрд. рублей и увеличился по сравнению с началом 2017 года на 4,4 млрд. рублей, или на 12%.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,