Интервью

Наум Кац

Не «мостом» между Востоком и Западом должна быть Беларусь, а своего рода «шестеренкой», которая могла бы успешно встраиваться в обе системы: на Западе — новые технологии, на востоке – рынки сбыта и относительно недорогие сырьевые ресурсы.

Это отметил генеральный директор ООО «Центр Бизнес Развития» Наум Кац, выступая в качестве модератора пленарного заседания Белорусского промышленного форума, который прошел в Минске 30 мая.

Рассуждая о перспективах развития отечественной промышленности, модератор обратил внимание, что промышленный сектор в Литве, Латвии и Эстонии сейчас практически не работает, хотя ряд белорусских предприятий, будучи менее оснащенными 10-15 лет назад, сегодня зарабатывают деньги. «Закрыть заводы легко — многие страны прошли через это. А мы хотим найти инструменты, которые позволят нашим предприятиям зарабатывать больше», — подчеркнул Н. Кац.

Модератор попросил главу Всемирного банка в Беларуси Алекса Кремера подсказать, как сделать белорусские заводы более эффективными – как им больше зарабатывать, а не экономить.

Обозреватель БЕЛРЫНКА поинтересовалась у Наума КАЦА, что же мешает нашим заводам сейчас больше зарабатывать?

— Сегодня предприятия Минпрома зарабатывают 40 млрд. долларов в год. Чем можно заменить этот вклад? Ничем. Так что для страны очень важно, что Беларусь сохранила свою промышленность.

Но сегодня самая большая проблема заключается в том, что белорусские предприятия не отреагировали на изменения на рынке. Они наращивали объемы, когда рядом был российский рынок и поглощал нашу продукцию, как пылесос. В 2008 году началась модернизация отечественных предприятий, которая затянулась по разным причинам. А начиная с 2012-2013 годов, начался экономический спад. А в условиях спада нужны другие системы управления.

Анализ, который провела наша компания, показал: когда спрос ниже, чем предложение, единоличное управление предприятием точно не работает. В мире уже давно поняли: если предложение опережает спрос, нужен коллективный разум в управлении. Поэтому сейчас в Беларуси основной упор нужно сделать на корпоративное управление.

На Белорусский промышленный форум-2018 были приглашены представители Всемирного банка, ЕБРР, которые во всем мире двигают корпоративное управление. Потому что конкурентоспособность – это, в первую очередь, коллективный мозг. Совет директоров находится по положению выше, чем исполнительный директор. Сегодня гендиректор назначается президентом, и ему никто не указ: он и собственник, и исполнитель, и законодатель. Но времени на разработку стратегии у него нет. Это – самая главная проблема падения промышленного производства на белорусских предприятиях.

— А разве это не системная проблема, не результат доминирования госсобственности в экономике?

— В мире не существует частной или государственной формы собственности. Бывает эффективное и неэффективное управление. Проблема в том, что у государства не было эффективной системы управления и у него много собственности. Представьте, вы получили в наследство 20 фабрик, которыми ваш дядя прекрасно управлял, и вы хотите сесть в кресло и управлять. Не получится. Нужно быть либо дядей, либо назначить совет директоров, который будет эффективно управлять этой собственностью.

На наш взгляд, первое – это эффективное управление госсобственностью, принцип управления – совет независимых директоров. Нужно изменить систему управления – и все будет отлично.

Сейчас в Беларуси планируется реализовать проект по модернизации системы управления на четырех крупнейших предприятиях Беларуси – это МАЗ, ОАО «Гомсельмаш», «Бобруйскшина» и «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение». Предварительно высказана заинтересованность участие в этом проекте Всемирного банка и Восточного комитета немецкой экономики. Ожидается, что в ближайшее время по проекту будет принято решение на уровне правительства Беларуси.

Предполагается, что в Совет директоров этих предприятий войдут западные специалисты. Вице-премьер Владимир Семашко предложил ввести в Совет директоров 50% иностранных специалистов высокого уровня, которые не работают на предприятии. И столько же должно быть белорусов, которые не работают на предприятии, но имеют высокие компетенции. Председатель совета директоров – представитель собственника, он будет назначаться президентом либо премьером.

Если придут новые управленцы на эти пилотные предприятия, думаю, мы быстро сдвинем систему. Желающие есть. Это умные, толковые специалисты. У директора нет времени на стратегию, поэтому зачастую он неэффективно тратит деньги. Вот почему генеральный (исполнительный) директор должен исполнять волю компетентных людей, вырабатывающих стратегию.

