14.03.2016, 8:51
Интеграция – дело хорошее, но «клювом не щелкай»

Россия активно старается вовлечь стратегически важные для нее предприятия ВПК Беларуси в свою сферу влияния.
Как сообщили на днях в пресс-службе Министерства обороны России, в 2015 году Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) РФ провели модернизацию ракетных комплексов (РК) «Ярс» подвижного грунтового (ПГРК) и стационарного базирования. При этом «затраты на ввод нового мобильного РК «Ярс» в группировку РВСН были снижены за счет использования готовой инфраструктуры позиционных районов ракетных дивизий ПГРК, что позволило достичь высоких темпов переоснащения».
В 2016 году ПГРК «Ярс» будут переоснащаться еще пять полков. Начнется перевооружение Иркутской и Йошкар-Олинской дивизий, продолжится – Новосибирской, Козельской, Нижне-Тагильской. В эти соединения поступят два десятка межконтинентальных баллистических ракет.
Таким образом, получила убедительное подтверждение правильность точки зрения тех российских военных экспертов, которые считали, что и вновь вводимые в строй подвижные грунтовые ракетные комплексы следует по-прежнему размещать на колесных шасси производства Минского завода колесных тягачей. Между тем еще не так давно многим казалось, что возобладает иное мнение.
Менять лошадей на переправе
В декабре 2012 года с подачи газеты «Известия» в ряде российских СМИ появились сообщения о том, что Министерство обороны России намерено к 2014 г. отказаться от закупки белорусских специальных колесных шасси для использования в качестве носителей подвижных стратегических ракетных комплексов «Ярс» и «Рубеж». В качестве источника этой информации указывали некий не названный, но высокопоставленный источник в Главкомате РВСН РФ.
Из публикации также следовало, что ходовые испытания идущих им на замену колесных шасси семейства «Платформа» разработки Камского автозавода начнутся до конца 2012 года, а уже к 2014 году можно будет приступить к монтажу на них установок ракетного комплекса «Ярс». В последующем специальные автомобили семейства «Платформа» планировалось поставить на вооружение всех видов и родов войск российской армии.
Практически сразу же в экспертном сообществе возникла полемика относительно причин, заставивших Минобороны РФ пойти на столь решительный шаг, и возможных последствий такого решения. Ведь российские подвижные стратегические ракетные комплексы с самого момента их появления базируются на колесных шасси, производимых в Минске: сначала под маркой МАЗ, а с 1991 г. – МЗКТ.
И до сих пор эти машины составляют основу парка тяжелой колесной техники не только Ракетных войск стратегического назначения, но и Вооруженных сил России в целом. И это, как заявил тогда известный эксперт в области стратегических вооружений Мидыхат Вильданов (генерал-майор в отставке, профессор Академии военных наук), вполне обоснованно.
Разработанные под руководством главного конструктора академика Бориса Львовича Шапошника минские спецшасси на протяжении длительного времени не имеют аналогов в мире и являются достижением в области тяжелого автомобилестроения. Согласно оценкам ракетчиков, эти машины обладают уникальными тягово-динамическими характеристиками, а белорусские специалисты, ведущие их авторский и гарантийный надзор, отличаются высоким уровнем ответственности и технической подготовки.
Аналогичное мнение высказал и Игорь Коротченко – тогда председатель общественного совета при Министерстве обороны России, директор центра анализа мировой торговли оружием, а сегодня – главный редактор журнала «Национальная оборона». По его словам, Минский завод колесных тягачей нарабатывал свои технологии на протяжении ряда десятилетий, в это предприятие были вложены гигантские средства еще во времена Советского Союза, а затем и в постсоветское время. То, что Россия продолжает использовать шасси МЗКТ, продиктовано исключительно их высочайшими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.
Более того, даже из статьи в «Известиях» следовало, что представители служб РВСН, непосредственно занятых эксплуатацией автотехники МЗКТ, не уверены в том, что Камcкому автозаводу удастся в намеченные сроки разработать и (что гораздо важнее) выпустить серийные машины, аналогичные по качеству белорусским. Ведь у предприятия нет никакого опыта создания специальных автомобилей такой степени сложности и грузоподъемности. Да и производство на Камском автозаводе не приспособлено для изготовления такого рода продукции.
Чего стоит колеса построить
Но этим дело не ограничивается: для того чтобы перейти на другую колесную базу, армии России потребуются огромные затраты (трудовые и финансовые) не только самих производителей автотехники, но и изготовителей всех видов размещаемых сегодня на шасси МЗКТ надстроек и вооружений.
Столь же важное значение, по мнению Игоря Коротченко, имеет то обстоятельство, что вся инфраструктура, обеспечивающая нормальное функционирование подвижных грунтовых ракетных комплексов, приспособлена под колесные шасси Минского завода колесных тягачей. В случае же замены матчасти эту инфраструктуру также придется адаптировать или даже перестраивать. А это – дополнительные огромные затраты времени и денег.
Исходя из вышеизложенного, у любого непредвзятого наблюдателя невольно должен был возникнуть вопрос: так что же послужило причиной начатой в СМИ кампании, развернувшейся вокруг необходимости срочной замены в Вооруженных силах России колесных шасси МЗКТ на аналогичные, но местного производства?
