• USD  1,88
  • EUR  2,05
  • RUB (100)  3,30
Минск  +6..+8 Погода в Минске

Осенью 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации широкомасштабного проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), который призван создать прямой торговый, транспортный и энергетический коридор между странами Центральной и Южной Азии и Европой.

Этим проектом Китай надеется в первую очередь способствовать развитию собственных территорий, находящихся на севере и западе страны. Они развиты намного хуже, чем территории на юге и востоке, в особенности отстает в развитии Синтьзян-Уйгурский автономный район, населенный национальным и религиозным меньшинством – уйгурами.

Единый транспортно-логистический пояс свяжет страны Центральной Азии и Китай с Европой. В планах Китая – ликвидация торговых и инвестиционных барьеров между странами ЭПШП, налаживание дружественных связей, поиск взаимопонимания между народами. При реализации этого проекта предполагается создать сеть финансовых центров развития и оптимизировать движение финансовых потоков. Страны, включенные в проект, должны будут сблизить свое таможенное законодательство, чтобы созданная транспортно-логистическая система была совершенной.

В России встретили китайский проект довольно настороженно. Там считают его конкурентом региональному объединению ЕАЭС, однако потенциалы проектов несопоставимы. На территории, по которой пройдет «Экономический пояс Шелкового пути», проживает не менее 3 млрд. человек, а на территории ЕАЭС – менее 200 млн. человек.  Проект ЭПШП исключает дискриминацию любой из стран-участниц. При этом Россия при принятии решений в ЕАЭС демонстрирует противоположный подход. «В основе концепции «Экономического пояса Шелкового пути» лежит дух взаимовыгодного сотрудничества, мирного взаимодействия и взаимопонимания, обмена технологиями и лучшими наработками в различных областях», – заявил в начале недели на форуме для журналистов, посвященном ЭПШП, заведующий отделом международных связей ЦК КПК Ван Цзяжуй.

Уже сейчас Китай является крупнейшим торговым партнером России, Казахстана и Туркменистана, вторым – Кыргызстана и Узбекистана. Поэтому китайские товарные потоки и инвестиции уже заложили прочную основу для формирования в регионе ЭПШП.

Пока окончательный маршрут «Экономического пояса Шелкового пути» не определен, но в большинстве проектов, по сведениям белорусских чиновников, Беларусь фигурирует, а Китайско-белорусский индустриальный парк становится одним из узловых пунктов «Экономического пояса Шелкового пути».

Первым свидетельством того, что Беларусь не останется в стороне, является приход в Китайско-белорусский индустриальный парк якорного инвестора – крупнейшей китайской логистической компании China Merchants Group, которая начинает освоение 100 га территории парка – по сути, одной восьмой всей отведенной под парк площади.

Под проект «Экономического пояса Шелкового пути» была принята и президентская Директива № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». Китайскому капиталу открывается возможность приватизировать в Беларуси практически любое предприятие, кроме горнодобывающих, даже оборонного значения.

Приватизировать с участием китайского капитала белорусская сторона готова сельскохозяйственные, машиностроительные, станкостроительные предприятия, предприятия по производству бытовой техники, электроники, бытовой химии, полимеров, оптико-механические производства. В директиве имеется и большой раздел по гуманитарному и межправительственному сотрудничеству. Беларусь обязуется сохранять для Китайско-белорусского индустриального парка и его резидентов наилучший льготный режим среди стран ЕАЭС, скорректировать развитие собственной таможенной, логистической, транспортной инфраструктуры с учетом интересов развития проекта.

«Мы уже многое сделали по этому проекту. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем сделать парк образцовым примером инициативы «Экономического пояса Шелкового пути», – заявил председатель КНР Си Цзиньпин во время визита Александра Лукашенко в Китай 2 сентября. Итогом визита Александра Лукашенко в КНР и стала директива, создавшая для «Экономического пояса Шелкового пути» на территории нашей страны исключительные условия.

Беларусь оказалась ключевым звеном в реализации глобального проекта, который сулит и инвестиции, и рабочие места, благодаря российской интервенции в Украину и оккупации Крыма. Именно в Крыму предполагалось первоначально разместить узловой пункт «Экономического пояса Шелкового пути». Во время визита президента Украины Виктора Януковича в Пекин в начале декабря 2014 года именно об этом и шла речь. Китайские СМИ тогда сообщили о договоренностях о строительстве близ Евпатории глубоководного порта и о расширении порта в Севастополе, а также об аренде 3 млн. га сельскохозяйственных земель в Крыму, Херсонской и Днепропетровской областях. Президент Украины поддержал проект ЭПШП и его проведение через территорию Украины.

Что приобретет Беларусь в случае реализации ЭПШП, можно оценить на основании бывшего крымского проекта. По сообщениям китайских СМИ, на первом этапе в строительство и реконструкцию портов предполагалось инвестировать 3 млрд. долларов, на втором этапе – в строительство элеваторов, завода по сжижению газа и других предприятий – еще 7 млрд. Планировалось строительство технопарка, аналогичного Китайско-белорусскому индустриальному парку.

Визит в Китай был последним зарубежным визитом Януковича в качестве президента. На Майдане уже происходили массовые народные выступления,  вскоре Янукович покинул Украину, а в Крым были введены российские войска. Так «Экономический пояс Шелкового пути» переориентировался на наш регион, и Беларусь получила шанс на участие в широкомасштабном инфраструктурном проекте, объем инвестиций в который до сих пор не назван, ибо он зависит от возможностей каждой из стран, по которой пройдет ЭПШП.

Тэги:

, ,

Комментарии

Всё о масляных компрессорах: выбор, преимущества и советы по эксплуатации

Когда речь заходит о компрессорах, многие люди задаются вопросом: какой тип устройства выбрать для своих нужд? Компрессор масляный — это одно из самых популярных решений для самых разных задач. В этом обзоре мы разберем, что такое масляные компрессоры, почему их стоит выбирать и как правильно использовать для достижения максимальной эффективности. Что такое масляный компрессор? Компрессор

Клапаны GEMÜ vs конкуренты: сравнительный анализ с Bürkert, ASV Stübbe и Georg Fischer

Сравнение клапанов GEMÜ с аналогами (Bürkert, ASV Stübbe, Georg Fischer) Выбор промышленных клапанов – это всегда компромисс между ценой, качеством и специализацией оборудования. Немецкий бренд GEMÜ давно зарекомендовал себя как производитель премиальных решений для работы с агрессивными средами. Если вас интересует полный каталог продукции GEMÜ, вы можете ознакомиться с ним по ссылке: https://mvtp.by/katalog/gemu/. Теперь давайте

Доллар подорожал на торгах на БВФБ 11 апреля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

С 12 апреля в Беларуси повышаются цены на топливо

С 12 апреля 2025 г. уровень предельных максимальных розничных цен на моторное топливо на АЗС Республики Беларусь изменяется на 2 копейки, говорится в сообщении Белнефтехима. Цена автобензина АИ-92-К5-Евро составит 2,44 руб., АИ-95-К5-Евро – 2,54 руб., АИ-98-К5-Евро – 2,76 руб., дизельного топлива – 2,54 руб. Это уже пятое подорожание топлива в 2025 году. Ранее концерн сообщил

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,