26.04.2016, 11:22
Музыка свободы: Альпийские «свидания» в стиле барокко

В течение недели музыканты, которые уже много лет выступают на мировых сценах в составе ансамбля Ombra e luce («Свет и тени»), проведут мастер-классы для исполнителей на струнных инструментах, а также выступят с докладами «Скрипичные сонаты раннего XVII века – пространство для интерпретаций и импровизаций и возможности партий соло и бассо континуо» и «Значение гармонии в интерпретации барочной музыки», проведут семинар по орнаментике. Кроме этого, 28 апреля в большом зале академии Ombra e luce выступит с концертом «Альпийские «свидания» в стиле барокко», а 29 апреля там же состоится концерт студентов – слушателей мастер-классов.
Проект подготовлен Институтом им. Гете в Минске в партнерстве с академией музыки. Об ансамбле Ombra e luce, о том, какое внимание уделяется в Германии музыке эпохи барокко, а также о сотрудничестве института с академией музыки БЕЛРЫНКУ рассказал Игорь Куксин, координатор культурных программ Института им. Гете в Минске.
OMBRA E LUCE
Музыканты Георг Кальвайт (скрипка) и Бьёрн Колел (теорба/лютня), которые составляют дует Ombra e luce, очень известны во всем мире, — рассказывает И. Куксин. — Они — постоянные участники фестивалей в Германии и других странах, много выступают с сольными концертами и в составе оркестров, в том числе и составе одного из лучших музыкальных коллективов Германии — ансамбля Akamus/Berlin («Академия старинной музыки/ Берлин»), который выступал в Минске осенью прошлого года.
Это был уникальный концерт для Минска, потому что послушать коллектив такого уровня и такого масштаба – редкая удача. Мы опасались, что белорусская публика ничего не знает об этом ансамбле, и что билеты в филармонию не продадутся, но мы ошиблись: билеты проданы были на стоячие места, что бывает нечасто.
Кальвайт – солист и один из концертмейстеров этого ансамбля. И когда мы узнали, что он играет в дуэте Ombra e luce с лютнистом Бьёрном Колелом, нам показалось интересным такое редкое сочетание — скрипка и лютня. Мы подумали, что было бы здорово, если бы они приехали и выступили с концертом, а самое главное — чтобы у них состоялись общение с молодыми белорусскими музыкантами, с теми, кто интересуется старинной музыкой.
Эту идею мы предложили академии музыки, которая всегда открыта для интересных проектов, и в итоге там с 25 по 30 апреля Кальвайт и Колел проведут курс для студентов по специальности «Лютня». Такой специальности в нашей академии музыки нет, зато есть специальность «Гитара»; этот инструмент похож на лютню, и есть много переработок музыки лютни для гитары. Музыканты расскажут об особенностях исполнения барочной музыки.
Много лет назад мы обратили внимание на то, что у нас, в Беларуси, музыка эпохи барокко нигде не преподается как предмет, никто не учит разбираться в ней, вникать в особенности исполнения и т. д. Имена многих композиторов, которые творили в те времена, здесь неизвестны или известны узкому кругу лиц. Фактически нет преподавателей, нет инструментов… Правда, есть энтузиасты, которые время от времени ее исполняют. История музыки, которую преподают в наших учебных заведениях, дает информацию о том, что в эпоху барокко творили те или иные композиторы, но одно дело — знать об этом, а другое — глубоко разбирать их произведения, готовить для отчетных концертов, дипломных работ.
В академии музыки есть студенты, которые очень интересуются старинной музыкой, хотят посвятить ей свою жизнь, и нашим гостям интересны их комментарии. Мы надеемся, что мастер-классы в академии музыки пройдут успешно, и не менее успешно пройдут два концерта в академии. На одном из них Ombra e luce сыграет вместе с белорусскими студентами.
А КАК В ГЕРМАНИИ?
