19.07.2016, 10:32
Когда есть такие союзники

Антибелорусская кампания, развернутая в последнее время в целом ряде российских СМИ, дала основание некоторым экспертам сделать вывод о начале информационной стадии гибридной войны против нашего государства. Цель этих действий воспрепятствовать проведению Беларусью взвешенного курса в военно-политической сфере.
Согласно статье на сайте chtooznachaet.ru, впервые понятие «Гибридная война» появилось в военных документах США и Великобритании в начале ХХI века. Наиболее полно определение «Гибридной войны» дано в предисловии ежегодного издания Лондонского Международного института стратегических исследований Military Balance 2015.
В соответствии с ним это: «Использование военных и невоенных инструментов в интегрированной кампании, направленной на достижение внезапности, захват инициативы и получение психологических преимуществ, используемых в дипломатических действиях; масштабные и стремительные информационные, электронные и кибероперации; прикрытие и сокрытие военных и разведывательных действий; в сочетании с экономическим давлением».
Специфика гибридных войн заключается в том, что простой обыватель не понимает сути происходящего: откуда, от кого исходит угроза, как она проявляется, чем и как противостоять ей.
Гибридные войны начинаются организацией массированных информационных вбросов в социальные сети, в которых дискредитируются органы власти той страны, против которой ведется война, их внешнеполитический и экономический курс, социальная политика, затем раскачивается социально-политическая ситуация. Экономические институты государства подвергаются давлению, вводятся экономические санкции, закрываются возможности для нормальной внешне-экономической деятельности.
Специфика гибридных войн заключается в том, что простой обыватель не понимает сути происходящего: откуда, от кого исходит угроза, как она проявляется, чем и как противостоять ей.
Как отмечал аналитик Джон Рейх Девис (Military Review, сентябрь 2013 года), гибридная война невозможна без доминирования в ней информационного компонента. Причем важнейшей характеристикой самой гибридной войны является отсутствие моральных или этических ограничений, что до этого считалось отличительной чертой терроризма. (Примером успешно проведенной «гибридной операции» в НАТО считают возвращение Россией Крыма под свою юрисдикцию.)
Причем, по мнению известного украинского аналитика Владимира Горбулина, в отдельных случаях информационный фактор становился самостоятельной составляющей операции и оказывался не менее важным, чем военный. При этом В. Горбулин ссылается на доклад, с которым выступил начальник Генштаба вооруженных сил России генерал Валерий Герасимов на общем собрании Академии военных наук в Москве в январе 2013 года.
В докладе подчеркивалось возрастание роли невоенных методов давления на противника, прежде всего через политический, экономический и гуманитарный элементы. Информационное же противоборство вообще определялось как сквозная деятельность на всех этапах конфликта: его зарождения, сопровождения и в постконфликтный период.
При таком подходе обвинения Беларуси в экстраординарном наращивании военно-технического сотрудничества с Украиной, звучащие со стороны достаточно известных российских экспертов (и с завидным постоянством тиражируемые электронными и печатными СМИ нашего ближайшего союзника) выглядят уже не случайными эпизодами, а представляются частью хорошо скоординированной информационной операции.
«Спусковым крючком» последней по времени такой акции стала недавняя публикация на новостном портале uapress.info сообщения о прибытии на территорию Украины эшелона с белорусскими шасси МЗКТ-6922, которые используются для размещения нескольких типов зенитных ракетных комплексов, что, по утверждению автора публикации — украинского журналиста Александра Аргата, «дает нам (ВПК Украины) возможность создать оружие, которое будет сбивать самолеты только одной страны – России.»
И хотя фотоснимок, подтверждающий это утверждение, рядом комментаторов был признан фальсификацией (см., например, материал «СтопФейк: белорусские шасси МЗКТ-6922 замечены в Украине» от 07.07.2016 на www.belvpo.com), многие российские издания (в том числе и мнящие себя респектабельными) с видимым удовольствием ухватились за эту новость сомнительного свойства. Даже притом, что цель, которую преследовал А. Аргант своим постом в Фейсбуке, была дискредитация Минска в глазах Москвы.
В частности, портал eadaily.com опубликовал заявление известного военного эксперта Сергея Ищенко, из которого следовало, что хотя масштабы текущего военного сотрудничества Украины и Беларуси оценить сложно, cовместные разработки этих двух стран, начавшиеся задолго до Майдана, довольно сильно увеличивают обороноспособность Украины.
Такой взаимообмен с Украиной, которая далека не только от дружественных, но даже от нейтральных отношений с Россией, выглядит довольно странно для военного союзника России, коим является Беларусь. А посему Кремлю следует надавить на Лукашенко, для чего имеются военно-технические, экономические и политические рычаги. «Нельзя отказываться от такого союзника, как Беларусь, но нужно корректировать его позицию».
Но не обремененный известностью Павел Юринцев пошел еще дальше, в статье от 06.07.2016 на том же eadaily.com «Белорусский ВПК в погоне за прибылью: появятся ли на Украине «Полонезы» он без зазрения совести заявил том, что белорусские производители техники военного назначения сегодня практически подошли к тому, чтобы начать продавать на Украину новейшие реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Полонез».
В качестве доказательства справедливости данного утверждения он приводит все ту же новость о том, что белорусы недавно «совершенно спокойно» поставили своим южным соседям колесные шасси МЗКТ-6922, пригодные для установки на них зенитно-ракетных комплексов «Оса», «Квадрат-М» «Бук», пушечно-ракетного комплекса АЗ и, «конечно же (?), совместной белорусско-украинской разработки «Стилет». Но продолжение еще круче: «Все они в той или иной степени используются и будут использоваться вооруженными силами Украины в военных действиях на Донбассе».
Но и этого господину Юринцеву показалось мало. «На фоне же недавних заявлений белорусов о том, что все, что производится в республике, будет продаваться и на внешних рынках, появление РСЗО «Полонез» на Донбассе уже не выглядит невозможным… В таких условиях официальное объявление перевооружения белорусской армии становится похоже на обыкновенную ширму, прикрываясь которой ВПК республики продолжает зарабатывать деньги на проблемах своих соседей.»
Ну как тут не вспомнить тезис одного печально известного исторического персонажа о том, что чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- В Беларуси началась внезапная проверка боеготовности ракетных войск
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве