11.05.2015, 7:54
Интеграционная «четверка» стала «пятеркой»

Политики форсировали вступление Кыргызстана в ЕАЭС
Договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) Кыргызстан подписал 23 декабря 2014 года. 8 мая 2015 года в Москве главы государств подписали протоколы к этому договору. Таким образом, интеграционная «четверка» (Беларусь, Россия, Казахстан и Армения) превратилась в «пятерку». Хотя на самом деле Кыргызстан станет официальным членом союза лишь после того, как подписанные в Москве документы пройдут процедуру ратификации.
Казус на финише
За считанные дни до саммита ЕАЭС в Москве, 4 мая, премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев провел заседание правительства, на котором был рассмотрен вопрос об одобрении проектов протоколов по вхождению Кыргызстана в ЕАЭС. Премьер был настроен оптимистично. Он заявил, что участие Кыргызстана в ЕАЭС уже с первых дней позволит обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и услуг, а также трудоустройство трудовых мигрантов. Как было сказано, страна за год провела все необходимые работы по реализации дорожной карты по присоединению к ЕАЭС. «Вся необходимая база для присоединения КР к ЕАЭС уже утверждена. Продукция, производимая в Кыргызстане, будет соответствовать требованиям техрегламентов ЕАЭС и свободно экспортироваться», – отметил Темир Сариев.
Однако 6 мая, буквально за пару дней до ожидаемого подписания судьбоносного для Кыргызстана решения, помощник президента России Юрий Ушаков заявил, что в процессе присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу возникли сложности, – они станут темой майского саммита ЕАЭС. «В последние дни появились практические сложности на этом пути, и очевидно, что они будут обсуждаться», – сказал Ю. Ушаков.
По его словам, кыргызская сторона в марте «вскрыла согласованные до этого на межправительственном уровне протоколы, предложила внести в них ряд изменений, которые участникам союза не представляются логичными, и в связи с этим тема кыргызского присоединения, несомненно, будет обсуждаться».
«Все вопросы, которые вызывали сомнения, сняты, и мы сегодня принимаем документ о полноценном принятии кыргызской стороны в наш союз, с чем я вас поздравляю», – заявил на заседании Высшего евразийского экономического совета 8 мая президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев заявил, что «мы, конечно же, подпишем эти документы». «Назад дороги нет, как говорится», – сказал он.
Союзник с проблемами
С наибольшим нетерпением пятого члена интеграционного объединения ждала Россия, о чем публично заявляли российские чиновники, подчеркивая, что готовы оказать всяческое содействие Кыргызстану на пути в союз.
Для вступления Кыргызстана в ЕАЭС были установлены весьма жесткие сроки. Дорожная карта присоединения Кыргызстана к союзу была утверждена 29 мая 2014 года в Астане решением Высшего евразийского совета. В течение полугода правительству страны требовалось пересмотреть порядка 90 нормативно-правовых актов, в том числе внести изменения и дополнения в 30 законов, чтобы они соответствовали нормам ЕАЭС.
Союзники явно торопились с принятием нового члена в свои ряды. Хотя Кыргызстан был участником зоны свободной торговли в СНГ, благодаря чему союзники уже работали в достаточно либеральном режиме, тем не менее старые члены ЕАЭС хорошо понимают, что спешное принятие Кыргызстана в союз тянет за собой шлейф нерешенных проблем.
По этой причине Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) еще год назад называла присоединение Кыргызстана к таможенной «тройке» весьма проблематичным, учитывая прежде всего существующий поток серого импорта товаров из Китая в эту страну.
«Киргизия экономически завязана на большие потоки товаров из Китая, что недопустимо в рамках Таможенного союза. Что касается торгового блока, мы не можем представить функционирование Киргизии в рамках Таможенного союза при существовании таких больших торговых потоков», – заявлял министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. Как было сказано, урегулировать этот вопрос будет достаточно сложно, поскольку он касается в том числе и трудоустройства людей, которые заняты в этом бизнесе.
За месяц до вступления Кыргызстана в ЕАЭС подобные опасения оставались и у белорусской стороны. «Есть, конечно, опасения по поводу отдельных изъятий, которые на переходный период запрашивает Кыргызстан, и соседства его с Китаем, который формирует очень серьезную конкуренцию по многим товарным позициям. Сегодня мы достаточно серьезно говорим о том, чтобы переходный период для изъятий из общего режима ЕАЭС был недолгим», – отметил 31 марта во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов.
