15.05.2015, 8:10
Еще сильнее сжать ножницы

Автор с детства привык к настенным отрывным календарям. Наверное, с того времени, когда осилил грамоту. Чем календарь не энциклопедия повседневных и актуальных научных сведений?..
А в последние годы календари добавили в плюрализме. Теперь календари сообщают нам не только о собственных праздничных днях, но и о тех, которые опекаются ООН.
Вот и сейчас, оторвал дежурную страничку, а следующая сообщает, что 15 мая отмечается Международный день семьи. Волей-неволей нужно соответствовать – отмечать.
Как это делается в нашей стране. Сначала перечисляются интересные для международного сообщества показатели, а после рассказывается о трудностях, просчетах и предполагаемых мерах.
Так, заместитель начальника отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина Артеменко сообщила журналистам, что в 2014 году в Беларуси родилось рекордное за последние 20 лет число детей – 118,5 тыс. младенцев.
Возникает вопрос: почему? Как считает чиновница, “наша страна не обладает большими природными богатствами, поэтому основной наш ресурс – это человеческий потенциал, основа которого закладывается в семье”. С этим не поспоришь. С таким вердиктом согласятся даже закоренелые холостяки, большинство из которых, как утверждают социологи, до конца своей жизни сожалеют, что не сумели обзавестись семьями. Но большинство сограждан, видимо, осознав необходимость стоящих перед страной и обществом задач, обзавелись детьми. И за 20 лет подняли рождаемость до рекордных высот.
А что такое 20 лет демографической жизни, прочитываемой хронологически? В августе 1994 года зачинались первые младенцы, которые стали появляться на свет в апреле-мае 1995 года, когда первый президент Беларуси избрал, по сути, антибелорусский курс.
И вот (как он оказался прав!) в стране от избытка благодарных чувств репродуктивная часть населения отблагодарила своего президента.
Как водится, г-жа Артеменко засыпала журналистов статистическими показателями, возможно, не согрешив ничем против истины. Возможно, самые въедливые журналисты разобрались в этой цифири, увидев, что никакого особенного потенциала для повышения деторождаемости у Беларуси нет. Сама чиновница утверждает, что, по расчетам отечественных специалистов, к 2030 году численность женщин репродуктивного возраста от 15 до 49 лет уменьшится более чем на 264 тыс. Соответственно, это приведет к сокращению количества детей.
Это правда, но это в будущем. Однако есть и настоящая правда, которая усилиями специалистов по труду доказывает, что рождаемость при Лукашенко достигла рекордных высот.
Как говорится, наши козыри побьют ваши. Побьют, если забыть, что именно 20 лет назад началось естественное и быстрое сокращение населения Беларуси, а до этого, до Лукашенко, оно росло впечатляющими темпами. Скажем, в 1985 году при численности населения 9.968,9 тыс. человек родилось 165 тыс., умерло 105,7 тыс., а естественный прирост составил 59,3 тыс. человек.
Белорусские ученые и тогдашние политики задавались вопросом: что делать с этим стихийным ростом? Создавать новые рабочие места, заранее хлопотать о дополнительных инвестициях? Но к 1993 году, пардон, слава богу, беби-бум уже в независимой Беларуси пошел на спад, и впервые за десятилетия смертность превысила рождаемость, а естественная убыль составила 11,2 тыс. человек.
На 1 января 1994 года численность населения достигала 10.367,3 тыс. человек. А после количество людей стало сокращаться такими же темпами, с которыми увеличивалось в 70-80-е годы прошлого века. В итоге на 1 января текущего года численность населения сократилась до 9.481 тыс. человек. То есть уменьшилась за 20 лет на 886,2 тыс. человек и составила 9/10 от наивысшего уровня БССР, вернувшись по этому показателю на 40 лет назад – до уровня середины 70-х годов.
Разительно отличались и тенденции. Благодаря лучшей половозрастной структуре в послевоенное время (до начала 90-х гг.) рождаемость намного превышала смертность, а естественная прибыль населения в отдельные годы была больше 80 тыс. человек.
В своем последнем послании народу и парламенту Лукашенко выразил серьезную озабоченность, так сказать, демографией, обвинил неких «аналитиков», которые прогнозировали уменьшение населения к 2015 году до 8,3-8,5 млн. человек. А вот мы «сегодня перевалили за 9,5 млн. человек».
Получилось, как это часто случается с белорусским руководителем, по-детски. Так, для цитирования он избрал самый худший вариант развития, предлагавшийся отечественными и зарубежными специалистами, в отличие от умеренного и оптимистичного сценария. Оптимистичный сценарий предполагал сохранение статус-кво, а умеренный предсказывал сокращение численности населения до 900 тысяч – 1 млн. человек. К тому же на поддержание численности все эти годы работал миграционный прирост. Например, в 2014 году численность населения увеличилась на 12,8 тыс. человек: естественная убыль составила 2,9 тыс. человек, но она с избытком была компенсирована миграционным приростом 15,7 тыс. человек.
Обращаясь к народу и парламентариям, Лукашенко говорил не столько о потерях, сколько о сохранении наличной численности населения. Мол, «даст бог, и при нашей жизни мы достигнем тех 10 миллионов, о которых никто не говорил».
Арифметика показывает, что при естественно-механическом приросте численности для достижения этой цифры потребуется минимум 50-100 лет. Правда, вопреки «тенденциям», можно принять на жительство сотни тысяч выходцев из «третьего мира».
Все остальное – смешно. Например, сейчас нет прямой зависимости между повышением уровня «брачности населения» и деторождаемостью, но определенная связь между этими вещами сохраняется. Не знаем почему, но в январе – марте 2014 года было заключено 14.739 браков, в январе – марте 2015 года – только 12.906.
Как говорится, и к гадалке не ходи. Рождаемость ныне вновь сократится. Независимо от того, удалось Лукашенко «практически сжать «демографические ножницы» или нет.