24.03.2016, 9:04
Бензинозависимые союзники

Недавняя рекомендация правительственной комиссии по ТЭК дочерним компаниям «Татнефти» и «Газпрома» приостановить поставки автомобильного топлива в Беларусь наделала много шума. Российские власти заподозрили «Танеко» (входит в структуру «Татнефти») и «Салаватнефтеоргсинтез» (входит в «Газпром») в использовании «растворительных» схем, поскольку эти компании резко увеличили поставки прямогонного бензина и другого сырья. В частности, по данным РБК, «дочка» «Салаватнефтеоргсинтез» поставила январе 15 тыс. тонн дистиллята газового конденсата (может использоваться как дизельное топливо и при производстве высокооктанового бензина). В связи с чем у российской «таможни» возникло подозрение, что эти компании используют подозрительные схемы оптимизации налогообложения, ведущие к прямым потерям для российского бюджета.
Незакрытая тема
Казалось, что 4 года назад, после скандала с «растворительным» бизнесом, расцветшим в Беларуси из-за правовых дыр в таможенном законодательстве интеграционного объединения, союзники навсегда закрыли эту тему.
Для этого в декабре 2012 года по инициативе российской стороны в Таможенный кодекс Таможенного союза были внесены соответствующие изменения. Был расширен перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки. В него включили практически все сырье, которое могло стать основой для «растворительного» бизнеса, – спирты ациклические и их галогенизированные, сульфированные, нитрированные или нитрозированные производные; биодизель и его смеси, не содержащие или содержащие менее 70% массы нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. В результате различные смеси нефтепродуктов со спиртом, из которых получались растворители и разбавители, а также смазочные материалы, теперь классифицируются как нефтепродукты, и для них установлена соответствующая пошлина. Таким образом, мотивация для «растворительного» бизнеса исчезла. Кроме того, теперь прямогонный бензин нельзя включать в режим переработки и получать из него необлагаемый пошлиной товар.
Тем не менее, возможно, предприимчивым российским нефтяникам удалось обнаружить новые лазейки в законодательстве ЕАЭС для сомнительного бизнеса. Но очевидно, что масштаб его уже не тот. В частности, если судить по официальным статданным, в 2015 году Беларусь импортировала 583 тыс. тонн легких дистиллятов, при этом экспорт антидетонаторов и антиоксидантов составил 599 тыс. тонн.
Так что правительство РФ, которое теперь более тщательно считает нефтяные деньги, при желании сможет прикрыть лазейки, позволяющие некоторым российским нефтяным компаниям уходить от налогообложения.
Белорусское топливо заместили российским
Гораздо больший масштаб имеет другой поток – поставки российского автомобильного топлива в Беларусь. В 2015 году в Беларусь было поставлено в 4,3 раза больше российских нефтепродуктов, чем годом ранее – 1,627 млн. тонн на 469,849 млн. долларов (+33,4 %). А в январе текущего года Беларусь увеличила импорт нефтепродуктов в 4 раза в сравнении с январем 2015 года – до 153,481 тысячи тонн.
Это, конечно же, преимущественно не сырье для товаров «прикрытия», а поставки российского автомобильного топлива на белорусские АЗС, которые принадлежат российским компаниям. На 1 января 2016 года в Беларуси насчитывалось 824 АЗС: 552 АЗС – в собственности предприятий концерна «Белнефтехим», 81 АЗС – ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», 48 АЗС – ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт», 38 АЗС – ИООО «РН-Запад», 28 АЗС – ОДО «Астотрейдинг», 77 АЗС – прочим предприятиям. Доля белорусского оператора на розничном рынке автомобильного топлива составляет около 70%, доля частных операторов – около 30%.
Обращает на себя внимание, что в последнее время российские нефтяные компании до минимума снизили объем давальческой переработки нефти в Беларуси – в 2016 году он снизился до 7%, хотя еще в прошлом году составлял около 13%. Очевидно, что даже для обеспечения своих АЗС в Беларуси российским компаниям стало выгоднее не перерабатывать нефть на белорусских НПЗ, а завозить автомобильное топливо из России.
Причин несколько. Из-за резкой девальвации российского рубля для российских нефтяных компаний поставки автомобильного топлива в Беларусь стали гораздо выгоднее продаж на российском рынке. Тем более, что по правилам евразийского союза при поставках топлива в Беларусь им не нужно платить экспортную пошлину на нефтепродукты. Выигрыш двойной: минимизация налогов плюс возможность заработать на более привлекательной цене. Да, российский бюджет теряет на таком экспорте, поскольку нефтяники при этом не платят экспортные пошлины на нефтепродукты. Но повлиять на эту ситуацию правительство РФ не может: ведь это – результат евразийской интеграции.
Справка БЕЛРЫНКА
В Беларуси доля акцизов в цене автомобильного топлива составляет после недавнего повышения акцизов на 50% около 21%.
В последние годы Беларусь наращивает производство автомобильного топлива. В 2014 году производство бензина в стране увеличилось в сравнении с 2013 годом на 7,1% до 3,945 млн. тонн, выпуск дизтоплива – на 3,1% до 7, 956 млн. тонн. В 2015 году Беларусь увеличила производство автомобильного бензина на 0,6% до 3,968 млн. тонн, дизельного топлива – на 2,5% до 8,158 млн. тонн. Белорусские НПЗ увеличили в январе 2016 года производство автомобильных бензинов на 3% в сравнении с январем 2015 года – до 376,7 тыс. тонн, производство дизтоплива (включая биодизельное топливо) снизилось на 5,4% до 670,3 тысячи тонн, производство мазута – на 0,2% до 715,8 тысячи тонн, газойля – на 6,1% до 720,9 тысячи тонн, масел смазочных – на 21,4% до 3,2 тысячи тонн.