А в Германии все по-другому. Я бы не сказал, что музыка эпохи барокко популярнее другой классической музыки. Но этому направлению, действительно, уделяется много внимания, потому Германия была одной из стран, где эта музыка зарождалась. Там есть много учреждений образования и различных курсов, которые дают возможность изучать барочную музыку; сохранились инструменты, на которых можно ее исполнять. Есть даже специальные предприятия, которые сейчас производят инструменты, идентичные тем, что звучали в ту эпоху.
Однажды мы организовали поездку группы музыкантов в общину Грайфенберг (Германия) в мастерскую, где восстанавливают и изучают старинные клавесины, органы, другие инструменты. В этой мастерской инструменты разбирают до деталей, измеряют их, изучают, как сохранилось дерево, какое это было дерево, какой тип клея использовался и т. д. Это делается для того, чтобы максимально точно воссоздать инструмент.
В Германии есть много коллективов, которые исполняют музыку эпохи барокко. Не могу утверждать, но, мне кажется, что там вообще классической музыке и, в частности, барочной музыке, больше внимания уделяется, чем в нашей стране. По крайней мере, там есть школы, есть специалисты, есть концерты. А самое главное, есть аудитория, которая хочет это слушать и регулярно ходит на такие концерты.
В Аугсбурге есть Высшая школа музыки – Центр Леопольда-Моцарта, в котором белорусские музыканты благодаря Институту им. Гете посетили серию мастер-классов. Кроме этого в программу входило посещение музеев. В одном из них представлена широчайшая коллекция старинных инструментов. Самым примечательным в этом музее было то, что там можно было играть на этих инструментах.
Наш преподаватель Кристоф Хаммер убирал ленточку, отделяющую экспозицию, и показывал, как звучит, например, родоначальник современного рояля. Он рассказывал, что примерно на таком инструменте Моцарт сочинял такое и такое произведение, и демонстрировал, как оно звучало столетия назад. Совершенно по-другому воспринимается и музыка, и история музыки, и творчество композитора при такой лекции.
В Германии сохранились старинные инструменты, там уделяется внимание преподаванию игре на них, есть возможность учиться. Проводится много различных мероприятий, в том числе конкурсов. И есть студенты, которые могут позволить себе иметь аутентичные инструменты или их аналоги. У наших студентов, к сожалению, такой возможности нет. Поэтому Институт им. Гете в Минске из года в год прикладывает много усилий, чтобы провести в Беларуси мастер-классы, организовать специальный курс, концерт, чтобы поддерживать интерес к музыке эпохи барокко. Это, как правило, напряженно организационно и довольно дорого. Но результат того стоит.
МУЗЫКА СВОБОДЫ
В преподавании музыки на постсоветском пространстве существует такая практика: студентам надо максимально четко донести, как то или иное произведение исполняется. У нас принято руководствоваться какими-то рекомендациями. Например, возьмем ноты какого-либо произведения Иоганна-Себастьяна Баха. Там будет предписан темп исполнения, всякие дополнительные значки будут стоять в нотах, и все это для того, чтобы студент максимально точно исполнил произведение. А это на самом деле есть абсолютное противоречие тому, как это было в эпоху барокко. Бах, например, даже намеренно не оставлял никаких указаний относительно темпа исполнения. Да и не только он, многие композиторы той эпохи поступали точно так же.
Барочная музыка – это музыка свободы. В Западной Европе считается, что при исполнении музыки эпохи барокко музыкант должен учитывать эпоху, в которую создавалось музыкальное произведение. А кроме этого надо представлять или знать, какие чувства композитор испытывал при создании произведения, для чего он писал его — для церковной службы или какого-то особенного события и т. д. В результате каждый исполнитель имеет больше свободы интерпретировать то или иное произведение, и каждый концерт уникален. Вот этому учат наши гости на мастер-классах.
Институт им. Гете в Минске в сотрудничестве со своими партнерами по мере возможности способствует развитию интереса к музыке эпохи барокко в Беларуси. А такой интерес есть и среди музыкантов, и среди студентов, и среди публики, что и неудивительно, потому что в прежние времена музыка барокко звучала и на территории нашей страны.
ЧИТАЙТЕ В РУБРИКЕ «НОВОСТИ ГЕРМАНИИ»: