17.12.2015, 8:50
Беспилотники по-партизански

Два года назад президент Беларуси Александр Лукашенко после завершения переговоров с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым сделал заявление о том, что белорусские предприятия будут поставлять в эту страну беспилотные авиационные комплексы и даже готовы наладить там сборку беспилотников. Данное заявление сразу же стало сенсацией международного масштаба и вызвало многочисленные, нередко ироничные комментарии в духе: одна развивающаяся (то бишь недоразвитая) страна помогает другой, еще более «развивающейся».
Однако, как показало время, ирония эта была напрасной. В ходе завершившегося недавно визита Александра Лукашенко в Туркменистан в качестве одного из примеров белорусско-туркменского сотрудничества высокопоставленному гостю и его коллеге-хозяину был продемонстрирован беспилотник «Буревестник», способный выполнять разведывательно-ударные задачи. Как следует из слов представлявших эту новинку специалистов, выпуск дрона уже налажен на тамошних предприятиях.
Гордо реет «Буревестник»
БПЛА тяжелого класса «Буревестник» создан НПЦ «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» при ФТИ НАН. Последний является головной организацией по разработке и организации производства целой гаммы технологий и элементов летательных аппаратов, целевых нагрузок и беспилотных авиационных комплексов (БАК) гражданского и двойного назначения.
Технические характеристики «Буревестника»: масса – до 250 кг, мощность двигателя – 62 л. с., максимальная скорость – до 250 км/ч, крейсерская – 80-120 км/ч, диапазон рабочих высот – от 200 до 5000 м, продолжительность полета – около 10 часов.
Отличительной особенностью БПЛА «Буревестник» является гарантированная дальность передачи информации и связи на расстоянии до 290 км. При этом задержка сигнала практически не ощущается: передача сигналов управления на БПЛА и собираемой информации различных видов на землю ведется в режиме реального времени.
По данным разработчика, в автономном режиме полета по заранее составленной программе дальность полета аппарата может достигать более тысячи километров при продолжительности полета до 10 часов. Планами предусмотрено увеличение продолжительности полета примерно в полтора раза.
Отличительной особенностью БПЛА «Буревестник» является гарантированная дальность передачи информации и связи на расстоянии до 290 км.
Аппарат может нести гиростабилизированный модуль с теле-, фото- и ИК-камерами, а также лазерный дальномер и модуль радиационного мониторинга. Дополнительно к аппаратуре пилотажно-навигационного комплекса «Буревестник» может взять на борт порядка 70-80 кг полезной нагрузки, характер которой определяет заказчик, в том числе и боевую нагрузку.
Как заявил, представляя БПЛА «Буревестник», начальник научно-производственного центра «Беспилотные авиационные комплексы и технологии» НАН Беларуси Юрий Яцына: «Он несет специальную нагрузку, ракеты, крылатые ракеты, которые также являются беспилотными летательными комплексами нашего производства».
Видео ОНТ
Если относительно упомянутых выше крылатых ракет собственной разработки НАН РБ что-либо определенное сказать очень трудно (возможно, они имеют комбинированную систему наведения: инерциальную + телевизионную), то другая часть боевой нагрузки «засветилась» в телерепортаже о визите Александра Лукашенко в Туркменистан. Рядом с БПЛА «Буревестник» были выложены различные модификации неуправляемых авиационных ракет (НАР) семейства С-5 калибром 57 мм.
Важнейшая часть любого оружия – голова владельца
Сама НАР С-5 фугасного действия была принята на вооружение ВВС СССР 22 марта 1955 года. Одновременно с ней приняли на вооружение и пусковую установку ОРО-57К. НАР С-5 послужила основой для разработки целого семейства авиационных ракет различного назначения, в том числе:
- С-5М. Боевая часть комбинированная – фугасного и осколочного действия, снабжена осколочной оболочкой, образующей при взрыве до 75 осколков массой 0,5-1,0 г для поражения живой силы вне укрытий и слабозащищенной техники.
- С-5МО. Боевая часть снабжена 12 стальными кольцами с надрезами для обеспечения регулярности дробления. При взрыве образовывается до 360 осколков массой по 2 г, поражающих живую силу вне укрытия.
- С-5К. Представляет собой кумулятивный авиационный реактивный снаряд. Предназначен для борьбы с бронированной техникой противника. При угле встречи 30° кумулятивная боевая часть пробивает броневую плиту толщиной 100-130 мм.
- С-5КО. Боеприпас комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Наряду с кумулятивной воронкой Б4 ракета снабжена 10 кольцами с надрезами, образующими при взрыве 220 осколков массой по 2 г.
- С-5 КП и С-5 КПБ. Модификация ракеты С-5К с высокочувствительными пьезоэлектрическими взрывателями вместо ударных механических. Для усиления осколочного действия на корпус боевой части навита стальная проволока. Оснащена самоликвидатором с таймером.
- С-5С и С-5СБ. Боевая часть этих НАР содержит 1000-1100 стреловидных поражающих элементов длиной 40 мм. Они уложены в корпусе боевой части, как в стволе, и выстреливаются вышибным зарядом вперед при срабатывании дистанционного взрывателя, поражая живую силу вне укрытия.
