4.08.2015, 8:57
Брюссельская усталость или примета оттепели?

В понедельник, 3 августа, было обнародовано решение Совета ЕС от 31 июля о снятии ограничительных мер (в том числе запрет на въезд и требование о замораживании активов) с 24 белорусских чиновников.
Из-под санкций, в частности, были выведены:
– председатель Государственного пограничного комитета Леонид Мальцев;
– бывший глава Администрации президента Геннадий Невыглас;
– бывший первый заместитель главы Администрации президента, экс-помощник президента Наталья Петкевич;
– экс-спикер Совета республики Анатолий Рубинов;
– бывший заместитель министра внутренних дел Евгений Полудень, осужденный в 2013 году за злоупотребления служебными полномочиями и превышение власти;
– бывший министр по налогам и сборам Владимир Полуян.
Под сокращение санкционного списка попали первый заместитель председателя Госкомимущества Алексей Васильев, телевизионный журналист Юрий Прокопов, а также четыре руководителя учебных заведений: ректор БГУ Сергей Абламейко, ректор БГУИР Михаил Батура, ректор Международного гуманитарно-экономического института Тамара Алпеева и директор Минского государственного политехнического колледжа Геннадий Подгайский.
Кроме того, санкции были сняты с 12 судей: Андрея Барановского, Елены Ананич, Ольги Гусаковой, Николая Боловнева, Елены Черняк, Жанны Дубининой (Ровдо), Натальи Кузнецовой, Елены Лаптевой, Натальи Меркуль, Лидии Телицы, Натальи Вареник и Валентины Зенькевич.
Чуть позже стало известно, что еще 13 июля Совет ЕС вычеркнул из санкционного списка Леонида Козика (экс-главу полностью лояльной власти Федерации профсоюзов Беларуси) и Виктора Скурата (экс-начальника Минского горуправления департамента охраны МВД).
Кроме того, Совет ЕС снял санкции с четырех белорусских компаний: ЗАО «Аскагротерминал», СООО «Вариант», СООО «Трайпл-декор» и СЗАО «Альтерсолюшнс». Все они были внесены в черный список как принадлежащие бизнесмену Юрию Чижу, которого в Брюсселе считают «кошельком Лукашенко».
Таким образом, суммарно из-под санкций было выведено 26 физических лиц и 4 юридических. В предыдущий раз Брюссель сокращал черный список 31 октября 2014 года: тогда из него были исключены 24 человека и 7 компаний.
Как отмечает БелаПАН, на сегодня под санкциями Евросоюза остаются 175 человек и 14 белорусских компаний.
Без ясных критериев
Каким принципом руководствовался Брюссель, выводя из-под санкций тех или иных чиновников, – до конца непонятно. По крайней мере, некая общая логика здесь не просматривается.
Можно предположить, что некоторые лица были вычеркнуты из черного списка потому, что уже не находятся на государственной службе (Наталья Петкевич, Евгений Полудень и др.). Однако некоторые из фигурантов санкционного списка просто сменили должность (например, вместо Совбеза Леонид Мальцев возглавляет Госпогранкомитет), а статус других и вовсе никак не изменился (ректор БГУ Сергей Абламейко, ректор БГУИР Михаил Батура и др.). Впрочем, что касается руководителей учебных заведений, то снятие с них санкций некоторые эксперты связывают со вступлением Беларуси в Болонский процесс.
В официальном комментарии, распространенном Представительством Евросоюза в Беларуси, говорится лишь о том, что Совет ЕС больше не видит оснований для дальнейшего пребывания в черном списке ряда лиц и организаций. Почему в Брюсселе больше не видят оснований для этого – не поясняется.
«Это решение не свидетельствует о каком бы то ни было изменении в политике ЕС относительно Беларуси, изложенной в выводах Совета от 15 октября 2012 года: ЕС придерживается политики критического взаимодействия с Беларусью, призванной содействовать соблюдению в Беларуси прав человека, верховенства права и демократических принципов», – говорится в заявлении Представительства ЕС, которое в точности повторяет комментарий к сокращению санкционного списка осенью 2014 года.
В сообщении также подчеркивается, что в целом санкции в отношении официального Минска остаются в силе «в связи с продолжающимся несоблюдением прав человека, демократических принципов и верховенства права».
Официальный Минск назвал решение Совета ЕС о сокращении санкционного списка «шагом в правильном направлении, хотя и недостаточным».
«Наша принципиальная позиция в отношении неприемлемости выстраивания взаимодействия на основе санкций и давления остается неизменной. Полная отмена всех санкций и ограничений со стороны Европейского союза является необходимым условием для нормализации отношений и будет способствовать продолжению диалога Беларуси и ЕС по вопросам, представляющим общий интерес», – подчеркивалось в комментарии МИДа Беларуси.
В свою очередь председатель незарегистрированного правозащитного центра «Вясна» Алесь Беляцкий, комментируя правозащитному порталу spring96.org решение Совета ЕС, отметил, что очевидных оснований для сокращения санкционного списка не видно.
«Считаю, что санкции против конкретных чиновников должны сохраняться, пока не будут решены вопросы с нарушениями прав человека в Беларуси, за которые они попали в черные списки. А это в первую очередь – события 2010 года: жесткий разгон демонстрации в Минске, аресты и последующие репрессии в отношении многих граждан», – подчеркнул Алесь Беляцкий.
По данным правозащитников, сегодня в Беларуси в местах лишения свободы остаются 6 политзаключенных: Николай Статкевич, Игорь Олиневич, Николай Дедок, Юрий Рубцов, Евгений Васькович и Артем Прокопенко.
Не прорыв, но какое-то движение
Очередное сокращение черного списка нельзя назвать прорывом в белорусско-европейских отношениях. Претензии Брюсселя относительно соблюдения в Беларуси демократических принципов и прав человека остаются, как и сами санкции. Большинство же вычеркнутых из черного списка лиц либо уже не находятся на государственной службе, либо практически никому не известны. Кроме, пожалуй, Леонида Мальцева, ни одного из выведенных из-под санкций чиновника нельзя отнести к топу сегодняшней белорусской номенклатуры.
С другой стороны, политический характер такого решения Совета ЕС отрицать тоже было бы глупо, тем более что суммарно с осени минувшего года черный список покинули уже 50 физических и 11 юридических лиц. Таким образом, вполне можно говорить о небольшом шаге Брюсселя навстречу официальному Минску.
Политологи призывают не преувеличивать значимость произошедшего и рассматривать сокращение черного списка, прежде всего, в контексте общей логики белорусско-европейских отношений, которые сейчас, с их точки зрения, переживают потепление, сравнимое с событиями 2009-2010 гг.
Эксперты считают, что причинами, подтолкнувшими ЕС и белорусские власти к налаживанию контактов, стали усталость от затянувшегося кризиса двухсторонних отношений, отсутствие у Брюсселя инструментов влияния на ситуацию в Беларуси, а также агрессивная политика России в регионе.
Читайте также:
- Беларусь приостанавливает 27 договоров об избежании двойного налогообложения
- Российские владельцы белорусских евробондов уведомили Минфин РБ о дефолте
- Правительство внесло дополнение в список «непродающихся» активов
- США не будут участвовать в сделках по обмену SDR, принадлежащих России и Беларуси
- Правительство Беларуси определилось, что делать с еврооблигациями: перевыпуск и выкуп с дисконтом