Один из наиболее часто приводимых доводов в пользу отказа от белорусских шасси – это сокращение зависимости России от импортной продукции военного и двойного назначения. Однако по отношению к своему ближайшему союзнику такой подход выглядит нелогично: ведь последний является важнейшим «бастионом» РФ на Западном стратегическом направлении, которому «доверено» прикрывать дальние подступы к Москве, что, по меньшей мере, столь же важно, как и поставка шасси для стратегических ракет.
Аргумент о том, что перспективная платформа КамАЗа будет превосходить минские шасси «по многим показателям», по мнению большинства экспертов, совершенно несостоятелен. Ведь, по сути дела, этот автомобиль еще предстоит создать (макетные образцы не в счет). И ввиду сложности конструкции готов он будет нескоро: исходя из обычной практики, на это может понадобиться нексколько лет. Значительного времени потребуют испытания и доводка такой машины до серийной готовности, не говоря уже о создании необходимых производственных мощностей и технологий.
Исходя из этого, ряд комментаторов с самого начала предположили, что, перенаправляя госзаказ на колесные спецшасси Камскому автозаводу (никогда не занимавшемуся подобной продукцией), определенные круги в Правительстве РФ тем самым намеревались «снять с довольствия» заграничного (хотя бы и союзного) производителя и поддержать отечественного. Другие истолковали угрозу перехода с белорусской на российскую технику как способ ускорить решение зависшего в неопределенности вопроса о передаче МЗКТ под контроль России.
При этом немалое число экспертов уверены, что все гораздо проще и речь, скорее всего, идет об обычном «распиле» казенных финансов высокопоставленными чиновниками. Ведь весьма трудно подсчитать, сколько реально понадобится времени и средств для разработки, испытаний и освоения производства специальных колесных шасси принципиально новой конструкции, и еще труднее определить, сколько денег будет при этом украдено.
Врагам на радость, друзьям на страх
Но какими бы ни были истинные причины информационной кампании против использования российскими военными белорусских колесных шасси, здравомыслящие военные специалисты не сомневаются, что реализация подобных планов гарантированно приведет к срыву программы перевооружения РВСН новыми подвижными грунтовыми ракетными комплексами. Любые отклонения в ходе этого процесса (в том числе и связанные с заменой колесной базы) неизбежно приведут к срыву графиков модернизации и не позволят России вовремя получить эффективные средства противодействия американской ПРО.
Тем более что, как считает Игорь Коротченко, разработать шасси для ракетных комплексов, аналогичные выпускаемым на Минском заводе колесных тягачей, из российских производителей вряд ли кто сможет, даже если на это будут выделены финансовые ресурсы. Отсюда вытекает, что разумной альтернативы разработкам МЗКТ, особенно в сегменте подвижных грунтовых ракетных комплексов, в России не существует и существовать, очевидно, в ближайшее десятилетие не будет. Не будет и никакой пересадки РВСН на «камазы». В противном случае «это будет прямой подрыв обороноспособности государства».
А следовательно, по словам того же Мидыхата Вильданова, учитывая, что основу перспективной группировки РВСН составят подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс» (а также «Рубеж» на базе шасси МЗКТ-79921. – Прим. автора), сохранение и наращивание сотрудничества России и Республики Беларусь в этой области стратегических вооружений представляет собой важнейшую государственную задачу.
И, если судить по упомянутому нами выше пресс-релизу Минобороны РФ, аналогичной точки зрения придерживается и высшее военно-политическое руководство Российской Федерации. Но это отнюдь не означает, что борьба за контроль над Минским заводом колесных тягачей завершена.
Давай, катай в КНДР или Китай
В пользу этого говорит и утечка информации с закрытого показа техники на прошлогоднем форуме российских вооружений «Армия-2015». Тогда «ВКонтакте» была опубликована фотография опытного седельного тягача колесной формулы 8×8 с защищенной кабиной, разработанного, по утверждению ряда блогеров, в рамках проекта «Платформа-О». Там же была вывешена фотокопия плаката с изображением всех перспективных машин данного проекта.
Из последовавших вслед за этим комментариев следовало, что машины эти предназначены для замены аналогичной продукции, которую сегодня выпускает Минский завод колесных тягачей. Предприятие в Минске, несмотря на хорошую репутацию, в глазах руководства РФ имеет один, но существенный «недостаток» – находится в другом, пусть и союзном, государстве.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Черная метка» для МЗКТ
В связи с этим правомерен вопрос: к чему новые информационные «сливы» о скорой замене белорусских СКШТ на российские? Ведь вопрос о колесных шасси для размещения подвижных грунтовых ракетных комплексов РВСН на обозримую перспективу вроде бы решен. На него, возможно, сам того не осознавая, предельно откровенно ответил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
По его словам, «сливы» эти могут быть санкционированными сверху: ведь КамАЗ постоянно обвиняют в том, что он потратил большие суммы денег на «Платформу» и ничего не сделал. И раз уж пошли такие утечки, то в них могут быть «заинтересованы структуры повыше КамАЗа и Ростеха» (владельца автозавода). И вполне возможно, что последний «слив» – это «черная метка» белорусам: «Либо делаете, что надо, на наших условиях, либо будете все это в Китай и Северную Корею отправлять».
Таким образом, похоже, что мы имеем дело с новой информационной кампанией. Цель прежняя: «отжать» Минский завод колесных тягачей, дабы выполнение программы перевооружения Вооруженных сил РФ (и РВСН в особенности) не зависело от перемены настроений президента РБ Александра Лукашенко.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Fitch отозвало суверенный рейтинг России
- Совмин ввел ограничения на отпускные цены на авто- и сельхозтехнику
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны