8.06.2015, 12:45
Угроза нефтяного секвестра

Временная приостановка продаж белорусского бензина в Россию вряд ли повлечет за собой существенное снижение поставок нефти в Беларусь, несмотря на желание российского профильного министерства наказать белорусов за неисполнение обязательств.
Поставки российской нефти в Беларусь в этом году привязаны к объемам продаж белорусских бензинов на российском рынке, то есть Беларусь может импортировать из России 23 млн. тонн нефти при условии, если поставит в РФ 1,8 млн. тонн бензинов.
Эти обязательства содержатся в протоколе по отдельным вопросам применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, который был подписан в октябре 2014 года.
Этот документ был подписан во исполнение договоренностей по компенсации потерь Беларуси от налогового маневра в России. В нем сказано, что профильные ведомства Беларуси и России каждые три месяца будут сверять выполнение графика поставок белорусского бензина на российский рынок. И если объем недопоставки превысит 10% от квартального графика, то российская сторона может снизить поставки нефти в Беларусь на количество, которое исчисляется путем умножения коэффициента 5 на объем недопоставленного белорусского бензина.
Таким образом, в 2015 году Беларусь должна поставить в Россию 1,8 млн. тонн автомобильных бензинов – такой же объем бензина, как и в 2014 году (для справки: в 2014 году Беларусь успешно справилась с обязательствами – увеличила поставки нефтепродуктов в Россию на 29,8%, до 1,802 млн. тонн).
В этом году Беларусь поставляет автомобильное топливо в Россию в соответствии с утвержденным квартальным графиком, который, в свою очередь, разбит по месяцам. В январе 2015 года белорусские поставки должны были составить 50 тыс. тонн бензинов, в феврале – 200 тыс. тонн и в марте – 85 тыс. тонн. В январе-феврале Беларусь выполнила свои обязательства по поставке в Россию нефтепродуктов – по итогам двух месяцев Беларусь поставила в Россию 140 тыс. тонн бензинов.
В марте белорусская сторона приостановила поставки из-за невыгодной ценовой конъюнктуры. Дело в том, что на некоторых экспортных рынках белорусский бензин сейчас стоит примерно на 100 USD/тонна выше, чем в России. Такая ситуация позволяет белорусской стороне приостановить поставки. В соответствии с подписанным протоколом, если экспортная цена белорусского бензина значительно превышает сложившейся в РФ уровень цен, стороны должны сесть за стол переговоров и договориться о дальнейших шагах.
В конце мая зампредседателя концерна «Белнефтехим» Игорь Бобырь отметил, что пока Беларусь не возобновила поставки нефтепродуктов в Россию.
«Как поставлять, если сумма убытков при поставках нефтепродуктов выше, чем сумма прибыли», – так ранее комментировал сложившуюся ситуацию вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.
По его словам, «у нас есть право не поставлять нефтепродукты, если цена на них ниже среднеевропейской, и мы этим правом пользуемся», а когда поставки вновь станут экономически выгодными, белорусская сторона возобновит поставки бензинов в Россию.
Войны не будет
Ньюсмейкером нефтяной темы в последнее время стал глава Минэнерго РФ Александр Новак. В конце апреля он сообщил, что Минэнерго РФ рассмотрит возможность сокращения поставок нефти в Беларусь в июне. В конце мая А. Новак заявлял, что не исключает сокращения поставок нефти в Беларусь в связи с неисполнением белорусскими НПЗ обязательств по встречным поставкам нефтепродуктов в РФ. А 4 июня ему снова пришлось отвечать на вопросы, когда будет принято решение о снижении поставок нефти в Беларусь.
«Пока такое решение не принято, поэтому не могу точно сказать. Это будет зависеть от принятия решения Правительством РФ. В целом теоретически было бы правильно с III квартала такие решения принимать», – сказал А. Новак.
Примет ли такое решение Правительство РФ, большой вопрос. Думается, что оно вряд ли станет будоражить нефтяной конфликт на фоне недавнего расширения евразийской интеграции. Ранее вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович уже высказался по этой теме.
«Мы не будем принимать никаких симметричных мер с точки зрения поставок нефти, не будем искусственно ограничивать поставки», – заявил он журналистам.
Ранее министр энергетики РФ А. Новак сообщал, что российская и белорусская стороны разработают методику определения разницы цен на топливо на российском рынке и внешних рынках для взаимной корректировки объемов поставок нефти и нефтепродуктов.
Как было сказано, в действующем соглашении сторон есть оговорка, что если цены на топливо на экспортном и российском рынках существенно разнятся, то белорусская сторона может приостановить поставки нефтепродуктов. Но этот пункт был прописан абстрактно: что такое существенная разница – непонятно.
