7.08.2015, 11:36
Президентская кампания: тихо, спокойно, тяжело

О преодолении барьера в 100 тыс. подписей сообщил пока только один потенциальный кандидат, и им предсказуемо оказался Александр Лукашенко. Представители штаба действующего главы государства сообщили о более чем 500 тыс. подписей уже к 5 августа. При этом инициативная группа Лукашенко сворачивать работу по сбору подписей пока не планирует.
Сергей Гайдукевич неделю назад заявлял о 55 тыс. подписей, к концу нынешней недели планирует выйти на 85 тыс., а к 15 августа обещает сдать в ЦИК 120 тысяч подписей. В штабе Виктора Терещенко заявляют о примерно 52 тыс. подписей к 4 августа, а в штабе Николая Улаховича – о 47 тыс.
На уровне устных деклараций тройка оппозиционных кандидатов пока находится в числе отстающих. Так, в штабе Татьяны Короткевич говорили о 43 тыс. подписей, в штабах Анатолия Лебедько и Сергея Калякина – о 30 тыс.
Потенциальный кандидат в президенты Жанна Романовская пока никаких данных и вовсе не озвучивает.
Разумеется, ко всем называемым штабами цифрам стоит относиться предельно скептически, так как их достоверность проверить сегодня нет никакой возможности, а блеф в таких ситуациях – вещь вполне естественная. Однако даже с учетом этого обстоятельства бросаются в глазах те показатели, которые называют в штабах демократических кандидатов, ведь на экваторе кампании по сбору подписей никто из них пока не заявил о выполнении даже половины нормы – сборе 50 тыс. подписей. Это свидетельствует как минимум о том, что задача собрать 100 тыс. подписей решается крайне тяжело и для некоторых вполне может оказаться невыполнимой.
Скучно стало даже Ермошиной
«Инициативные группы кандидатов от оппозиции, как отмечают наблюдатели, более активные: идут на контакт с избирателями, рассказывают про своих кандидатов и про ситуацию в стране. Граждане ведут себя достаточно пассивно, подписи ставят неохотно, временами открыто признаются, что боятся это делать», – говорится в отчете кампании «Правозащитники за свободные выборы».
Стоит признать, что своими стараниями оппозиционные кандидаты хоть как-то оживляют президентскую кампанию, которая в целом проходит крайне вяло.
Оживляют, конечно, в силу своих скромных возможностей. Так, например, Татьяна Короткевич решила набрать лишние очки за счет спортивного события, устроив пикет по сбору подписей возле «Борисов-Арены» прямо перед матчем Лиги чемпионов между местным БАТЭ и венгерским «Видеотоном». По окончании пикета потенциальный кандидат посетила и сам футбольный матч.
Больше других преуспел в плане создания информационных поводов для СМИ Анатолий Лебедько, который отметился серией тематических пикетов: было проведено два пикета солидарности с политзаключенными (возле ГУМа и напротив здания КГБ), пикет «против привилегий власти» (возле Комаровского рынка) и др. К слову, эти пикеты, которые не связаны напрямую с предвыборной тематикой, прошли без какого-либо противодействия со стороны властей, что полностью укладывается в президентскую установку провести выборы так, «чтобы никто не смог нас упрекнуть, даже подкопаться под какие-то проблемы и вопросы».
Впрочем, все эти старания являются лишь частностями, не меняющими общего характера избирательной кампании. А на унылый ее характер успела посетовать даже глава ЦИКа Лидия Ермошина, отметившая, что потенциальные кандидаты «должны чаще заявлять о себе, хотя бы с помощью интернета». Она добавила, что для нее, как руководителя Центризбиркома, хорошо, когда избирательная кампания проходит достаточно тихо, но для избирателей – не очень.
Спорить с этим тезисом сложно.
Ограниченность пространства
В целом потенциальные кандидаты с разной степенью интенсивности используют для сбора подписей такой механизм, как пикеты. Если инициативные группы Лукашенко, Лебедько или Короткевич довольно активно действуют в этом жанре, то, например, наткнуться на пикеты Гайдукевича или Улаховича гораздо сложнее. Жанна Романовская, в чьей инициативной группе чуть более 100 человек, и вовсе не использует этот механизм сбора подписей.
В Минске наиболее популярными местами для пикетов являются площадки перед ГУМом и магазином «Центральный» на проспекте Независимости, Немига, а также Комаровский рынок. Однако в целом ощущение ограниченности масштабов политической кампании, хотя бы в смысле ее визуального восприятия, все же присутствует. Тем более что в Минске городские власти этому активно способствовали: перед президентской кампанией нынешнего года они расширили перечень мест, где запрещено собирать подписи в форме пикетирования. Причем под запрет попали потенциально «рыбные» места, например, Привокзальная площадь, площадь Якуба Коласа и подземные пешеходные переходы. К этому следует добавить существующий уже давно запрет собирать подписи на Октябрьской площади, площади Независимости и Победы, а также рядом со зданиями органов власти и диппредставительств.
Все это существенно сокращает пространство для уличной политики. Тем более что самих пикетов немного. Например, от инициативных групп Лебедько и Короткевич (потенциальных кандидатов, которые весьма активно используют такую форму сбора подписей) в Минске ежедневно действует 5-7 пикетов. Причем далеко не все из них стоят с утра до вечера. В действительности же 5-7 точек на почти двухмиллионный город – это совсем мало, то есть в среднем речь идет о сотнях тысяч потенциальных избирателей на каждый пикет.
Одновременно идет сбор подписей путем обхода граждан по месту жительства. Ветераны избирательных кампаний утверждают, что в действительности это более эффективный формат сбора подписей, нежели пикеты. Однако оценить масштабы использования потенциальными кандидатами поквартирного обхода в сегодняшних условиях совершенно невозможно.
Между тем правозащитники констатируют, что получают немало сигналов об использовании административного ресурса при сборе подписей за действующего президента, а также о фактах давления на избирателей. На это же указывают представители команд демократических кандидатов, отмечая, что сбор подписей активно идет на предприятиях и в государственных организациях.
Доступ к ТВ
Тем временем Центризбирком на заседании 6 августа принял постановление о порядке использования средств массовой информации во время избирательной кампании. Этот порядок практически не отличается от того, который был в 2010-м.
Кандидатам в президенты будет предоставлено право по два раза выступить по телевидению и радио. Телеэфиры пройдут с 14 по 25 сентября с 19 до 20 часов. Кандидаты при этом смогут выбрать, обратиться ли им к избирателям в прямом эфире или в записи. По радио выступления кандидатов будут организованы с 21 сентября по 2 октября и с 6 по 7 октября.
Кроме того, кандидаты получат право в прямом эфире поучаствовать в теледебатах, которые начнутся 3 октября (суббота) в 17:00. Если кандидатов будет больше пяти, то на дебаты будет выделено полтора часа, если меньше – час. При этом, сколько бы ни было официально зарегистрированных кандидатов, можно прогнозировать, что на теледебатах почти гарантированно не появится Александр Лукашенко, который начиная с 1994 года ни разу не соглашался на равных с другими кандидатами выступать в телеэфире. Конкретный же формат проведения дебатов, как уточняет БелаПАН, будет определяться Белтелерадиокомпанией.
Кандидаты также получат возможность бесплатно опубликовать свои предвыборные программы в газете.
Кто из восьмерки претендентов в итоге станет кандидатом в президенты и получит право выступить по телевидению, сегодня еще неизвестно. Однако общая установка властей провести выборы в «спокойной обстановке» пока полностью реализуется.