15.12.2015, 8:25
Потечет ли электроэнергия с БелАЭС в Европу?

Строительство АЭС поставит Беларусь перед необходимостью увеличить экспорт своей электроэнергии. Удастся ли ей выстроить энергомост в Европу?
Белорусская АЭС к 2020 году, после ввода в эксплуатацию двух блоков по 1200 МВт каждый, работая в базовом режиме, сможет производить 17 млрд. кВт·ч электроэнергии – это 42% от общего объема нынешнего ее производства в стране. А куда девать излишки электроэнергии, которые появятся?
От газовых плит до электромобилей
Вопрос не праздный. Ответить на него должна рабочая группа, созданная 1 сентября по распоряжению премьер-министра. Ей поручали до 20 сентября 2015 года подготовить предложения по интеграции Белорусской АЭС в энергосистему страны. Задача для специалистов оказалась достаточно сложной, и срок перенесли на I квартал 2016 года.
Во время поездки в Гомельскую область 25 сентября А. Лукашенко признал, что с вводом БелАЭС в стране появится избыток электроэнергии, который нужно как-то использовать. «Поэтому я поручил правительству найти вариант, что мы будем с этой электроэнергией делать», – сказал он.
Похоже, что вариантов не так много. «Значит, будем это направление в стране развивать: газовые плиты на кухне заменим и до электромобилей», – цитирует слова А. Лукашенко БЕЛТА. Он также не исключил, что в целях стимулирования населения более широко использовать электроэнергию в ряде случаев будут вводиться более низкие тарифы.
Хотя вряд ли население может рассчитывать на снижение энерготарифов. Ведь правительство связано обязательствами ликвидировать перекрестное субсидирование, и в 2016 году оно собирается выйти на 100-процентную оплату тарифов в электроэнергетике. Что возможно, так это с помощью гибкой тарифной политики стимулировать предприятия и население потреблять больше электроэнергии в ночное время.
Чтобы «связать» лишнюю электроэнергию, в Беларуси на уже действующих отопительных котельных и ТЭЦ планируют до 2020 года становить электрокотлы, а также построить новые электрокотельные для отопления и горячего водоснабжения для жилых и производственных зданий. Специалисты Минэнерго тщательно просчитывают возможности установки электрокотлов на районных котельных в системе ЖКХ.
Атомная энергетика, вероятно, заставит задуматься белорусские власти и над новыми подходами в жилищном строительстве. В частности, речь идет о том, чтобы в новых микрорайонах для подогрева воды использовать электроэнергию.
При этом специалисты прорабатывают также планы по более активному использованию электротранспорта. «Мы идем к тому, что электроэнергия будет все больше использоваться как в экономике, так и в социальной сфере. Это – общемировая практика, и мы здесь не будем отставать от всего мира, наверное», – отметил министр энергетики Владимир Потупчик в ходе проведения Белорусского энергетического и экологического форума в начале октября.
Приоритет – экспорт
Дальнейшая электрификация страны – дело, конечно, хорошее. Однако сомнительно, что все вместе взятые проекты, нацеленные на решение этой задачи, смогут без ущерба для национальной экономики переключить на себя весь объем избыточной электроэнергии.
Специалисты понимают: идеальный вариант «связать» лишнюю электроэнергию – нарастить ее экспорт.
Отвечая на вопросы корреспондента БЕЛРЫНКА относительно перспектив экспорта белорусской электроэнергии, гендиректор «Белэнерго» Евгений Воронов ранее отмечал, что в будущем Беларусь будет ориентироваться на поставки электроэнергии на европейский рынок – в Польшу и Литву. Он отметил, что пока реализовать эти планы проблематично прежде всего по политическим мотивам, «но чисто экономически и технически мы можем экспортировать, и эти вопросы сейчас прорабатываем». По его словам, в направлении Литвы Беларусь имеет достаточно линий электропередачи для поставки электроэнергии в эту страну, а в Польшу надо строить линию. «Думаю, что и Польше это будет выгодно, – сказал Е. Воронов.
Следует отметить, что сейчас параллельно со строительством АЭС в Беларуси за счет китайских кредитов создается система выдачи мощности с БелАЭС в энергосистему страны. До 2018 года должно быть завершено комплексное строительство и реконструкция высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП) напряжением 330 кВ, а также строительство и реконструкция подстанций 330 кВ схемы выдачи мощности АЭС. Соответствующий контракт между «Гродноэнерго» и китайской компанией NCPE стоимостью более 340 млн. долларов был заключен еще в августе 2012 года. Данный проект на 95% финансируется за счет кредита Экспортно-импортного банка Китая, еще 5% – это деньги «Гродноэнерго».
Одна из веток ЛЭП данной системы идет в направлении Литвы и будет подключаться к линии, ведущей к Игналинской АЭС. Для передачи электроэнергии в Литву предполагается реконструировать ЛЭП напряжением 330 кВ Игналинская – Сморгонь. Проект предусматривает демонтаж существующей ЛЭП и строительство на ее месте новой линии на участке около 90 км.
Как «легализовать» БелАЭС?