Экспорт увеличили на 20%, а выручка упала на 34%
Пока неясно, удалось ли сторонам подготовить такую методику трактовки существенной разницы в цене поставок нефтепродуктов. По крайней мере, белорусские профильные чиновники затруднились ответить на этот вопрос.
Следует также учитывать, что ранее белорусская сторона добилась того, чтобы топливо в Россию поставляли и российские нефтяные компании-давальцы – пропорционально их объему переработки нефти на белорусских НПЗ (в соответствии с договоренностями, они имеют право перерабатывать до 50% импортируемой из России нефти).
Однако в этом году российские компании заметно снизили объемы переработки нефти в Беларуси: сейчас он составляет примерно половину от возможной квоты. Эксперты отмечают, что в условиях налогового маневра российским вертикально интегрированным нефтяным компаниям выгоднее поставлять нефть на экспорт, а не на переработку.
К тому же российской стороне в сложившейся ситуации будет очень непросто «припереть к стенке» своего союзника за невыполнение обязательств по поставкам бензина. Из-за ухудшения конъюнктуры Беларусь в этом году несет огромные потери по ведущей экспортной позиции. В частности, в январе – апреле РБ увеличила экспорт нефтепродуктов по сравнению с январем – апрелем 2014 года на 20% – до 6,043 млн. тонн. А в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов снизился на 34% – до 2,461 млрд. USD.
Наиболее крупные объемы нефтепродуктов Беларусь поставила в Великобританию – 3,592 млн. тонн (в 2,435 раза больше, чем в январе – апреле 2014 года) на сумму 1,32 млрд. USD (+18%), Нидерланды – 619,99 тыс. тонн (-23%) на сумму 238,3 млн. USD (-53%), в Украину – 903,06 тыс. тонн (-13%) на сумму 504,6 млн. USD (-49%).
Российский рынок: ситуация противоречивая
Между тем эксперты отмечают, что на российском рынке бензина нынешним летом может сложиться аномальная ситуация, если впервые за несколько лет не произойдет резкого скачка цен на топливо. Это объясняется высоким уровнем запасов бензина и падением спроса со стороны потребителей.
Биржевые цены на бензин в конце мая перешли к устойчивому росту, достигнув годовых максимумов. Цена на Аи-95 на СПбМТСБ росла, увеличившись с начала мая за две недели на 8,5%, до 37,2 тыс. RUB за тонну, цена Аи-92 выросла на 9,6%, до 36,2 тыс. RUB/т.
Эксперты отмечают, что похожая динамика наблюдалась и в последние два года, когда за подъемом цен в мае следовал резкий скачок в июне-июле из-за падения запасов топлива после весенних ремонтов на НПЗ и высокого спроса на бензин. В 2014 году еще один ценовой всплеск произошел и в конце лета на фоне аварии на Ачинском НПЗ.
Но нынешняя ситуация имеет и свои важные отличия. Дело в том, что сейчас оптовые цены на бензин все еще ниже, чем год назад, несмотря на инфляцию и налоговый маневр в нефтяной отрасли, который, как полагали в правительстве и на рынке, должен был увеличить стоимость топлива.
По мнению отраслевых экспертов, это связано с ослаблением спроса. Запасы бензина в России на конец марта превышали 2 млн. тонн, что является очень высоким уровнем, а на 25 мая снизились до 1,8 млн. тонн, упав за неделю на 80 тыс. тонн (в частности, из-за роста экспорта), но и этот уровень остается высоким.
Они также обращают внимание, что если в апреле-мае белорусским поставщикам бензинов было невыгодно поставлять их в РФ, поскольку российский рынок был невыгоден по сравнению с другими направлениями, то сейчас оптовые цены на бензин в Центральном регионе уже близки к тому уровню, при котором белорусам будет выгодно вернуться на этот рынок.
По оценке Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», текущий netback для Аи-92 с Мозырского НПЗ на пограничном базисе сейчас составляет около 35,7 тыс. RUB за тонну.
По мнению экспертов, в текущей ситуации традиционный летний рост оптовых цен, который отражается на ценниках АЗС примерно с месячным лагом, может оказаться слабым.
«Ситуация на рынке противоречивая. Есть понимание, что розничные продажи бензина у всех снижаются, а поставки из Беларуси являются ограничителем для рынка. Увеличение продаж белорусского бензина способно быстро охладить рынок, но и экспорт российского бензина в этом году достаточно велик», – отмечает М. Турукалов.