31.01.2016, 9:57
Итоги недели: очередное «нет» реформам, избиение в суде и переговоры в Минске

На уходящей неделе Александр Лукашенко снова заявил о неизменности экономического курса, общественность активно обсуждала скандал с избиением в суде журналиста, а в Минске тем временем состоялся очередной раунд переговоров Трехсторонней контактной группы по Донбассу.
Нет – значит нет
Во вторник, 26 января, на совещании по актуальным вопросам развития экономики Александр Лукашенко в очередной раз заявил, что не видит необходимости менять курс, которого придерживается государство.
Президент отметил, что «правительство ставит ряд вопросов, требующих принятия решений на уровне главы государства», и он не одну неделю обдумывал эти предложения правительства (какие именно предложения – не уточнялось).
«И я не нахожу возможности и необходимости менять курс (если у кого-то есть такие предложения) в этой ситуации. Курс, по которому мы получили независимость, создали свое государство. И сегодня что-то ломать, притом излишне напрягая людей, притом безрезультатно, – я на это не то что не могу пойти, я категорически против этого», – заявил он.
По мнению Лукашенко, реформы «внесут сумятицу в умы людей», «дестабилизируют обстановку», и при этом может быть потеряна управляемость, а возможно, и лицо власти.
Очередной спич Лукашенко по поводу реформ оказался настолько красноречивым, что просто не оставляет сомнений насчет настроений, витающих во властной элите.
Очевидно, что многие представители власти не на шутку обеспокоены экономическими перспективами Беларуси, поэтому даже программная антиреформаторская речь Лукашенко в ходе его инаугурации не сняла с повестки дня тему реформ. Реформаторские предложения (звучащие «из властных кабинетов», как было сказано во время инаугурации), несмотря ни на что, продолжают звучать. Именно сторонники реформ в самой власти были адресатом и нового антиреформаторского выступления.
Очевидно также, что позиция Лукашенко относительно реформ не изменилась и измениться не может. Во-первых, потому что он видит в таких реформах угрозу существующему политическому режиму – отсюда и разговоры о «сумятице в умах», «дестабилизации», «потере управления» и «потере лица». Во-вторых, потому что он искренне убежден: именно так – по-военному, в ручном режиме – экономикой и нужно управлять. В-третьих, потому что у главы государства, по-видимому, существует какая-то иррациональная вера в то, что нынешние проблемы сами собой рассосутся, а следовательно, менять стратегию, приносящую ему удачу уже почти 22 года, будет просто ошибкой.
Долги растут
Тем временем Министерство финансов опубликовало данные, согласно которым государственный долг Беларуси за 2015 год увеличился на 66,4%, достигнув 328,6 трлн. рублей. Причем внутренний государственный долг и вовсе вырос более чем вдвое – на 101,4%.
Внешний долг слегка уменьшился – на 1,1% – и по состоянию на 1 января составлял 2016 года 12,4 млрд. долларов США. Но из-за стагнации в экономике показатели безопасности по внешнему долгу ухудшаются: если на 1 января 2015 года отношение внешнего госдолга к ВВП составляло 16,6%, то на 1 января текущего года этот показатель значительно приблизился к пороговому значению в размере 25% и составил 22,7%. То есть при новых внешних займах порог может быть перейден.
Тем не менее стремительное сокращение золотовалютных резервов Беларуси делает вопрос о новых внешних заимствованиях сверхактуальным. Белорусские власти очень рассчитывают в самое ближайшее время получить кредит от Международного валютного фонда. Однако точная дата принятия решения по этому вопросу неизвестна, и никаких новостей с западного направления в последнее время не поступало.
Привычка – вторая натура
В понедельник, 25 января, спокойное течение общественной жизни в Беларуси сотряс скандал: журналист TUT.by Павел Добровольский и активисты Максим Шитик и Павел Сергей были избиты в здании суда Фрунзенского района Минска во время слушаний по «делу граффитистов».
