10.09.2015, 8:53
Свои и чужие

Меры Правительства РФ по стимулированию производителей автотехники формально хотя и распространяются на производителей всего ТС, реально доступны только российским заводам.
В ходе недавней встречи в Минске председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и президента Беларуси Александра Лукашенко (поводом для нее стало начало строительства многофункционального комплекса «Газпром-Центр») глава российского газового гиганта сообщил о решении руководства компании в среднесрочной перспективе увеличить объемы закупок белорусского оборудования.
При этом он сослался на «дорожную карту сотрудничества», подписанную сторонами в 2014 году и рассчитанную до 2017 года. В ней «Газпром» заявил о возможностях замещения белорусской продукцией (в том числе нашей автомобильной техникой) некоторого оборудования, закупаемого за рубежом. Ряд экспертов данное заявление расценили как положительный знак в ситуации, когда падение поставок изделий машиностроения из Беларуси в России достигло критического уровня. В особенности это касается грузовой автотехники.
См. также: Альтернативы по-прежнему нет
Согласно данным, опубликованным 26 августа 2015 года на интернет-ресурсе «грузовой.ру», за июль в РФ было реализовано 260 автомобилей Минского автозавода (против 266 в предыдущем месяце), что на 57,7% меньше, чем в июле 2014 года. Поставки за январь – июль 2015 года составили 2.029 машин, или на 56,2% меньше относительно аналогичного прошлогоднего периода.
Поддать бы газку
Справедливости ради следует сказать, что процесс потери белорусским автопромом своих позиций в России начался не вчера и обусловлен как стагнацией экономики нашей союзницы, так и санкциями Запада против нее. Не вчера начались и попытки наших машиностроителей в условиях отсутствия полноценных альтернативных рынков найти более-менее благоприятные товарные ниши на том же российском рынке. И ниша грузовых автомобилей и автобусов на газовом топливе по сию пору представляется им таковой.
В марте текущего года в Минске под председательством заместителя премьер-министра РБ Владимира Семашко и заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Виталия Маркелова состоялось выездное совещание по вопросам реализации дорожной карты проекта «Расширение использования высокотехнологичной продукции и технологий Беларуси для ОАО «Газпром».
Этот документ был подписан в ноябре 2014 года во время проведения специализированной выставки «Беларусь – «Газпром»: Промышленность. Технологии. Сотрудничество». Помимо этого, в повестке дня совещания значились вопросы стандартизации продукции, выпуска газомоторных автомобилей и производства газовой аппаратуры для «Газпрома».
В том мероприятии приняли участие представители профильных министерств и ведомств, ведущих предприятий и концернов РБ, делегации ОАО «Газпром» и ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь». По результатам совещания был подписан протокол, в котором предполагалось согласовать перечень актуальных для ОАО «Газпром» видов продукции и технологий промышленно-научного комплекса Беларуси с представлением технико-экономического обоснования.
Из этого документа следовало, что белорусские предприятия автомобиле- и машиностроения в перспективе будут производить технику, работающую на газомоторном топливе, по программе импортозамещения ОАО «Газпром». К середине июня 2015 года должен был быть согласован и утвержден перечень этой продукции. А еще через 2-3 месяца (то есть к августу-сентябрю) предполагалось выйти на подписание конкретных контрактов между белорусскими предприятиями и «Газпромом».
«Газпром» ставит на КамАЗ
Однако не истек еще отпущенный на преддоговорную работу срок, как стало известно, что председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин 22 апреля 2015 г. подписали соглашение о сотрудничестве. Из него следовало, что «Газпром» обязуется в первоочередном порядке закупать камазовскую технику и запасные части к ней, а КамАЗ – поставлять, обслуживать и ремонтировать эти машины по льготным ценам и тарифам.
При этом Алексей Миллер выразил надежду, что к 2017 году половина автопарка его компании будет состоять из техники, работающей на природном газе. Причем среди газомоторных автомобилей наибольшее количество составят именно машины марки КамАЗ.
Комментируя это соглашение, пресс-служба ОАО «КамАЗ» также сообщила, что, по его условиям, на всю поставляемую ОАО «Газпром» продукцию будет предоставляться максимальная скидка в соответствии с госпрограммой субсидирования покупки машин на природном газе, утвержденной постановлением Правительства России от 13 мая 2013 года. Исходя из нее, не менее половины общественного и коммунального транспорта в крупных российских городах должно быть переведено на газомоторное топливо.
Развитием этого постановления стал документ от 11 октября 2014 года о предоставлении субсидий на приобретение газомоторной техники. И хотя никто не скрывал, что его первоочередной задачей была поддержка крупнейших российских производителей коммерческого транспорта – Группы ГАЗ и ОАО «КамАЗ», формально на эти субсидии могли претендовать и производители аналогичной техники из других стран Таможенного союза – Беларуси и Казахстана.