- С-5П. Боевая часть содержит отражательные диполи из металлизированного стекловолокна. При срабатывании дистанционного взрывателя диполи распыляются в воздухе, вызывая появление помех на экранах РЛС.
Важно упомянуть, что имеются технологии превращения неуправляемых авиационных ракет в корректируемые. Например, на международном авиакосмическом салоне МАКС-99 НТЦ АО «АМЕТЕХ» («Автоматизация и механизация технологий») представило проект системы корректируемого ракетного оружия «Угроза» (в западных публикациях проект получил название RCIC: Russian Concept of Impulse Correction).
Комплекс авиационного управляемого оружия «Угроза» включает корректируемые ракеты С-5Кор (калибр – 57 мм), С-8Кор (80 мм) и С-13Кор (120 мм). Они созданы на базе НАР типа С-5, С-8 и С-13 посредством оснащения их системами лазерного полуактивного самонаведения. В ходе модернизации ракеты оснащаются отделяемыми в полете головными частями, стабилизируемыми при помощи раскрывающегося оперения. У ракеты С-5кор, в частности, оперение состоит из четырех лепестков, раскрываемых с помощью пружины.
Система самонаведения обеспечивает возможность поражения малоразмерных наземных целей (танков, боевых машин пехоты, БТР и т. п.) практически всех типов. При этом лазерная подсветка (продолжительностью около 1 секунды) может осуществляться как с борта самолета-носителя, так и с другого летательного аппарата или наземным наводчиком-целеуказателем. Коррекция полета головной части производится при помощи импульсных ракетных двигателей.
Оснащение боевых самолетов, ранее имевших на вооружении лишь неуправляемые авиационные ракеты традиционных типов, комплексом «Угроза» повышает их показатели по критерию «эффективность – стоимость» в 3-4 раза. Более чем в 50 раз снижается расход боеприпасов для поражения типовых целей.
Внедрение комплекса «Угроза» может быть осуществлено при минимальных изменениях, вносимых в конструкцию летательных аппаратов-носителей, пусковых устройств и наземную инфраструктуру. Работы по модернизации существующих НАР могут выполняться непосредственно в частях или на базах хранения.
Птички для азиатского «тигра»
Между тем есть все основания полагать, что «беспилотная» тематика затрагивалась и во время визита президента Александра Лукашенко во Вьетнам, который предшествовал его приезду в Туркменистан. Некоторое время назад, будучи еще премьер-министром РБ, Михаил Мясникович сообщил о достижении договоренностей с вьетнамским руководством относительно белорусских БПЛА: сначала о поставке готовых аппаратов, а затем и о совместном производстве.
Как и в случае с Туркменистаном, в комментариях по этому поводу господствовал скепсис. Но информация, опубликованная на днях рядом интернет-изданий, позволяет говорить об успехе этого проекта. Со ссылкой на вьетнамский веб-ресурс kienthuc.net.vn сообщается, что Академия наук и технологии Вьетнама совместно с Министерством общественной безопасности СРВ разработали беспилотный летательный аппарат большой дальности полета HS-6L.
Аппарат был создан при участии белорусских специалистов и, по мнению некоторых экспертов, представляет собой увеличенную почти в 3 раза копию БПЛА «Буревестник».
БПЛА HS-6L имеет размах крыла 22 м и оснащен поршневым двигателем Rotaх 914 взлетной мощностью 115 л. с. с толкающим винтом. Шасси убирающееся. Заявленная дальность полета – до 4000 км, продолжительность полета – 35 ч. В состав полезной нагрузки могут входить многофункциональные разведывательные камеры и РЛС. Летные испытания прототипа HS-6L начнутся над Южно-Китайским морем во II квартале 2016 года.
Вьетнамский летательный аппарат большой дальности полета HS-6L, по мнению некоторых экспертов, представляет собой увеличенную почти в 3 раза копию БПЛА «Буревестник».
Выкатка первого прототипа HS-6L состоялась 1 ноября 2015 года, а впервые он был публично продемонстрирован 9 декабря (то есть незадолго до визита президента Лукашенко) находившейся во Вьетнаме делегации Национальной академии наук Беларуси во главе с ее руководителем академиком НАН В. Г. Гусаковым. Трудно предположить, что этот успех не обсуждался во время встречи белорусского руководства с вьетнамским.
Но, радуясь успехам белорусов в высокотехнологических отраслях, следует иметь в виду, что беспилотники по определению являются продукцией двойного назначения и вполне реально введение эмбарго на поставку комплектующих для них из стран Запада.
Отсюда настоятельная необходимость для наших ведущих производителей БПЛА: в кратчайшие сроки создать собственные образцы необходимых комплектующих и начать их серийное производство.
В повестке стоит и создание широкой номенклатуры ракетно-бомбового вооружения для перспективных ударных БПЛА белорусской разработки. Согласимся, НАР С-5 1955 года – это скорее вынужденный, чем оптимальный вариант.