26.08.2015, 8:34
Альтернативы по-прежнему нет

Пробуксовка процесса диверсификации внешних рынков не дает оснований ожидать скорого оживления в отечественном гражданском автомобилестроении.
Согласно оценкам, основанным на данных официальной статистики, в первом полугодии 2015 года львиная доля (до 80%) экспорта грузовых автомобилей белорусского производства пришлась на страны СНГ. До 70% продукции нашего автопрома, поставленной за границу, поступило в Россию. Это заставляет нас придавать особое значение анализу конъюнктуры на тамошнем рынке.
Смотря как меряться
По данным специалистов КамАЗа, совокупный объем продаж в РФ грузовых автомобилей полной массой 14-40 т по итогам шести месяцев 2015 года составил 14 тыс. штук, что на 62,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом лидер рынка КамАЗ сократил продажи на 52,7%, до 7,7 тыс. машин. Реализация грузовиков марки «Урал» группы ГАЗ сократилась на 7,7%, до 2,4 тыс. машин. Продажи белорусского МАЗа упали на 84%, до 600 машин.
Впрочем, российским игрокам, которые падали медленнее рынка, удалось и в этой ситуации существенно нарастить свою долю в совокупных продажах. Так, удельный вес КамАЗа вырос на 10,9 процентного пункта (п. п.), до 54,3%, достигнув максимума за последние 5 лет. «Урал» увеличил свое присутствие в данном товарном сегменте на 9,7 п. п., до 16,8%. А вот наш МАЗ свою долю в нише грузовиков полной массой 14-40 т сократил на 6,3 п. п., до 4,1%.
Еще больше пострадали объемы продаж ведущих иностранных брендов (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz и другие): в совокупности объемы их реализации снизились на 76%, до 3,43 тыс. машин. Их присутствие на российском рынке достигло пятилетнего минимума, упав на 14,2 п. п., до 24,5%. Хуже всего пришлось тем зарубежным автоконцернам, которые приостановили сборку своих моделей в России.
В частности, завод Volvo в Калуге мощностью 15 тыс. машин по выпуску Volvo Trucks и Renault Trucks приостановил производство на неопределенный срок еще в начале февраля. Правда, в апреле представители компании сделали заявление, что планируют расконсервировать завод «до конца года». Выпуск Mitsubishi Fuso в Набережных Челнах был остановлен в апреле текущего года и должен возобновиться в сентябре.
В настоящее время, по данным СМИ, производится сборка Scania и MAN в Санкт-Петербурге и Iveco в Миассе (данные по объемам производства не публикуются). Производит грузовики Mercedes-Benz и совместное предприятие КамАЗа и Daimler в Набережных Челнах.
Как отмечают эксперты, в условиях кризиса на рынке коммерческого транспорта среди иностранных брендов комфортнее себя чувствуют те, мощности которых по выпуску машин в режиме крупноузловой сборки (SKD) относительно невелики. Это позволяет им не останавливать сборку и выпускать грузовики в небольших количествах. Тогда как, например, Volvo c заводом, рассчитанным на производство 15 тыс. машин, вынужден ждать ощутимого улучшения конъюнктуры.
Здесь уместно будет подчеркнуть, что ситуация на российском рынке грузовиков в целом (транспортных средств массой свыше 3,5 т) выглядит для МАЗа не столь провально, как в сегменте тяжелых машин.
По данным агентства «Автостат», объем российского рынка новых грузовых автомобилей (свыше 3,5 т) составил в первом полугодии 24,1 тыс. машин и сократился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 46,6%. При этом продажи грузовых автомобилей Минского автозавода сократились в первой половине 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 56%, до 1.769 автомобилей.
Впереди него оказались КамАЗ (который практически не торгует машинами массой меньше 14 т) с 7.916 автомобилями (что на 44% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) и ГАЗ, продавший 3.358 грузовиков (на 26,3% меньше по сравнению с первым полугодием прошлого года).
Иномарки готовятся к реваншу
В таком же порядке эти производители расположились и в тройке самых продаваемых грузовиков с пробегом. Автомобилей КамАЗ б/у в июне продано 7.964 шт. (на 4% больше, чем в мае), ГАЗ – 3.849 (-2,3%), МАЗ – 2.788 (-3,2%). Но если кризис в России затянется, то конъюнктура и там может измениться не в их пользу. В последнее время желающие приобрести грузовой автомобиль все чаще обращаются не в автосалоны за новыми машинами, а на рынки за подержанной техникой. По данным компании «Автостат Инфо», если до недавних пор вторичный рынок грузовиков демонстрировал падение, то в июне он, напротив, вырос.
Правда, рост пока незначителен: продажи в июне выросли на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 31,9 тыс. машин. Но, похоже, тренд этот будет набирать силу. По словам руководителя направления логистической компании FM Logistic Александра Дьяконова, практически все перевозчики приостановили обновление автопарка до лучших времен. Старые автомобили списываются, однако запросы на перевозки нужно реализовывать – и этим можно объяснить некоторый рост продаж подержанной автотехники.
Тенденция последнего времени такова, что среди грузовиков с пробегом повышенным спросом пользуются иномарки. По данным «Автостат Инфо», в июне 2015 года их продажи увеличились в среднем на 7,8% (до 13 тыс. шт.), в то время как спрос на грузовики российских марок упал в этом же месяце на 2,9% (до 18,9 тыс. шт.).
В результате доля иномарок на вторичном рынке в июне возросла до 40,4% (против 38,4% в июне 2014 года). А доля российских грузовиков с пробегом понизилась на 2,9%, составив 59,1% рынка (против 61,6% годом ранее). Наиболее значительно в июне спрос вырос на такие марки грузовиков, как MAN (+29,6%, продано 1.599 шт.), Volvo (+13,5%, 1.428), Scania (+18,4%, 1.255), Mercedes (+21,1%, 1.052), Hyundai (+54,6%, 954).
Если исходить из высказываний самих транспортников, то растущий спрос на иномарки на вторичном рынке объясняется прежде всего более высокой их надежностью. Как отмечает начальник отдела логистических операций транспортной компании DPD в России Дмитрий Воеводин, действующие перевозчики в основном ориентированы на зарубежных производителей, такие автомобили более экологически чистые и надежные. И в отношении комфорта водителя иномарки также опережают отечественные машины.
Но, как уже отмечалось выше, небольшой рост спроса на подержанные грузовики произошел на фоне поистине драматичного падения рынка новой грузовой техники. Динамика которого, по мнению специалистов КамАЗа, во многом определялась снижением инвестиций в основной капитал, свертыванием строительных работ, спроса на товары инвестиционного назначения и снижением общей деловой активности.
Более развернутый анализ текущей ситуации на рынке грузовых авто дал исполнительный директор «Хино Моторс Сэйлс» Юрий Зорин. Он полагает, что причина кризиса – в сложной экономической ситуации, осложненной вновь ускорившейся девальвацией рубля, породившей как повышение издержек транспортных компаний, так и удорожание самого коммерческого транспорта, дороже стал и лизинг. Немаловажно и то, что санкции и высокие цены на зарубежные товары сократили их импорт в Россию, оставив без заказов многие транспортные компании, которые работали на международных маршрутах. Стоит упомянуть и сокращение финансирования инфраструктурных строительных проектов.
Надежды отроков питают
На этом фоне достаточно неожиданно прозвучало заявление представителей Камского автозавода о том, что даже в условиях падения продаж ведущий российский производитель грузовиков ожидает роста спроса на свою продукцию в этом году. Об этом, в частности, недавно публично заявил заместитель гендиректора компании по продажам и сервису Сергей Афанасьев. Во второй половине текущего года предприятие рассчитывает продать на российском рынке 13,4 тыс. грузовиков, что в 1,8 раза больше, чем продано в первом полугодии. По словам С. Афанасьева, сейчас в пользу КамАЗа играет девальвация рубля, а также рост государственных заказов.
Надо сказать, что участники рынка и эксперты неоднозначно встретили это заявление. Они не отрицают, что сейчас у КамАЗа есть некоторый потенциал для наращивания продаж. По словам директора транспортного парка логистической компании «ПЭК» Дмитрия Иевлева, российские автопроизводители имеют государственную поддержку по лизинговым программам, программе «трейд-ин», программам утилизации и т. д., с учетом чего их машины становятся более доступными.
Таким образом, КамАЗ вроде бы может пользоваться спросом в сегодняшних рыночных условиях. Но даже при условии возможного оживления продаж российских грузовиков в целом роста реализации новой грузовой техники в России в текущем году ожидать вряд ли стоит. И питать особых иллюзий по этому поводу не надо.
Примерно такой же точки зрения придерживается и директор по маркетингу «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» Павел Виклейн. Попытки помощи государства в виде субсидирования ставок и программы утилизации удерживают рынок коммерческого транспорта от более крутого падения, но в целом экономическая ситуация остается сложной. И сокращение продаж в нынешнем году окажется на уровне 40% по сравнению с прошлым годом. Возможно, в 2016 году, когда экономика перестроится, продажи грузовиков вырастут, но рост не будет существенным.
Не более оптимистичен и руководитель автомобильного направления EY Андрей Томышев, который хотя и прогнозирует замедление темпов падения российского рынка грузовиков во втором полугодии именно за счет мощной господдержки, но все равно ожидает, что по итогам года продажи упадут на 50-60%.
Все это не оставляет белорусским автопроизводителям особых шансов на сколь-нибудь значительное улучшение своих позиций на рынке нашего ближайшего партнера и союзника. Ведь если «буксуют» даже российские автопроизводители со всеми их льготами и преференциями, то белорусам там «ловить» особо нечего.
Согласно оценкам, основанным на данных официальной статистики, в первом полугодии 2015 года львиная доля (до 80%) экспорта грузовых автомобилей белорусского производства пришлась на страны СНГ.