Субсидирование закупок газовых автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства в России было продлено и на 2015 год. Особо оговаривались два непременных условия: в качестве топлива на газомоторной технике в обязательном порядке должен применяться компримированный природный газ (сжатый метан), а также она должна быть произведена на территории государств – участников Единого экономического пространства не ранее 2014 года.
Как и в предыдущем случае, 30% денежных средств должны поступать из федерального бюджета, не менее 5% – из местного. Размер субсидий на приобретение пассажирской автотехники варьировался от 130 тыс. до 3 млн. RUB, техники для ЖКХ – от 100 тыс. до 3.800 тыс. RUB. Это должно было позволить субъектам Российской Федерации приобрести порядка 1.400 единиц газомоторной автотехники: 900 автобусов большого класса, 300 – малого и 200 ед. спецтехники.
Все это позволило сформировать в России достаточно существенный платежеспособный спрос на газомоторную технику. По словам Алексея Миллера, за три последних года ее продажи в РФ увеличились вчетверо. Но так как субсидии выделяло российское правительство, то как-то само собой подразумевалось, что и удовлетворять потребность в газомоторной технике будут в основном российские производители.
Хотеть не вредно
Нет ничего удивительного в том, что и белорусские предприятия, в частности МАЗ, – на правах партнеров по ТС и ближайших союзников – вознамерились получить свою долю «пирога». На Минском автомобильном заводе были оперативно разработаны и еще в начале августа 2014 года представлены несколько новых моделей автотранспорта, работающего на газовом топливе, в частности, бортовой автомобиль МАЗ-534023 и городской автобус МАЗ-203965.
По словам представителей предприятия, они рассчитывали, что только в 2015 году в Россию будет поставлено до 500 ед. новой грузовой и до 200 ед. пассажирской автотехники, работающей на газу. Однако уже на дворе сентябрь (то есть до конца года осталось не так уж много), а взрывообразного роста спроса на эту белорусскую технику не наблюдается.
Похоже, правы те аналитики, которые с самого момента опубликования российской правительственной программы субсидирования производства и приобретения газомоторного автотранспорта выражали сомнение, что МАЗ и иже с ним получат сколь-нибудь серьезную поддержку из российского бюджета, так как рассчитаны эти меры прежде всего для субсидирования РФ своих производителей автотехники.
И хотя в своем июньском интервью агентству БЕЛТА генеральный директор ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь» Владимир Майоров поначалу несколько обнадежил белорусских машиностроителей (дескать, развитие темы поставок техники из Беларуси для нужд «Газпрома» возможно в ближайшие месяцы), далее он расставил все точки над «i»: дело осложняется тем, что в свое время руководство МАЗа отказалось от разработок газомоторной техники, в то время как КамАЗ уже тогда демонстрировал образцы машин на природном газе.
Да впоследствии и Минский автозавод также обратился к этой теме, но с учетом того, что все последние годы КамАЗ активно вел работу в области газомоторных автомобилей, ликвидировать отставание от россиян белорусам будет достаточно трудно. Тем более что вся необходимая ему автотехника будет приобретена «Газпромом» на конкурсной основе. Подобное заявление выглядит достаточно двусмысленно в свете упомянутого выше соглашения между «Газпромом» и КамАЗом.
Впрочем, субсидирование приобретения газомоторной техники – не единственная российская государственная программа помощи автопрому, мимо которой «пролетает» МАЗ. Кроме нее, следует назвать госпрограмму утилизации, которая дает существенное ценовое преимущество (более 10% от стоимости), и программу льготного лизинга. Традиционно существенный объем продаж тому же КамАЗу (как, впрочем, ГАЗу и «Уралу») приносят госзакупки.
Как следует из сделанного 28 августа 2015 года заявления министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, российское правительство приняло решение дополнительно выделить на поддержку автопрома до конца года 7 млрд. RUB. (С начала 2015 года на программу обновления автопарка уже было выделено 15 млрд. RUB, и они были выбраны до конца июля.) Эта сумма включает в себя 5 млрд. RUB на программу поддержки спроса через утилизацию и трейд-ин и по 1 млрд. RUB на компенсацию процентов по кредитам на техперевооружение, а также льготный лизинг.
Другое дело, что эти меры не очень-то помогли главному российскому производителю грузовой автотехники – Камскому автозаводу: в июле 2015 года ему удалось продать 1.317 машин (в июне – 1.345), что на 42,1% меньше, чем в июле 2014 года. С января по июль 2015 года поставки составили 9.233 грузовика – на 43,7% меньше прошлогоднего уровня.
Правда, руководитель автомобильного направления EY Андрей Томышев полагает, что без мощной господдержки темпы падения рынка грузовиков были бы заметно больше.
См. также: Не спешите МАЗ хоронить