Система мотивации для независимых директоров очень простая. Дельта в 10% от достигнутого – это бонус совету директоров. По сути, мы платим совету директоров 10% от того, что получает собственник. По нашим оценкам, это будут самые высокие зарплаты в Беларуси.

Кроме того, нам нужно принять решение о том, как перейти в банковской сфере от простого кредитования к процессу участия. Банки, выдавая кредиты, должны участвовать в работе советов директоров.

Это два базисных направления. Если их внедрить, экономика быстро пойдет в рост. И задача достичь к 2025 году ВВП в объеме 100 млрд. долларов будет абсолютно посильной.

— Наум Михайлович, вы — опытный руководитель. Но не слишком ли вы оптимистичны?

— Это не оптимизм. Это веление времени. Я, например, ждал выхода 200-го указа (указ № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств» от 24 мая 2018 года вносит в механизмы работы с задолженностью изменения, направленные на финансовое оздоровление предприятий. – Прим. авт.) к сентябрю, а он появился гораздо раньше. Этот указ позволяет банкам участвовать в процессе управления производством. Это огромный подарок нам. На этапе подготовки указ был направлен на то, чтобы перенять суть роста немецкой экономики, а это в том числе и вопрос участия банков в процессе управления производством.

— И этого достаточно, чтобы корпоративная система управления в Беларуси заработала?

— Наша компания разработала современную систему – бизнес-компилятор, которая позволит «оцифровать» такое предприятие как «Бобруйскшина» за месяц, а МАЗ – за 1-1,5 месяца. А когда мы «оцифровываем» предприятие, инвестор, прежде чем дать согласие на участие в проекте, видит его потенциальные возможности для роста и получения дивидендов в перспективе. Мы обсудили подходы по внедрению корпоративного управления со всеми министрами, директорами – потенциальными участниками проекта. К такому подходу ни у кого нет отторжения. У руководства страны тоже нет отторжения. Недавно я разговаривал с председателем концерна «Белнефтехим», министром промышленности, председателем концерна «Беллегпром» – все они только «за» корпоративное управление.

— Рисков на этом пути вы не видите?

— Нет.

— Но многие предприятия обременены долгами.

— Думаю, это обременение обусловлено в том числе неэффективным управлением. В том, что многие белорусские предприятия оказались в долговой яме, сегодня обвиняют только производственников. А банки как компетентные лица в этот процесс не хотят входить. Они – как невинная девушка. Но если банки дают кредиты, они понимают, вернут ли предприятия эти кредиты. Однако, создается впечатление, что наши банки дилетанты, — они не знали, зачем и кому дают деньги.

— Не заставлять же банки входить в советы директоров предприятий. Как их мотивировать?

— В рамках проекта предполагается, что с помощью Всемирного банка будет проведена «оцифровка» 4 предприятий, проведены круглые столы. Также эта тема будет обсуждаться с банками. Потом планируется организовать совместную встречу, на которой решить: нужно ли белорусским банкам участвовать в этом проекте или же стоит подождать, пока они разорятся вместе с предприятиями.

— И приватизация теперь больше не нужна?

— Я не понимаю, зачем нужна приватизация. Кто будет приватизировать? Кто сегодня вложит деньги в МАЗ? На МАЗе нужно изменить систему управления, и когда МАЗ начнет активизироваться, тогда – да, нужно приватизировать. Вы же не продадите грязную машину. Задача проекта по внедрению корпоративного управления – привести в порядок предприятия.

Как государство продавало «Белтрансгаз»? Стартовая цена «Белтрансгаза» составляла 400 млн. долларов, а в итоге его продали за 5 млрд. долларов. По словам Владимира Семашко (в то время он был председателем совета директоров «Белтрансгаза»), это — исключительный опыт корпоративного управления. Потому что в совете директоров были и россияне, и белорусы, которым удалось прийти к консенсусу по цене «Белтрансгаза».

— А я вот до их пор не знаю, платит ли нынешний российский собственник бывшей белорусской газотранспортной системы Беларуси за транзит газа или нет?

— Конечно, платит. Компания у нас находится, платит налоги и т. д. И мы еще получили 5 млрд. долларов.

—- Недавно в России приступило к работе новое правительство. Не вернется ли оно к обсуждению новых интеграционных проектов с участием некоторых предприятий-претендентов на участие в проекте по внедрению корпоративного управления?

— У меня есть хорошие консультанты, которые знают, как пройти этот короткий путь.

— И как?

— Есть определенные шаги, — короткие, которые дадут быстрый результат.

— Я помню столько замечательных инициатив по реструктуризации крупных белорусских предприятий, но практически все они потерпели фиаско.

— Инициатива должна исходить из логики и желания. До 2013-2014 годов в белорусской экономике все было хорошо. Зачем было напрягаться? Зачем нужно было создавать МАЗ-МАН, если и так МАЗы покупали? Сейчас их уже не берут в таком виде. Предприятие нужно приводить в чувство. Немцы говорят: зачем покупаете мерседосовские детали на МАЗ, — давайте сделаем МАЗ, грубо говоря, «Мерседесом» эконом-класса, не меняя бренда, но технологические условия — наши, и будем вместе продавать в Европе. Нам предлагают повторить опыт «Фольксваген – Шкода».

— В начале этого года Госкомимущество сформировало перечень независимых директоров для работы в наблюдательных советах. У кого есть шансы поучаствовать в пилотном проекте?

— С Госкомимуществом пока на эту тему не общались. Сначала пилотный проект должен быть принят к действию, а потом будем обсуждать детали. На мой взгляд, Госкомимуществу приписывают несвойственные ему функции управления госсобственностью.

— Недавно ЕБРР объявил о проведении конкурсов по выбору консультантов по корпоративным и правовым вопросам для внедрения мировых практик корпоративного управления на белорусских предприятиях.

— Речь в этом проекте идет пока только о «Белавтодоре». У нас другая целевая группа – крупные промышленные предприятия. И в этом проекте нам очень хотелось бы поучаствовать, так как. мы точно представляем, что и как надо делать.

— Допустим, вы войдете в совет директоров МАЗа. Какими будут ваши первые действия?

— «Оцифровать» предприятие. Доступ к любой цифре должен быть свободным и быстрым. Такая «оцифровка» позволит на базе полученных данных проанализировать несколько вариантов решения проблем, с которыми сегодня столкнулся МАЗ.

Ведь у нас система управления предприятиями пока строится на старых понятиях: директора доводят цифры в министерства, в правительство или президенту, вслед за чем следуют решения. Это выглядит примерно так: пациент приходит к врачу и говорит: у меня здесь болит, выпишите мне лекарство. Но чтобы лечить, нужно иметь диагностику. А директор сегодня не может сделать диагностику предприятия самостоятельно, так как у него нет для этого эффективных инструментов.

— Будут ли эффективными решения по внедрению корпоративного, если предприятия не освободятся от непрофильных активов и т. д.?

— Это сегодня не самое больное место для предприятий. Самое больное – реализация, продажи. Разве в Германии или в Голландии не задумываются о социальных вопросах? Это отговорка, что социалка предприятиям в нагрузку. Если предприятие будет лизинговать сделки, включит финансовые инструменты и т. д., то, думаю, денег хватит и на эту сферу. Проблема в том, что мы – неэффективное производство, а поэтому жалуемся, что все нам мешает.

— Но еще и инвестиции нужны.

— Инвестиции, в первую очередь, нужны в мозги. Надо научиться слышать тех, кто умеет лучше тебя работать. Эталон – немецкая экономика, все учатся у нее. Научимся мы слушать немцев, работать с ними за столом, как друзья, — у нас все получится.

* * * * *

Алекс Кремер

Что ответил постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси Алекс Кремер на вопрос модератора, как сделать белорусские заводы более эффективными:

  • госсобственник должен действительно представлять государственные интересы
  • внедрение мировых стандартов бухгалтерского учета
  • профессионализация советов директоров (его члены должны разбираться в своей сфере и быть специалистами)
  • разделение коммерческой и социальной функций госпредприятий
  • поощрение и наказание руководства предприятия за выполнение или невыполнение финансовых показателей, финансовая и бюджетно-налоговая дисциплина;
  • политика справедливой конкуренции, создание равных условий работы для государственного и частного секторов экономики.

«Пример Китая показал: необязательно все приватизировать, создание равных условий привело к тому, что неэффективные госпредприятия просто ушли с рынка», — отметил А. Кремер.

 

 

 

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,