18.05.2015, 10:23
Сеанс буриме на Минском тракторном заводе

Постсоветские лидеры обычно пользуются в публичных выступлениях, можно сказать, своим природным языком. Который усваивают в семье, на улице, в школе, в армии, в (они любят это подчеркивать) альма-матер, в трудовых коллективах и в начальственных своих должностях.
Понятно, чем выше должность оратора, тем непринужденнее становится его речь. И, как отметили бы французы, в меру собственной испорченности.
Часто это напоминает известный эстрадный номер – буриме. Когда актер на каждое услышанное из зала слово отвечает зарифмованной строфой. Смысла немного, гораздо больше куража и смелости.
Отметим, что Лукашенко проявил себя отменным буримистом уже в самом начале своей карьеры. То есть в унисон резонировал на всякую реплику зала, не особо следя за логикой.
А теперь стал настоящим виртуозом.
Конкурентов ведь нет. Один на один: буримист и подготовленная публика.
Как сейчас на МТЗ. У вас проблемы со сбытом? Какая мелочь! Ведь вы на самом деле уже видите перспективу «на ближайшие пять лет», на которые я остаюсь главным вашим начальником.
Денег нет? Не беда. У меня их тоже нет. Трудно, но живу. Присматриваюсь. У вас тоже деньги валяются под ногами, надо не лениться нагибаться!
Модернизация? Но трактор у вас хороший. И МТЗ-80/82 вы выпускаете уже 40 лет. Значит, прошел испытание временем. 40 лет он конкурировал с зарубежными моделями! И лидировал на мировом рынке. Как у нас считается. К тому же и нынешний трактор был новым только условно. В 70-е годы МТЗ-80/82 заводские умельцы сделали из МТЗ-50. Правда, после его глубокой модернизации.
Но трактор вышел хороший. Как утверждают ветераны-фермеры, МТЗ-80 «практически то же самое, что и МТЗ-50».
Что, вы не устали от инноваций и модернизаций? Ведь сам МТЗ-50 запустился в производство в 1962 году, при Хрущеве. И этот новый трактор, как пишут в энциклопедии, тоже был «глубокой модернизацией выпускавшихся ранее МТЗ-5 и МТЗ-7». В свою очередь, они появились в результате “коренной модернизации” трактора МТЗ-2, который вышел из ворот экспериментального цеха еще в 1949 году.
Хорошая получилась линеечка – от Сталина до Лукашенко. Правда, считают сведущие люди, новые оригинальные тракторы, сделанные уже по самым современным аналогам, уступают и аналогам, и прежним своим модернизациям.
Недаром буримист посетовал, что наши тракторы часто ломаются. А надо, чтобы ломались нечасто. Поэтому надо держаться за свои рабочие места и не слушать болтунов, которые соблазняют простаков легкой и счастливой жизнью.
А у нас жизнь всегда трудная, но перспективная.
В общем, “не обещайте деве юной любови вечной на земле”. Не может быть вечной и льготная цена на газ, которая пока сохраняет конкурентоспособность производства. Поэтому о повышении зарплат можно сметь думать, когда снизится себестоимость. Мол, “смотрите от выключенной электрической лампочки до современных станков. Без модернизации не обойтись».
Короче, сами виноваты. Но может, не только сами? В себестоимость производства входит не только цена на газ, но и амортизационные отчисления. Разве завод в период высокой конъюнктуры не заработал на современные станки? И разве нет в Беларуси развитого современного станкостроения, которое стабильно затоваривается своей продукцией, имея безупречное первенство по цене над всеми конкурентами? Недотягивают в качестве? И слишком часто ломаются? Вероятно, чаще, нежели тракторы? И потому не могут повысить технологичность производства на МТЗ?
На заводе давно рассказывают анекдот про то, как ремонтники бьются над поддержанием жизни в уникальных станках, полученных еще по репарации из Германии. А новое отечественное и современное только удорожает производство.
И всем отцам-командирам производства и государства это, оказывается, до лампочки. То сломя голову гнали план по валу, а теперь играют в буриме.
На самом деле в одном месте у нас не считаются излишества, а в другом экономят на колбасных обрезках. В зависимости от характера производства в себестоимости всегда значительный вес имеют трудовые ресурсы. Переменный капитал, по Марксу, – рабочая сила, которая приводит в движение все эти машины и механизмы и с их помощью производит продукцию. По-научному, товар, востребованный и оплачиваемый на рынке потребителем по его потребительной стоимости и общественно приемлемой цене.
Как говорится, «если тебе «корова» имя, у тебя должны быть молоко и вымя. А если ты без молока и без вымени, то черта ль в твоем в коровьем имени!» Маяковский, да – был величайшим пролетарским поэтом. За словом правды в карман не лез.
Иными словами, капиталист платит работнику столько, сколько ему требуется, чтобы содержать семью. Следовательно, не меньше, чем стоят «в общем и целом» все выставленные на рынке товары.
А наши «коллективные капиталисты» превращают рабочих в колхозников, назначают зарплату, которую считают выгодной для себя и «стеснительной» для работника. Может, в пять, а может и в десять раз меньше, чем немцам, голландцам, американцам и всем прочим «пролетариям».
Забавно, что там тоже контролируется себестоимость и так же следят за включением электролампочек. Отдают им должное, но считают, что не в них дело.
А тут приехал гастролер, к концерту которого множество людей специально готовились, тратили деньги, которые отнесут на себестоимость, и учит, что в их работе все зависит от экономии.
…Все это напоминает сеанс одновременной игры. И простым игрокам, и болельщикам давно кажется, что гроссмейстер перепутал шашки с шахматами. Думает, что все еще играет в Нью-Васюках, но уже давно живет в Минске. Вернее, в Дроздах, где изначально на лампочках никто не экономил.