Принуждение биржей и графиком
В этой ситуации правительство России может включить рычаги принуждения поставок белорусского топлива на российский рынок. Неслучайно вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на правительственной комиссии по ТЭКу 17 февраля поручил Минэнерго до 31 марта представить предложения по изменению соглашения между Россией и Беларусью об использовании схемы возврата белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Изменения должны уточнить регулярность и равномерность продаж белорусского бензина на российских товарно-сырьевых биржах.
Удивляет тот факт, что настроение российского правительства в части поставок белорусского автомобильного топлива в Россию принципиально поменялось буквально за 3 недели. Ведь в конце января глава Минэнерго РФ Александр Новак сказал журналистам, что вопрос принятия мер к Беларуси из-за недопоставок бензина будет решаться по итогам 2016 года. «Посмотрим, как в этом году будет исполняться соглашение. В этом году объем поставок меньше, чем в прошлом году – планируется поставить 1 миллион тонн. Будем мониторить ситуацию», – заявил А. Новак.
Механизм принуждения поставок автомобильного топлива может состоять в том, что Россия предложит для Беларуси жесткий поквартальный график поставок и потребует его безукоризненно выполнять. Отметим, что 2-3 года назад такой подход уже применялся, но он тоже не сработал, после чего стороны по обоюдному согласию от него отказались.
Эффективным может оказаться другой способ, чье авторство принадлежит Федеральной антимонопольной службе (ФАС) РФ. Это ведомство увидело главную проблему нефтяных договоренностей союзников в том, что белорусский поставщик может выставлять топливо на биржу, но из-за высокой цены предложения его никто не покупает. «Если выходите на биржу – продайте, по цене не можете пройти – снижайте цену», – такова позиция ФАС России.
Поэтому ФАС РФ предлагает установить обязательную продажу 10% от объема поставок в РФ белорусского бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В результате белорусских поставщиков топлива приравняют к российским нефтяным компаниям. Для них, согласно приказу Минэнерго РФ и ФАС от 2013 года, минимальная величина продаваемых ежемесячно на биржевых торгах автомобильных бензинов, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей должна составлять 10% от нефтепродуктов, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках.
Правда, в мае 2014 года ФАС опубликовала проект совместного с Минэнерго приказа, устанавливающего минимальный объем реализации нефти на бирже внутри страны на уровне в 5% от объема производства каждой нефтяной компании, но не менее 4% от всего объема добычи в РФ. Но этот документ пока не согласован.
Между тем, в 2015 году реализация нефтепродуктов через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу снизилась на 10% до 15,479 млн. тонн. В частности, «Роснефть» реализовала через биржу 33,3% от всего объема нефтепродуктов, «Газпром нефть» – 16,2%, «Лукойл» – 12,3%, «Сургутнефтегаз» – 10,2%, «Башнефть» – 9,2%.
Белорусский бензин – для давления на цены и подстраховки
В прошлом году, по данным Росстата, первичная переработка нефти в России снизилась по сравнению с 2014 годом на 2,7% до 287 млн. тонн. Ожидаемый объем переработки нефти в 2016 году – около 280 млн. тонн. По данным на середину марта, объем переработки нефти в России с начала 2016 года снизился на 3,5%, хотя, как отмечают чиновники, потребности в нефтепродуктах при этом полностью удовлетворяются.
В то же время с 1 июля 2016 года в России предусмотрен переход НПЗ на «Евро-5» (первоначально планировалось, что это произойдет с начала 2016 года). Но в феврале 2016 года ФАС направила в правительство РФ предложение продлить оборот бензина «Евро-4» как минимум до конца текущего года. Основной аргумент – опасность дефицита нефтепродуктов.
На этом фоне правительство РФ беспокоит рост ценников на автомобильное топливо. Несмотря на то, что с декабря 2014 года по декабрь 2015 года цена на российскую нефть Urals в долларовом выражении снизилась почти на 40,4%, бензин за это время подорожал на 4,8% в рублях. Эксперты поясняют, что цена на нефть сегодня уже не является основным фактором при формировании цен на автотопливо, – гораздо большее значение имеют налоги. А они в России имеют тенденцию к росту.
С 1 января 2016 года акцизы в России были повышены на 2 рубля. Однако в начале года нефтяные компании не стали перекладывать это повышение на плечи конечных потребителей. Второе повышением акцизов ожидается с 1 апреля, но его оплачивать придется, скорее всего, конечным потребителям. Таким образом, общее повышение акциза для бензина «Евро-5» в России составит почти 35%. Последствия этой налоговой нагрузки чиновники оценивают противоречиво: антимонопольная служба считает возможным прирост цен на 2–3%, в Минфине говорят о 7%, а Центробанк ожидает подорожания топлива по итогам года на 10,4%.
Правительство РФ, естественно, не хочет допустить такого серьезного роста ценников на фоне низких цен на нефть. Отсюда – пристальное внимание к поставкам белорусского бензина, которые, по мнению российских чиновников, могли бы на пике сезона смягчить рост цен на топливо на российском рынке и избежать дефицита топлива.
Справка БЕЛРЫНКА
В РФ совокупная налоговая составляющая (акцизы, НДС, НДПИ, налог на прибыль, социальные взносы и т. п.) в цене бензина – около 60%. В среднем по ЕС в цене бензина (1,24 евро за литр) 57% приходится на одни только НДС и акцизы.
По оценкам Минэнерго РФ, доля белорусских нефтепродуктов на российском рынке составляется около 3%.