Как было сказано, ведется работа над тем, чтобы временные изъятия Кыргызстана «не привели к созданию некой черной дыры, которая поспособствует насыщению нашего рынка дешевыми, не совсем качественными товарами и сделает несправедливую конкуренцию отечественным производителям». В частности, рассматривается механизм защиты отечественного рынка, в том числе с помощью разрешенных ВТО методов: нетарифной защиты, антидемпинговых компенсационных расследований.
Белорусская сторона не зря беспокоится. Нелегальный оборот продукции легкой промышленности на территории Таможенного союза достигает, по экспертным оценкам, более 40%, а сам рынок составляет более 42 млрд. USD. При этом товары внутреннего производства на этом рынке занимают 28%.
Интеграция затянется как минимум на 5 лет
На принятие всех действующих в ТС норм Кыргызстану потребуется порядка 5 лет. Процесс вступления этой страны в союз разделен на этапы, что связано с внедрением ряда новых тарифов, в том числе таможенных, которые значительно отличаются от действующих в стране. Чтобы достичь уровня тарифов, принятых в ЕАЭС, их придется ежегодно увеличивать начиная с 2015 года.
Поэтому на саммите в Москве были подписаны два протокола, дополняющие договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. Эти документы детализируют условия членства этой страны в союзе: регулируют весь комплекс вопросов торговли, таможенного администрирования, транспортной политики, а также содержат перечень применяемых к Кыргызстану переходных положений и изъятий из общих правил союза.
Справка: Кыргызстан на пути в ЕАЭС
План работ по вступлению в ТС Кыргызстана был утвержден в декабре 2012 года (крайний срок, когда их планировалось завершить, – 2015 год).
31 мая 2013 года в Минске во время заседания Совета глав правительств стран СНГ был подписан меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызстаном, который давал право представителям Кыргызстана по приглашению Совета либо Коллегии ЕЭК участвовать в заседаниях без права голоса, но вместе с тем высказывать свое мнение и вносить предложения, которые будут рассматриваться ЕЭК.
19 ноября 2013 года Совет ЕЭК утвердил дорожную карту присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу, которая была рассчитана до 2014 года включительно.
23 декабря 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве был подписан Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, в котором определены параметры вхождения этой страны в союз. Предполагалось, что договор будет дополнен протоколами, детализирующими условия участия Кыргызстана в ЕАЭС. Было заявлено, что официально членом ЕАЭС Бишкек станет после выполнения этих протоколов и ратификации самого договора.
В мае 2014 года Кыргызстан и Россия договорились создать фонд, средства из которого будут направлены на поддержку интеграции страны в союз. При вступлении в ЕАЭС Россия пообещала Кыргызстану передать в совместный инвестиционный фонд более 1 млрд. USD, при этом 200 млн. USD должны пойти на обустройство границ Кыргызстана. В течение 2014 года руководство страны вело переговоры о создании аналогичного фонда с Казахстаном.
Летом 2014 года первый вице-премьер правительства Кыргызстана Тайырбек Сарпашев сообщил, что в 2015 году страна присоединится к объединению, «и намерена в течение пяти лет данный процесс завершить, используя свое преимущество разделить процесс вступления на этапы». Он пояснил, что поэтапное присоединение Кыргызстана к союзу связано с внедрением некоторых новых тарифов, в том числе таможенных, значительно отличающихся от действующих в стране, «поэтому для достижения уровня применяемых в объединении нормы будут ежегодно увеличиваться начиная с 2015 года».
В марте 2015 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс», направленный на создание условий для формирования единого рынка в рамках ЕАЭС. Согласно ему Кыргызстан увеличивает акцизы на алкоголь и нефтепродукты в соответствии с правилами союза.
Читайте также:
- Опубликован проект изменений в Конституцию. Он вынесен на всенародное обсуждение
- Совет ЕС частично приостановил применение соглашения об упрощенном визовом режиме с Беларусью
- По требованию белорусских властей закрывается офис USAID в Беларуси
- ЕС утвердил новые санкции в отношении белорусских властей — список
- Послы ЕС утвердили санкции из-за инцидента с рейсом Ryanair