29.03.2016, 8:33
Основы социального рыночного хозяйства

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)
В этой и последующих публикациях мы собираемся кратко ознакомить читателей с наиболее успешной экономической моделью послевоенной Европы.
Модель социального рыночного хозяйства существует не только в теории. Она удачно реализована на практике в ФРГ в послевоенные десятилетия и в современной Польше. В той или иной степени на эту модель ориентируются во многих европейских странах, ее принципы проявляются в экономической политике Европейского Союза. Немалый интерес она вызывает и во многих посткоммунистических странах, поскольку содержит, кроме прочего, модель перехода от преимущественно централизованной экономике к развитому социальному рыночному хозяйству. Помимо краткого описания принципов социального рыночного хозяйства, опыта их практического применения в Германии, Польше, других европейских странах, нам хотелось бы поразмышлять о том, что необходимо сделать в Беларуси, если поставить социальное рыночное хозяйство как ориентир ее экономического развития.
Альфред Мюллер-Армак (1900-1978)
Впервые словосочетание «социальное рыночное хозяйство» (Soziale Marktwirtschaft) появилось в работе Альфреда Мюллера-Армака (1900-1978) «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой он отметил, что «Социальное рыночное хозяйство соединяет свободу рынка с социальной защитой».
Эта фраза стала формулой социального рыночного хозяйства в Германии. Современное понимание социального рыночного хозяйства, на наш взгляд, лучше всего выражено в статье 20 Конституции Польской Республики, принятой в 1997 году: «Социальное рыночное хозяйство, которое опирается на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также на солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, является основой экономического строя Польской Речи Посполитой». В этой модели удалось довольно успешно соединить экономическую эффективность с социальной справедливостью. Свободная от воздействия государства рыночная экономика ведет к значительному социальному неравенству, т.е. к социальной несправедливости. Это наглядно показала история капитализма XVIII – начала XX века. Популярность марксизма и социальные революции начала XX века стали следствием такого развития либерального капитализма. В то же время социальное государство без хорошо работающей рыночной экономики не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния для большинства членов общества. История XX века дает яркие примеры этого, да и сегодня такие страны, как Северная Корея и Венесуэла, являются живым подтверждением этой мысли.
Людвиг Эрхард (1897-1967)
Вернемся к послевоенной Западной Германии. Альфред Мюллер-Армак был членом команды единомышленников, которым посчастливилось реализовать на практике то, что было их убеждениями. В конце 1940-х – 1950–х годах он возглавлял отдел экономической политики Министерства экономики ФРГ. Главой министерства в то время был ключевой реформатор, выдающийся теоретик и практик социального рыночного хозяйства Людвиг Эрхард (1897–1967).
Под руководством Эрхарда еще до начала реформ группа экономистов разработала так называемый гамбургский план, впоследствии во многом реализованный Эрхардом и его сподвижниками. О взглядах и деятельности Эрхарда на посту министра экономики и федерального канцлера мы планируем рассказать подробнее, когда коснемся практической реализации этой модели в послевоенной Германии. Успешная деятельность Людвига Эрхарда и его сподвижников вряд ли была бы возможна без полной поддержки первого федерального канцлера ФРГ (1949-1963), основателя и лидера Христианско-демократического союза (ХДС) Конрада Аденауэра (1876-1967).
Конрад Аденауэр (1876-1967)
Конрад Аденауэр в самом начале реформ объявил о создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задаче экономической политики. Он поддержал данную экономическую политику прежде всего потому, что она, с его точки зрения, в наибольшей степени соответствовала христианским ценностям – единственной альтернативе, по его мнению, как нацистской, так и коммунистической идеологии.
Одним из важнейших принципов социального рыночного хозяйства является идея о том, что правильно организованный, упорядоченный рынок, если можно так выразиться, «более социален», чем две крайние формы – командная экономика и стихийный рынок. В то время это был серьезный вызов коммунистической идеологии, господствовавшей в середине XX века в СССР, Китае, зависимых от них странах и популярной во многих странах мира. Согласно коммунистическим взглядам, разделяемых до сих пор многими в постсоветских страхах, в том числе и в Беларуси, подлинно социально ориентированной может быть только централизованная командная экономика.
Вальтер Ойкен (1891-1950)
Базовая идея социального рыночного хозяйства, разделяемая его теоретиками и практиками, созрела в недрах Фрайбургской школы ордолибералзма и связана с именем ее крупнейшего теоретика Вальтера Ойкена (1891–1950) О его взглядах мы скажем подробнее, поскольку это очень важно для понимания сути социального рыночного хозяйства. Слово «ордолиберализм» в переводе с латинского означает «упорядоченная свобода».
Здесь имеется в виду упорядоченная экономическая свобода или упорядоченный рынок. В своих знаменитых работах «Основания национальной экономии» (1940) и «Основные принципы экономической политики» (издана посмертно в 1952 году), Ойкен выделяет два идеальных типа экономики или экономических порядка: централизованно управляемую и рыночную или меновую экономику.
Первая основана на централизованном принятии решений, вторая — на децентрализованных решениях субъектов рынка. Ойкен отмечает, что в «исторической реальности» элементы этих идеальных типов причудливо переплетаются. В то же время, существует и доминирующий экономический порядок, например, административно командный в СССР в середине XX века. Меновый прядок при этом лишь дополняет общую картину. Ойкен отдавал принципиальное предпочтение децентрализованному порядку, основанному на конкуренции. Такой порядок, по Ойкену, не только более эффективен (это лишь следствие), он в гораздо большей степени способствует реализации человеческой свободы и ответственности.
По убеждению Ойкена, без реализации свободы личности невозможно решить социальный вопрос, ибо о какой социальности может идти речь, если индивид не свободен в принятии решений. Ойкен очень ценил и во многом опирался на идеи великого немецкого философа Иммануила Канта. В частности, характеризуя централизованную командную экономику, Ойкен отмечал, что центральные плановые органы подчиняют своему влиянию повседневную хозяйственную жизнь людей и в приказном порядке ориентируют на центральные плановые цели. При этом люди превращаются в средство достижения цели.
Таким образом, при ней нельзя действовать в соответствии с фундаментальным моральным принципом «использовать человека во всякое время как цель, а не просто как средство» (второй императив Канта). При этом сфера свобод и чувство личной ответственности еще более ограничиваются. Децентрализованный порядок, в отличие от командного, создает условия, при которых свободный совершеннолетний человек свои решения принимает с ответственностью перед Богом и другими людьми.
Рыночный конкурентный порядок, по Ойкену, оптимизируется не автоматически, а при участии государства. В этом главное отличие взглядов ордолибералов от либералов классических. Главной задачей государства в ее экономической политике является поддержка конкуренции на рынках. Без его участия на рынках конкуренция гаснет и они зачастую дрейфуют к монополии.
Позже Людвиг Эрхард сравнил роль государства с ролью футбольного арбитра на поле, который не участвует в игре, но следит за тем, чтобы она шла по правилам. Государство виделось ордолибералам архитектором конкурентного экономического порядка. Вальтер Ойкен описывает, как он назвал, конституирующие и регулирующие принципы конкурентного порядка, которые должны лежать в основе экономической политики государства, о чем мы планируем сказать в следующей части.
Продолжение следует.
Читайте также:
- Правительство ставит на госкорпорации и холдинги, а не реформу госсектора
- Беларусь в 2021 году не получила скидку на российский газ
- Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?
- Переориентация белорусского нефтяного транзита: Россия не хочет одна за это платить
- Ставка рефинансирования сохраняется на уровне 7,75%