Активисты попытались развернуть транспарант «Не – палітычным пераследам!», из-за чего были с применением силы выведены милицией из зала суда. Происходящее снимал на телефон Павел Добровольский, которого вместе с активистами сотрудники ОМОНа затолкали в служебную комнату. Там, по утверждению журналиста и активистов, они были избиты. В тот же день Добровольского, Шитика и Сергея суд еще и оштрафовал.
Медэкспертиза впоследствии зафиксировала у Шитика и Добровольского легкие телесные повреждения. Фотографии разукрашенного синяками журналиста в одно мгновение облетели Интернет, вызвав шквал негодования. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович осудила нападение на журналиста и призвала белорусские власти тщательно расследовать данный инцидент.
Собственно говоря, ничего экстраординарного в данном случае не произошло: журналистов (а уже тем более политических активистов) в Беларуси били и раньше, и мало кто сомневается, что будут бить и в дальнейшем. Удивило другое: немотивированное применение силы произошло в эпоху новой «оттепели», когда власти уже более полугода стараются держать себя в руках и не допускать новых репрессий. Нынешний же скандал с избиением Павла Добровольского очевидно портит репутацию официального Минска в глазах Евросоюза, который в феврале должен вернуться к рассмотрению вопроса о санкциях.
Понятно, что власти вовсе не собирались устраивать показательную расправу над журналистом и подобный скандал им сейчас вовсе ни к чему. Просто омоновцы не учли особенностей политического момента и повели себя так, как привыкли действовать в подобных ситуациях. Однако наказания за подобный перегиб, очевидно, не последует.
Во-первых, наказание за излишне жестокое обращение с журналистами и в целом инакомыслящими противоречит самому духу существующей политической системы. Подобное решение поставит под сомнение верховенство принципа лояльности действующей власти, а расшатывать эту иерархическую систему небезопасно. Тем более что инцидент этот все равно не будет иметь определяющего значения при принятии решения о санкциях в отношении официального Минска.
Во-вторых, глава государства вряд ли обнаружит в произошедшем что-то расходящееся с его устоявшимся мировоззрением. «Тебе по морде дали, а ты вопишь на весь мир. Ты же должен терпеть», – говорил в свое время Лукашенко насчет избиения кандидата в президенты Владимира Некляева. Абсолютно понятно, что если в 2010-м потерпеть должен был Некляев, то почему бы аналогичным образом в 2016-м не потерпеть Добровольскому?
Именно поэтому не было ничего удивительного в том, что, выступая 28 января на коллегии МВД, Александр Лукашенко даже косвенно не затронул тему инцидента с журналистом TUT.by.
Новые требования – новые обстрелы
Тем временем в Минске 27 января состоялось очередное заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе.
В последнее время конфликт в Донбассе приобрел устойчиво тлеющий характер, серьезных боевых столкновений там не наблюдается. На этом фоне заседания контактной группы превратились в скучную рутину, за которой всерьез следят только специалисты. Однако на этот раз минские переговоры привлекли несколько больше внимания, чем обычно.
Нынешняя встреча закончилась неожиданным выдвижением новых требований со стороны представителей сепаратистских образований ДНР-ЛНР и России. Суть требований проста: конфигурация донбасской системы власти должна остаться неизменной, а в Конституции Украины необходимо закрепить постоянный особый статус отдельных районов Донбасса (ранее речь шла лишь о переходных законодательных положениях, которые могут носить временный характер).
Как стало известно журналистам, эти положения были озвучены за полчаса до завершения заседания. Украинская сторона отклонила подобные требования, и в итоге очередной раунд переговоров закончился ничем.
И хотя новые требования России и сепаратистов ничего в нынешней ситуации принципиально не меняют, они при этом в очередной раз дают понять, что до полного урегулирования конфликта в Донбассе еще очень далеко. Как бы в подтверждение этого на следующий день украинские военные сообщили об усилении обстрелов своих позиций со стороны сепаратистов.