29.10.2015, 8:04
Жизнь не по-швейцарски

Лидия Ермошина дала интервью газете «КП». Не по своей высокой должности, а как «простой гражданин» она высказалась за повышение пенсионного возраста.
Она считает, что его следует повышать, начиная с женщин. По той причине, что «нынешние женщины в 55 лет еще замуж готовы выйти и многократно выходят». Это правда. С другой стороны, многие «нынешние» и «прежние» женщины не выходили замуж. Бывало, сами не хотели, бывало, что никто замуж не звал, бывало, стоящая партия не случалась. Ни в молодости, ни в преклонном возрасте.
Дело брачующихся всегда было делом брачующихся, но их возраст всегда учитывался.
На сей счет существует множество литературных примеров, которые каким-то образом характеризуют морально-исторический контекст этой важной сферы жизни людей. В связи с этим вспоминается диалог Остапа Бендера с дворником около 2-го дома социального обеспечения Старгубстраха:
— А что, отец, невесты в вашем городе есть?
— Кому и кобыла невеста.
— Больше вопросов не имею. В таком доме, да без невест?
— Наших невест давно на том свете с фонарями ищут.
— Понимаю. Это которые еще до исторического материализма родились? – уточнил Остап.
Очень лаконичный и содержательный обмен мнениями двух вежливых людей.
Вот и гражданка Ермошина сообщила журналистам, что нет смысла проводить референдум по вопросу повышения пенсионного возраста: «Население никогда не поддержит эту идею. Мы же не в Швейцарии живем, где все голосуют против сокращения рабочей недели, потому что это экономически невыгодно. Мы до такого высокого собственного самосознания еще не дошли…».
И что на это возразить? Только согласиться. Но с условием, что такого «высокого собственного самосознания» нет и в самой Швейцарии и, вероятно, никогда не будет. Похоже, что это не понимает даже сама Ермошина, простая гражданка, которая работает председателем Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов. Когда все швейцарцы начнут единогласно голосовать за непопулярные предложения, эти предложения станут популярными.
Поэтому исчезнет необходимость в референдумах, а Швейцария из плебисцитарной демократии превратится в Северную Корею
Говорят, нельзя отождествлять ежа с платяной щеткой на основании того, что они колючие. Нельзя сравнивать и «ручное» управление в Беларуси и экономику Швейцарии, в основном подстраивающуюся под потребности рынка.
Попробуем проанализировать референдум, в котором «все швейцарцы голосуют против сокращения рабочей недели». Для начала следует ответить на вопрос: кто инициировал референдум? По какому поводу? Оказывается, между собой не могут договориться союзы нанимателей и профсоюзы. В это дело ввязываются политические партии, женские и прочие организации. И все это широко освещается в СМИ. Работники, вероятно, выступили бы за сокращение рабочей недели, если бы им сохранили прежнюю зарплату. Но это не устроило бы работодателей. За сокращение рабочей недели выступили бы безработные, поскольку оживился бы спрос на рынке труда.
То есть возникает причина проведения референдума, который должен «оцифровать» разногласия, определить предпочтения граждан, чтобы принимать квалифицированное решение, по возможности оптимально приемлемое для всех.
Обычно для иллюстрации швейцарской практики называют референдум, который предложил бы жителям высказаться за повышение налога на автомобили или за повышение дорожного налога. При этом все знают, что граждане страны чуть ли не поголовно имеют автомобили и, понятно, пользуются дорогами.
Вот такая альтернатива. В любом случае – повысят ли первый или второй налог – решение принимается в интересах всех участников дорожного движения, если полученные тем или иным образом налоги пойдут на улучшение качества дорог.
В общем, уникальная страна Швейцария, но жить нам приходится в Беларуси. Тоже в уникальной стране. Например, в Беларуси многие считают, что источники выплат по социальному страхованию имеют бюджетную природу и государство (президент) обладает правом распоряжаться ими по своему усмотрению. Об этом предельно откровенно говорят: «Мы же прекрасно понимаем, что не можем существовать, как некий оазис среди общего мира, когда у нас нет экономических возможностей для сохранения подобных льгот».
На самом деле фонды социального страхования не возникают из воздуха, они формируются из страховых отчислений. Государство принимает на себя лишь ответственность за их возврат плательщикам, когда у них возникает необходимость в этом.
Так вот, швейцарский «оазис» возник не потому, что государство взяло под свое попечительство население. Он создавался всеми ответственными гражданами, которые осознают свои права и имеют возможность их отстаивать.
Эта система имеет три уровня. На первом, который можно назвать «христианским», устанавливается минимальная пенсия каждому, даже если он не работал и не платил пенсионных взносов. «Тунеядствовал», но был рожден по образу и подобию божиему. На втором уровне действует фонд, образованный за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. Критерий таков: пенсия должна обеспечивать уровень жизни, который пенсионер имел до выхода на пенсию.
Третий уровень – это специальное индивидуальное пенсионное страхование для самостоятельно занятых, которые не получают зарплату, но имеют предпринимательский доход.
Нечто подобное существует и в Беларуси. У нас пенсия тоже является страховой выплатой тем, кто платил взносы в фонд социальной защиты. Но особые ее виды могут быть названы льготными. Например, средняя трудовая пенсия составляет около 40% (в августе – 38,4%) от средней зарплаты по стране. Но чиновники зарабатывают больше. Размер их зарплаты определяется должностным окладом, надбавками за класс (12 классов, низший из которых – 12-й), надбавками за выслугу лет. Таким образом, у любого чиновника, даже не растущего по должности, заработная плата из года в год гарантированно повышается. Общая сумма его пенсии не может превышать 50% его заработной платы. Но зарплата для исчисления пенсии не должна превышать трехкратного размера средней заработной платы по стране.
Иными словами, не только самые высокие чиновники, но и управленцы среднего звена получают пенсию, в полтора раза превышающую среднюю зарплату по стране.
Больше всех остальных пенсионеров, больше, вероятно, большинства работников во всех отраслях экономики.
И если конкретно подходить к вопросу о повышении пенсионного возраста, то можно вспомнить Горбачева, который призывал партийных бюрократов «начинать перестройку с себя». Все помнят, что из этого вышло. Тем не менее наши чиновники вполне могут «начинать с себя». С чиновных работающих пенсионерок, которых много в любой вертикальной структуре.
Есть надежда, что за ними потянутся и простые пенсионерки.
Читайте также:
- Бундесбанк предложил увеличить пенсионный возраст до 69 лет и 4 месяцев
- Пенсионная система с человеческим лицом. Часть 1
- Дальнейшее повышение пенсионного возраста в Беларуси не обсуждается — Турчин
- Власти РБ призывают пенсионеров не рассчитывать на помощь государства
- Опубликован Указ «О повышении пенсий»