21.09.2015, 7:56
Союз недовольных

Разноскоростная интеграция в мировую экономику стран – членов ЕАЭС чревата сильными потрясениями для союза, шаткая конструкция которого может и не выдержать новых внутренних и внешних вызовов.
Основатели постсоветского интеграционного объединения могли избежать тарифного разнобоя, вызванного разными условиями вступления в ВТО. Еще на заре создания ЕАЭС, в июне 2009 года, правительства стран таможенной «тройки» официально объявили, что Россия, Казахстан и Беларусь прекращают самостоятельные переговоры о вступлении в ВТО и заявляют о вступлении в эту организацию единой таможенной территорией. Однако об этом было проще объявить, чем сделать. Уже через месяц президент РФ Дмитрий Медведев заявил о возврате к формату раздельного вступления в ВТО. Видимо, такой державе, как Россия, надоело почти 20 лет стоять в «предбаннике» ВТО. В августе 2012 года РФ первой среди стран «тройки» стала членом ВТО.
Импорт наступает – это последствия присоединения к ВТО?
Беларуси пришлось в полном объеме взять и на себя обязательства России перед ВТО, хотя снижение таможенно-тарифной защиты общего рынка повлекло за собой риски и потери для белорусских предприятий. Россия, вступив первой из стран «тройки» в ВТО, по сути, открыла общий рынок Таможенного союза для зарубежных компаний.
А поскольку в интеграционном союзе приоритет отдан правилам ВТО, то вместе с Россией де-факто в ВТО оказалась и Беларусь.
Правда, в первый год работы по новым правилам для белорусских предприятий это не имело серьезных последствий. Дело в том, что Россия обеспечила для себя хороший уровень таможенной защиты – после вступления в ВТО он составлял 9,5% (для сравнения: у Украины – 2,7%, у еврозоны – 2,8%) – и, кроме того, выторговала длинные переходные периоды (5-7 лет) в отношении наиболее чувствительных позиций.
Благодаря таможенному «зонтику» 90% импортных пошлин для Беларуси сохранились на прежнем уровне. К тому же для Беларуси было предусмотрено 108 изъятий из единого тарифа. Отметим, что под временной тарифной защитой – до вступления Беларуси в ВТО – остаются основные позиции белорусского автопрома: грузовые автомобили, транспортные средства специального назначения, автобусы, тракторы.
Но хотя первый год членства России в ВТО шоков партнерам по таможенной «тройке» не преподнес, тем не менее импорт продовольствия в страны Таможенного союза вырос на 10,9%. При этом поставки молока увеличились в 2 раза, сливочного масла – в 1,5 раза, риса – на 20%. Всерьез встревожились производители комбайнов. Из-за падения ставки ввозной пошлины до 5% импорт комбайнов увеличился на 70%. Вслед за этим Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) пришлось ввести специальную защитную меру в отношении поставок зарубежных комбайнов.
С сентября 2013 года стартовал второй этап снижения таможенных пошлин в рамках договоренностей России с ВТО. Это снижение коснулось 1,5 тыс. товарных позиций (более 10% от всей таможенной номенклатуры). Конкуренция на общем рынке «тройки» стала обостряться, что стало предметом беспокойства белорусского руководства. Чиновники забили тревогу по поводу ситуации на автомобильном рынке: если раньше российские и белорусские грузовые автомобили на рынке Таможенного союза занимали нишу в размере 50%, то за последние 5 лет их доля на российском рынке снизилась почти на 1/3.
С 1 сентября 2014 года «тройке» пришлось в третий раз со времени вступления России в ВТО снизить импортные тарифы в рамках выполнения обязательств по участию РФ в этой организации. Были снижены ввозные пошлины в отношении примерно 4.800 товарных позиций. Правда, по большинству из них снижение не слишком большое – в пределах 1-3 процентных пунктов. По оценкам, в результате средневзвешенная ставка импортного тарифа снизилась с 7,8 до 7,1%.
За последние 4 года в Беларуси на 72% увеличился импорт потребительских товаров (мебели, мыла, легковых автомобилей, лекарственных средств). При этом в 2010 года в структуре продаж на внутреннем рынке сократилась доля отечественных телевизоров – с 76 до 12%, холодильников и морозильников – с 76 до 65%, стиральных машин – с 42 до 34%. В этом году продолжают терять позиции на белорусском рынке отечественные кондитерские изделия из сахара (на 2,4%), минеральная вода (на 6,3%), безалкогольные напитки (на 2,6%).
Очевидно, что в ближайшее время конкуренция на пространстве ЕАЭС еще более обострится, так как Казахстан договорился о вступлении в ВТО на условиях, выгодных для национальной экономики, но по ряду позиций они отличаются от действующих в ЕАЭС.
Самое слабое звено «пятерки»
После недавнего вступления в ВТО Казахстана Беларусь оказалась единственным государством, оказавшимся за бортом этой организации, из стран ЕАЭС. Получается, что теперь у нее нет другого выхода, кроме как последовать примеру союзников.
