9.11.2015, 8:11
Новейшая история в свете демографии

Наше правительство всегда стремилось проводить активную демографическую политику. Для этого оно предпринимало разнообразные – политические, идеологические, экономические, административные – меры, направленные на повышение рождаемости.
Например, одной из целей было восстановление авторитета традиционной семьи в обществе – полной, с папой и мамой, чтобы детишек было не меньше двух в каждой семье, а лучше – больше. Считается, что в Беларуси, учитывая ее демографические, социально-экономические условия, моральные и культурные ценности, которые признает большинство населения, для обеспечения простого воспроизводства населения на каждую сотню женщин требуется 215 детей.
Впрочем, в статистике для оценки демографической динамики применяются коэффициенты, рассчитываемые в промилле. Коэффициент рождаемости отражает количество детей, рожденных за год, на 1000 человек населения. Коэффициент смертности определяется как отношение числа умерших за год к 1000 человек населения.
Эти коэффициенты в разные времена в разных странах в историческом прошлом и настоящем могут разительно отличаться. Например, высокий коэффициент рождаемости обеспечивает высокий рост численности населения. Но этот рост может замедлиться или даже перейти в отрицательную плоскость, если высокий уровень рождаемости в стране окажется ниже коэффициента смертности.
БССР в 50-60-е годы прошлого века была очень успешной в демографическом отношении территорией. Сохранялась традиционная высокая рождаемость (в отдельные годы коэффициент рождаемости достигал 60 промилле), а уровень смертности, напротив, уменьшался. В 1950 году коэффициент рождаемости составил 25,5 промилле, коэффициент смертности – 8 промилле. Родилось 197,2 тыс. младенцев, умерло 62 тыс. человек, в итоге естественный прирост достиг 135,2 тыс. человек.
Самым «урожайным» в демографическом смысле оказался 1958 год, когда родилось 200,1 тыс. человек, а естественный прирост (при коэффициенте смертности 6,7 промилле) достиг 154 тыс. человек. Как сказал бы всякий статистик, это цифры, с которыми приятно работать. И мало кто мог подумать, что достигнутый результат окажется самым высоким в истории Беларуси. Уже в следующем, 1959 году рождаемость «на чуть-чуть» сократилась, а смертность увеличилась существенно – в 1,7 раза.
В итоге суммарный коэффициент прироста населения опустился до показателя 1950 года и составил всего 17,5 промилле.
В общем, за двадцатилетие, 1950 по 1970 год, подчеркнем, естественный прирост населения составил 1,7 миллиона, а общая численность населения превысила 9 млн. человек.
В 1970 году БССР вступала в новую фазу своего развития, которая оказалась весьма противоречивой. Достаточно сказать, что она вызывала споры уже в самом ее начале. Одни из партийно-государственных идеологов называли ее этапом развитого социализма, а другие – зрелым социализмом. Но и те и другие считали, что социализм наконец стал реальным, выросшим на своей собственной основе, и на него теперь не действуют вредные для него факторы.
Известно, что «развитой социализм» уложил свои претензии на вечность в достаточно невнятное пятнадцатилетие, которое парадоксальным образом сочетало в себе стремительное статистическое повышение благосостояния советских людей и утверждение дефицита всего, что могло представлять для них интерес.
В 1985 году была начата перестройка, идеологи которой задним числом переименовали «зрелый социализм» в «застой», чтобы люди легче поверили в их добрые и плодотворные намерения.
Признавая высокую рентабельность идеологии в любом обществе, люди в большинстве своем руководствуются собственными интересами и возможностями. Это относится и к демографии. В застойные годы (1970-1985 гг.) прирост народонаселения БССР замедлился, в основном, по причине воздействия объективных реалий, и за этот период численность населения республики увеличилась на 1 млн. Как сообщала статистика, по состоянию на конец 1985 года численность населения БССР составила 9.999.000 человек.
То есть прежний демографический процесс сохранился, несколько потеряв в положительной динамике. Произошло это по той причине, что действующие и потенциальные родители, возможно, сохранившие свое трепетное отношение к рожденным и еще не рожденным детям, оказались вынужденными заниматься своими собственными проблемами. Например, жилищным вопросом, который, будучи нерешенным, вызывал перенаселение в квартире при наличии даже одного ребенка.
А уж после перестройки, на фазе «переходного периода» к рынку и потом, после отказа от него ради стабильности, не только родители, но и их дети задумались: стоит ли ожидать лучшего, коль родина тебя ценит не дороже дополнительного погонного метра мягкой кровли, изготовленной заводом-банкротом ради хорошей статистики?
Подобную ситуацию поэтически выразил еще Маяковский. У него фигурировал и Ленин, который «живее всех живых» и дети, что «рассерьезничались».
…В точности так и было. В 1993 году впервые за свою обозримую историю Беларусь (РБ) столкнулась с фактом естественной убыли населения: коэффициент рождаемости составил 11,3, коэффициент смертности – 12,4. Численность родившихся составила 117,4 тыс., численность умерших – 128,6 тыс., естественная убыль – 11,2 тыс. человек.
Позже это было названо «демографическими ножницами», что стало образным выражением, которое описывает ситуацию в обществе, где смертность превышает рождаемость. Уже в 1995 году естественная убыль населения увеличилась до 32,7 тыс. человек, хотя в 1990 году был зафиксирован такой же в численном выражении, но положительный показатель.
Конечно, перечисленные выше и прочие данные требуют квалифицированного и комплексного анализа. Но я считаю, что основная проблема происходящего определятся объективными обстоятельствами жизни людей репродуктивного возраста, чрезмерными требованиями, которые к ним предъявляет государство, забывая о том, что эти люди не только субъекты производства, но и субъекты воспроизводства рода человеческого.
Это подтверждает и статистика. Численность населения РБ на 1 октября 2015 года составила 9.944,2 тыс. человек и по сравнению с началом года увеличилась на 13.335 человек. При этом естественная убыль составила 1.761 человек (на 216 человек), а миграционный прирост вырос на 6.622 человека, до 15.096 (в 1,8 раза) по сравнению с январем – сентябрем 2014 года.
…Разумеется, в Беларуси радуются каждому прибывающему к нам на ПМЖ хорошему человеку. Молодому, здоровому, квалифицированному и богатому, который сможет заменить уезжающего из страны среднего по своим качествам мигранта. Но если эта тенденция усилится, то живущие в стране ее граждане могут почувствовать дискомфорт.
Ведь достигнутая за счет принципиальных компромиссов стабильность отнюдь не обещает белорусам благополучной и «благоустроенной» жизни.