Однако очевидно: пока остаются проблемы с согласованием ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду – документ, который необходимо согласовать со странами-соседями в соответствии с Конвенцией Эспо), белорусская сторона не может думать об экспорте электроэнергии с БелАЭС. Евросоюз, как отмечают европейские эксперты, не пустит на свой рынок электричество из генерационных источников, которые не соответствуют международным стандартам.
Поэтому Беларуси важно поскорее «легализовать» свою АЭС, что в свою очередь может открыть двери для экспорта белорусской энергии в Европу. Принципиальную позицию в этом вопросе занимает Литва, обращая внимание на то, что Беларусь не выполняет Конвенцию Эспо (Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте) и не предоставила ответы на вопросы относительно безопасности БелАЭС. К тому же Минск до сих пор не объяснил, почему для строительства АЭС он выбрал именно островецкую площадку в 50 км от Вильнюса.
В середине ноября вопрос относительно Белорусской АЭС рассматривался на заседании Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Литвы и Беларуси в Минске. Тогда министр окружающей среды Литвы Кястутис Трячекас заявил о необходимости пригласить миссию МАГАТЭ для оценки площадки АЭС, поскольку этого требует Конвенция Эспо, а глава МИДа Литвы Линас Линкявичюс пригласил белорусских экспертов для обсуждения претензий международных организаций, связанных со строительством Островецкой АЭС.
«Не во всем наши взгляды совпадают. Мы должны работать, чтобы все-таки качество строительства Белорусской атомной электростанции в Островце было на должном уровне, чтобы ни у кого не было вопросов, сомнений. Мы договорились, что наши эксперты в ближайшее время, в следующем месяце, встретятся по поводу выполнения требований Конвенции Эспо», – заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс 12 ноября в Минске. И добавил, что это будет «совместным шагом вперед».
Однако пока не очевидно, что этот «совместный шаг» сторонам удастся сделать. Встреча, о которой говорил Л. Линкявичюс, должна пройти на днях в Вильнюсе. Но, как сообщил директор Департамента предупреждения загрязняющих выбросов министерства окружающей среды Литвы Виталиюс Ауглис, на встрече не планируется обсуждать конкретно проект Белорусской АЭС, поскольку Беларусь пока не представила данных о влиянии этого объекта на окружающую среду и другую необходимую информацию.
В связи с этим страны Балтии обсуждают механизмы, как предотвратить импорт электроэнергии с БелАЭС. «Прежде всего, Литве, Латвии и Эстонии нужны общие соглашения о тарифной системе, о налоговой системе. Если это электричество будет в достаточной степени обложено налогами, то не будет стимула пересылать его в Литву. Поскольку это тонкий вопрос в юридическом смысле, он затрагивает много международных конвенций. Не хочется заранее говорить точный вариант, каким путем мы пойдем, но направление, я думаю, должно быть таким», – сказал 11 декабря министр энергетики Литвы Рокас Масюлис в интервью BNS.
Риски литовского направления
Сейчас Беларусь экспортирует электроэнергию в Литву по биржевым правилам. Электроэнергия поставляется в литовскую зону энергобиржи Nordpoolspot. Согласно правилам этой биржи, поставки электроэнергии в Литву из «третьих» стран (в том числе из Беларуси) могут осуществляться в режиме «на сутки вперед» и не предполагают заключения долгосрочных контрактов.
В частности, за 8 месяцев 2015 года Беларусь экспортировала через энергобиржу Nordpoolspot 113 млн. кВт·ч электроэнергии. По данным БЕЛРЫНКА, в 2016 году белорусская электроэнергия в Литву будет попадать по такой же схеме, а также станет поставляться в Латвию, Эстонию и Россию в случае оказания аварийной взаимопомощи.
Отметим, что сейчас электрические сети Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ) работают в едином электрическом кольце. Между ними действует Соглашение о параллельной работе энергосистем от 7 февраля 2001 года. Этот документ устанавливает общие принципы организации совместной работы электрического кольца, образованного сетями этих стран.
При этом в конце 2015 года Литва планирует ввести в эксплуатацию новые соединения между Литвой и Польшей (500 МВт), а также Литвой и Швецией (700 МВт), которые соединят энергосистемы стран Балтии и Северо-Западной Европы. В связи с этим, как было заявлено, Литва после 2025 года откажется от параллельной работы с энергосистемами Беларуси и России.
Если это случится, то нынешняя энергетическая инфраструктура, по которой электрический ток из Беларуси течет в Литву, а также строящиеся линии ЛЭП в этом направлении окажутся ненужными.
Хотя если представить, что Минску и Вильнюсу удастся снять проблемы, связанные со строительством БелАЭС, то экспорт белорусской электроэнергии в Литву теоретически будет возможен. Правда, для этого Беларуси потребуется построить вставку постоянного тока, чтобы нивелировать эффект разной частоты тока. А на это нужны дополнительные деньги, которых в стране не хватает.
Читайте также:
- Беларусь временно ограничила вывоз моркови и свеклы
- Беларусь вводит лицензирование экспорта яблок и лука
- Правительство продлило запрет на вывоз некоторых промтоваров
- Внешняя торговля товарами сократилась на 6,5% — данные Белстата
- Белорусским юрлицам разрешили получать от нерезидентов наличную валюту