13 сентября стало известно, что Беларусь согласовала «дорожную карту» с ВТО. В соответствии с ней намечено организовать дальнейший переговорный процесс и необходимую техническую работу, включая формат деятельности рабочей группы по Беларуси. Такое решение было завизировано в ходе встречи министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея с директором департамента по присоединению новых стран к ВТО секретариата ВТО Чиеду Осакве. МИД Беларуси в связи с этим сообщил, что члены ВТО и ее руководство поддерживают скорейшее присоединение к ВТО Беларуси.
Серьезную подвижку на пути в ВТО приветствовали и российские чиновники. Министр экономического развития России Алексей Улюкаев 18 сентября заявил о готовности оказать Беларуси максимальную поддержку по вступлению в ВТО на достойных условиях. Он также сообщил, что на последней встрече с еврокомиссаром по торговле Сесилией Мальмстрем обсуждал этот вопрос и «такую позицию обозначил».
См. также: Раздражитель для евразийской интеграции
На последнем заседании совета Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предложила белорусской стороне все свои имеющиеся ресурсы, начиная с экспертных и заканчивая формальными ресурсами в ВТО для ускорения этой работы. Однако, как ответил первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев, «здесь ключевым будет являться мнение самой белорусской стороны». «Вопрос этот непростой, и дело не только в формальных обязательствах по единому таможенному тарифу, вопросам доступа на рынки. Я думаю, что у партнеров по ВТО будет ряд условий, связанных с системными обязательствами Беларуси, в частности, с вопросами внутреннего регулирования экономики, наличием государственных торговых учреждений в структуре экономики», – сказал А. Лихачев. И добавил, что «Беларуси придется решить не только переговорные, но еще и политические задачи».
Если судить по выступлению А. Лукашенко на Втором форуме регионов России и Беларуси в Сочи 18 сентября, Беларусь пока не определилась, станет ли она торопиться в ВТО. А. Лукашенко отметил: «Думаю, что нам надо сильно проанализировать ситуацию, и, может быть, неучастие Беларуси сегодня в ВТО нам принесет пользу большую, нежели вступление в ВТО». Как было сказано, Беларусь может подвергнуться давлению, с тем чтобы Минск еще ниже опустил таможенные пошлины, «но это тогда разрушит весь экономический союз».
Лукашенко пожаловался, что такую угрозу ЕАЭС уже создали условия присоединения Казахстана к ВТО, «и мы вынуждены приспособиться к тому, что там наворотил с ВТО Казахстан». По его словам, был проведен анализ, согласно которому оказалось, что почти все промышленные предприятия подпадают под удар со стороны политики Казахстана по присоединению к ВТО.
См. также: «Бомба» под союз
Запрограммированное недовольство
БЕЛРЫНОК писал, что вступление Казахстана в ВТО стало одним из самых больших вызовов за 20-летнюю историю ВТО, поскольку Казахстан вынужден был согласовывать свои условия вступления в ВТО с оглядкой на ЕАЭС и, прежде всего, на Россию как на ключевого игрока союза. Если на начальном этапе условия вступления Казахстана в ВТО имели более низкую тарифную защиту, чем у РФ, примерно по 8 тыс. товарных позиций, то после долгих консультаций с РФ на финишном этапе их количество снизилось до 3,5 тысячи товаров.
Теперь союзники опасаются, что из-за более либерального казахстанского режима импортные товары сейчас хлынут на территорию всей евразийской «пятерки». Тем более что недавно при обсуждении проекта Таможенного кодекса ЕЭАС Казахстан внес предложения концептуального характера. Теперь эта страна настаивает на том, что кодекс должен содержать больше рамочных мер, а порядок таможенных процедур нужно отнести на национальный уровень. Очевидно, что новый подход Казахстана означает отход от ранее достигнутых договоренностей, подчеркнул член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимир Гошин в ходе 6-й международной конференции о перспективах Евразийского экономического союза 15 сентября. В. Гошин рассказал, что ЕЭК провела с казахстанскими коллегами несколько встреч, но пока они настаивают на своем. Поэтому ЕЭК вынуждена вынести этот вопрос на уровень вице-премьеров и не исключено, что его придется обсуждать президентам.
Очевидно, что серьезными конфликтами в интеграционном объединении чреват не только тарифный разнобой. Ведь в ЕАЭС до сих пор остается внушительный перечень изъятий и ограничений, который насчитывает 230 позиций.
«Нам хотелось бы, чтобы с 1 января 2015 года все прочувствовали, что союз наступил. Так не произошло. Страны не готовы одномоментно открывать свои рынки. Если говорить о свободе движения товаров, у нас остается масса ограничений на пути создания единого рынка», – не стал скрывать В. Гошин.
Создается впечатление, что с нарастанием кризиса внутри «пятерки» их будет становиться все больше.
Справка
Казахстан вступил в ВТО в 2015 году, Россия вступила в ВТО в 2012 году, Армения – в 2003 году, а Кыргызстан, который вот-вот присоединится к ЕАЭС, стал членом ВТО еще в 1998 году.
См. также: Казахстан чуть не стал заложником «тройки»