17.09.2015, 8:53
БелАЭС создаст профицит электроэнергии

Атомная станция будет вырабатывать до 40% электроэнергии от общих потребностей страны
Плюсы строительства БелАЭС официальные власти Беларуси озвучивали неоднократно. Один из основных их аргументов в пользу атомной энергетики – экономия около 5 млрд. кубометров газа в год и снижение энергозависимости от российского сырья (хотя это весьма спорный вопрос, учитывая хотя бы тот факт, что в соответствии с межправительственным соглашением Беларусь должна закупать топливо для АЭС у России в течение всего срока эксплуатации станции).
Между тем ввод в эксплуатацию Белорусской АЭС потребует резкого изменения режимов работы других генерирующих источников белорусской энергосистемы, что, в свою очередь, вызовет ряд сопутствующих проблем.
Проблемная энергия: на складе не оставишь
Проблемы возникнут прежде всего из-за профицита вырабатываемой в стране электроэнергии. То есть, если ничего не изменится, то электроэнергии окажется гораздо больше, чем нужно стране.
В 2014 году общее потребление электроэнергии в Беларуси составило 38,04 млрд. кВт·ч (100,9% к предыдущему году). При этом 3,83 млрд. кВт·ч Беларусь импортировала (на 43% меньше, чем годом ранее).
Между тем первый блок АЭС мощностью 1200 МВт в Беларуси планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, а второй – в 2020 году. Потребление электроэнергии в Беларуси к 2020 году (когда и планируется ввести в эксплуатацию оба блока атомной станции) может составить 37-38 млрд. кВт·ч. При этом АЭС, как предполагается, будет производить примерно 18 млрд. кВт·ч электроэнергии в год. Допустим, от импорта электроэнергии Беларусь полностью откажется уже после ввода первого блока АЭС. Тем не менее с вводом в эксплуатацию двух блоков станции профицит электроэнергии в любом случае окажется достаточно большим – около 14 млрд. кВт·ч.
Получается, что другим уже работающим в Беларуси станциям придется работать с меньшей, чем прежде, нагрузкой, да еще и в новом режиме – постоянного чередования пуска и остановки. Специалисты-энергетики говорят, что все эти проблемы белорусская энергосистема особо почувствует в условиях минимальных нагрузок в ночные часы. В этот период придется ежесуточно проводить большой объем регулировочных мероприятий на КЭС и ТЭЦ, предельно разгружая их до технического минимума с возможной регулярной остановкой отдельных блоков, а также снижать теплофикационную мощность ТЭЦ. В результате эффективность работы ТЭЦ заметно ухудшится, что, по мнению специалистов, является серьезной проблемой.
Консервировать или содержать в рабочем состоянии?
В деле интеграции АЭС в национальную энергосистему Беларусь не является первопроходцем.
В мире по-разному регулируют нагрузки в энергосистеме с учетом работы АЭС. Наиболее востребованы для этих целей действующие тепловые электростанции: во время спада потребления электроэнергии их разгружают до технического минимума, а в период пика – максимально загружают. Также известны и другие способы. Интеграции АЭС в энергосистему помогают воздушно-аккумулирующие газотурбинные электростанции, специальные пиковые источники на базе газотурбинных установок (ГТУ) либо газопоршневых агрегатов, водородная энергетика, аккумуляторные батареи и т. д.
При этом специалисты напоминают о прописной истине: чтобы энергосистема функционировала нормально, атомной станции тоже нужен резерв. Причем резервная мощность в энергосистеме Беларуси должна составлять как минимум 1200 МВт – на случай, если, к примеру, из строя выйдет один из блоков АЭС.
Чтобы иметь такой резерв, можно построить новые станции или же воспользоваться уже действующими – Березовской ГРЭС, Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-5 и т. д. (если, конечно, после запуска АЭС не консервировать излишние мощности этих станций, а поддерживать их в рабочем состоянии).
Есть мнение, что с точки зрения экономической целесообразности разумнее было бы вывести лишние мощности из эксплуатации, – слишком дорого обойдется поддержание их в рабочем состоянии.
Тем более что между энергетическими компаниями Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ), электрические сети которых работают в едином электрическом кольце, действует соглашение о параллельной работе энергосистем от 7 февраля 2001 года. Оно устанавливает общие принципы организации совместной работы электрического кольца, образованного сетями этих стран.
Кстати, в рамках этого соглашения белорусская энергосистема в 2013 году оказала Латвии аварийную помощь. А в 2008 году международная помощь, прописанная в соглашениях, позволила Беларуси более-менее легко справиться с последствиями аварийного отключения крупнейшей в стране Лукомльской ГРЭС. Тогда в течение 10 минут отключились все 8 блоков станции и без электроэнергии оказалось около 55% потребителей страны.
И теперь при необходимости в случае серьезных сбоев в энергосистеме каждая из сторон соглашения БРЭЛЛ могла бы поставить в Беларусь 100 МВт электроэнергии. Однако, по имеющимся данным, в нынешней ситуации белорусские специалисты не склонны уповать на данное соглашение – мало ли как дело обернется?
См. также: Белорусскую АЭС пытаются сделать «более белорусской»
Поэтому можно предположить, что руководство Беларуси вряд ли решится на консервацию лишних мощностей, учитывая политическую ситуацию в мире, непростые отношения со странами-соседями, а теперь еще и непредсказуемые скачки цен на нефть и газ. Наверняка будет сказано, что в сложившейся ситуации в целях обеспечения энергетической безопасности Беларуси просто необходимо содержать лишние энергомощности в резерве в рабочем состоянии.
Плюс – дополнительная «электрификация»
В принципе, белорусские энергетики уже имеют определенный опыт регулирования максимальных и минимальных нагрузок энергосистемы. Это – использование действующих ТЭЦ и КЭС при их работе в период максимальных и минимальных нагрузок, а также применение дифференцированных тарифов в зависимости от времени выработки электроэнергии.
И все же после вода в эксплуатацию АЭС Беларуси, судя по всему, придется активнее заняться «электрификацией». Специалисты прогнозируют, что до 2020 года, скорее всего, на действующих отопительных котельных и ТЭЦ необходимо будет установить электрокотлы, а также построить новые электрокотельные для отопления и горячего водоснабжения жилых и производственных зданий.
Во избежание исключения остановки генерирующего оборудования белорусской энергосистемы в часы минимальных нагрузок на ТЭЦ потребуется установка электрокотлов суммарной мощностью до 495 МВт, а на котельных «Белэнерго» – электрокотлов мощностью до 450 МВт. Специалисты считают, что необходимо будет также установить электрокотлы на многих других ведомственных энергоисточниках, – их суммарная установленная мощность должна достигать 150 МВт.
По оценкам, цена вопроса дальнейшей «электрификации» в системе «Белэнерго» – около 113 млн. долларов, в том числе 75 млн. долларов потребуется для энергетической модернизации котельных и мини-ТЭЦ и 38 млн. долларов – для ТЭЦ.
Но и это еще не все. В практике эксплуатации АЭС периодически применяется ежесуточная разгрузка отдельных блоков – до 10% от их установленной мощности. К примеру, во Франции, где атомные станции производят около 60% всей электроэнергии страны, АЭС разгружают на 10%. В свою очередь белорусские специалисты-атомщики считают, что БелАЭС в принципе можно разгрузить и на 20%, но желательно сделать это разово: то есть, допустим, в таком режиме она будет работать в течение всего лета, а полностью нагружать станцию будут днем.
Справка
Распоряжением премьер-министра Беларуси № 298р от 1 сентября 2015 года в Беларуси создана рабочая группа для выработки предложений по эффективной интеграции Белорусской АЭС в объединенную энергетическую систему страны. Рабочей группе поручено до 15 сентября 2015 года обеспечить сбор исходной информации о возможном приросте потребления электрической энергии к 2020 году по всем отраслям экономики. До 20 сентября 2015 года на основании собранной исходной информации рабочая группа должна выработать концептуальные предложения по эффективной интеграции Белорусской АЭС в объединенную энергетическую систему Беларуси. В состав рабочей группы включены 14 представителей министерств и ведомств Беларуси, руководителем группы назначен заместитель министра энергетики Вадим Закревский.