28.05.2015, 8:44
Цепь стратегических ошибок

Они обусловлены неверной стратегией или сами провоцируют стратегический провал?
Кажется, нет такого высокого чиновника в стране, который не рассказал бы о необходимости импортозамещения. Многим гражданам казалось, что такое или невозможно, или опасно для экономики.
Их сомнения категорически пресекал сам Лукашенко. Мол, так рассуждать могут только экономически неграмотные люди. И неграмотные люди верили, поскольку президент является дипломированным экономистом.
Не могу судить, как к этому факту относились, допустим, специалисты из Минэкономики.
Ну а теперь все недоумевают. Все инструкции и предписания выполняются, а эффект достигается не столько положительный, сколько отрицательный. Например, особое неудовольствие правительственных экономистов вызывали средние, малые и микроорганизации, которые больше в страну ввозят, нежели вывозят. Но оказалось, что сегодня в крупных организациях стоимость импорта в 1,4 раза превышает стоимость экспорта. На средних предприятиях – наоборот: они экспортируют продукции в 1,2 раза больше, чем импортируют, микроорганизации – в 1,22 раза.
В этом плане абсолютно точно лучшие результаты имеют малые предприятия. Здесь стоимость экспорта превышает стоимость импорта в 2,1 раза.
По «косвенным уликам», но вполне определенно можно считать, что крупные предприятия работают менее эффективно, нежели все остальные, большая часть которых управляется частным капиталом. Самое время воскликнуть: даешь приватизацию, даешь привлечение частника к производственным делам!
Но, понятное дело, коней на переправе не меняют. Поэтому пока разбираются только с теми, кто переплывет на другой берег.
В общем, можно надеяться, что кризис, который когда-нибудь закончится, внесет большую определенность в сознание субъектов экономики.
А пока читаем интересные сообщения Белстата. Например, в докладе о социально-экономическом развитии Беларуси в январе – апреле сказано так: «Снижение стоимостного объема импорта наблюдается по всем укрупненным группам товаров, за исключением продовольствия».
Разумеется, даже развитые сельскохозяйственные страны импортируют продовольствие, которое у них не производится, или когда это требуется для поддержания конкуренции на внутреннем рынке, или если оно используется для производства. Да и просто вообще ввозится, поскольку эти продтовары нравятся потребителю больше, нежели отечественные.
У нас же все планируется, и поскольку фактически восстановлена госмонополия во внешней торговле, планы составляются с учетом максимальной выгоды для государства. Но в I квартале текущего года экспорт продтоваров сократился на 227,7 млн. долларов и составил только 73,4% по сравнению с I кварталом прошлого года. Например, сократились стоимостные экспортные поставки молока и сливок сгущенных и сухих – на 79,7 млн. долларов (до 57,5% от объемов I квартала прошлого года), говядины свежей и охлажденной – на 42,8 млн. долларов (63,7%), масла сливочного – на 37,9 млн. долларов (50,1%), сыров и творога – на 33,8 млн. долларов (79,9%), колбас и аналогичных продуктов из мяса – на 33,2 млн. долларов (26,9%).
Как говорится, почти все потеряно, кроме чести. Честь Минсельхозпрода, если можно так выразиться, спасли традиционные белорусские культуры: экспорт картофеля вырос на 8,3 млн. долларов (151,9% от стоимости экспорта I квартала прошлого года), поставки льна-сырца и льна обработанного увеличились на 5,3 млн. долларов (191,9%).
Разумеется, пищевики вместо плановой «виктории» потерпели сокрушительное фиаско.
Но зато забили гол престижа.