22.05.2015, 8:25
Зачем Герман Греф приезжал в Минск?

Однодневный визит председателя правления Сбербанка России Германа Грефа в Беларусь 18 мая оставил чувство недоумения. Он обменялся любезностями с президентом Беларуси, сказал о каких-то совместных шагах и уехал, не назвав ни одного из них. Попробуем догадаться, о чем шла речь.
Без камня на душе
В официальном сообщении белорусской стороны по поводу этого визита никаких явных указаний на совместные шаги не было. Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что Сбербанк выполнил и даже перевыполнил все взятые на себя пять лет назад обязательства по инвестиционному соглашению с белорусским правительством, которое было заключено в связи с продажей российскому банку белорусского Белпромстройбанка (сейчас – БПС-Сбербанк). Кроме того, Александр Лукашенко подчеркнул, что он очень ценит поддержку, которую российский банк оказывает в реализации белорусской техники.
Затем Александр Лукашенко не удержался от того, чтобы показать, что это Россия виновна в проблемах Беларуси, и отметил, что Герман Греф в Беларуси сможет ознакомиться с действиями, предпринимаемыми в стране для выхода из положения, создавшегося в том числе в связи с ситуацией на российском рынке и с российским рублем.
Герман Греф не обиделся и сказал, что в Беларуси созданы благоприятные условия для развития бизнеса, но на всякий случай отметил, что со стороны Группы Сбербанка «нет каких-то вопросов, которые бы оставались как камень на душе». Он сообщил о готовности продолжать сотрудничество в непростых для обеих стран внешнеэкономических условиях и предложил наметить следующие совместные шаги.
Кроме того, Герман Греф предложил правительству Беларуси помощь и опыт российского банка, чтобы повышать эффективность экономики РБ в целом и на отдельных предприятиях. По его мнению, это единственное, что сейчас можно сделать в текущем сложном периоде. Особое внимание, по его словам, намечено уделить предприятиям машиностроительного сектора и деревообработки.
Герман Греф также заявил, что планируется предпринять ряд шагов, связанных с повышением эффективности БПС-Сбербанка. Конкретизировать это замечание он также не стал.
Всплыл машиностроительный сектор
Ввиду отсутствия информации о том, о каких же конкретно совместных шагах шла речь во время визита банкира, нам придется догадываться об этом самим. Впрочем, это сделать несложно. У Беларуси одна проблема – нет денег на поддержку экономики в целом и отдельных предприятий в частности. У Сбербанка России деньги есть, и он может их дать. По-видимому, речь об этом и шла. Можно указать, по крайней мере, два крупных проекта по финансовой поддержке белорусской экономики, в которых, по-видимому, будет участвовать Сбербанк.
Всего через два дня после визита Германа Грефа премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков сообщил о подготовке правительством документа о финансовом оздоровлении «Гомсельмаша». Он подчеркнул, что документ создавался с участием банков, которые являются основными кредиторами предприятия, правда, перечислять их не стал.
Вот и всплыл машиностроительный сектор, о котором упоминал Греф. Предприятию надо помочь со сбытом произведенной им техники, приобретение которой российскими компаниями может профинансировать Сбербанк. Не зря же Александр Лукашенко, повторим, отметил, что он очень ценит поддержку, которую российский банк оказывает в реализации белорусской техники. И эффективность «Гомсельмаша» поднимется, о чем говорил уже Герман Греф.
Расчет векселем
Вторым крупным проектом, в котором российский Сбербанк может оказаться активным, если не самым крупным игроком, является организация реализации белорусской продукции в Россию с использованием векселей зарубежных банков или гарантий оплаты векселей со стороны зарубежных банков.
Всего через три дня после визита Германа Грефа, то есть с 21 мая, в Беларуси вступили в силу два постановления Национального банка РБ (№ 266 и № 267). В них определены критерии отбора зарубежных банков, выпускающих или авалирующих векселя, которые можно будет использовать белорусским предприятиям во внешнеэкономических расчетах, а также порядок формирования в РБ реестра юридических лиц, осуществляющих учет векселей. Таким образом, в расчетах по внешнеторговым операциям теперь можно использовать векселя зарубежных банков. Тем самым открывается простор для действий Сбербанка России, который активно работает на вексельном рынке России.
Возможно, конечно, что указанные два проекта поддержки белорусской экономики, лежащие как раз в сфере интересов Сбербанка, никак не связаны с визитом его главы в Беларусь. Просто так вышло, что они продвинулись именно в это время. Бывает и такое…