19.07.2016, 9:23
Сможет ли МСП смягчить экономический кризис в Беларуси?

Экономический кризис вынуждает белорусские власти более пристально посмотреть на развитие частного бизнеса как на сферу, способную «добавить» роста национальному ВВП, а также абсорбировать излишнюю численность работников госсектора, что особенно актуально в условиях экономического кризиса.
Развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства в Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» в 2016–2020 годах объявлено одним из национальных приоритетов страны. Причем, правительство не только объявило о новом приоритете, но и установило целевые установки по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) на ближайшую пятилетку, в том числе по удельному весу в добавленной стоимости в ВВП страны, удельному весу выручки и т. д.
Целевые параметры программы приведены в таблице.
Значения показателей по годам |
|||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в общей валовой добавленной стоимости, % |
28,8 | 29,2 | 29,8 | 30,8 | 32,0 |
Удельный вес занятых в микроорганизациях, малых и средних организациях (без внешних совместителей), а также ИП и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике, % |
32,6 | 33,3 | 33,7 | 34,2 | 35,0 |
Количество юрлиц – субъектов МСП на 1 тыс. занятых в экономике |
26,0 | 27,0 | 27,8 | 28,8 | 29,6 |
Количество ИП на 1 тыс. занятых в экономике, единиц |
54,1 | 56,7 | 57,5 | 58,5 | 59,5 |
Удельный вес выручки юрлиц – субъектов МСП в общем объеме выручки, % |
37,2 | 37,7 | 38,6 | 39,8 | 41,3 |
Количество центров поддержки предпринимательства (ЦПП), единиц |
91 | 98 | 104 | 109 | 114 |
Количество инкубаторов малого предпринимательства, единиц |
23 | 28 | 30 | 35 | 38 |
Количество проведенных ЦПП обучающих курсов |
3160 | 3290 | 3410 | 3520 | 3610 |
Количество созданных юрлиц – субъектов МСП на 1 тыс. действующих юрлиц – субъектов МСП, единиц |
77,8 | 78,5 | 80,1 | 80,8 | 83,0 |
Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в валовой добавленной стоимости Беларуси
Очевидно, что правительство рассматривает только позитивный сценарий развития МСП в стране. Между тем, реальная ситуация имеет противоположный тренд. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в апреле-мае 2016 года лабораторией аксиометрических исследований «НОВАК» для Исследовательского центра ИПМ. В опросе участвовало 400 частных предприятий с численностью от 1 до 250 человек с разных регионов страны, занятых в разных сферах деятельности, в том числе в сфере торговли — 24,2% опрошенных, промышленности — 29,2%, строительства — 17,5%, транспорта и связи — 7,2%, гостинично-ресторанного бизнеса — 3,5%.
Оценки бизнеса: финансовая ситуация ухудшается
В Беларуси за последний год экономическое положение почти 60% предприятий малого и среднего бизнеса ухудшилось, а 70% ощутили негативные тенденции в условиях ведения предпринимательской деятельности.
Между тем, проектом программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы предусмотрены еще более амбициозные задачи: доля субъектов МСП в общем объеме валовой добавленной стоимости к 2020 году должна увеличиться до 40%.
Для этого, как предполагается, вновь создаваемые на территории сельской местности и городов (за исключением Минска и областных центров) предприятия освободят в течение 2 лет от налога на прибыль и налога на недвижимость. Планируется также упростить передачу неиспользуемых гособъектов для создания производственного бизнеса и рабочих мест и т. д.
Но достаточно ли этих мер, чтобы сбылись правительственные прогнозы относительно вклада частного бизнеса в ВВП страны?
Если судить по результатам опроса предприятий МСП, то можно сделать вывод, что ожидания правительства относительно вклада предприятий МСП в экономическое развитие страны слишком завышены.
Условия для ведения бизнеса не улучшились, а ухудшились
Более 2/3 опрошенных руководителей и управляющих МСП считают, что в Беларуси условия ведения предпринимательской деятельности за минувший год ухудшились, при этом 26,5% отмечают, что они ухудшились значительно.
Достаточно критично оценивают предприниматели предпринимаемые правительством меры по созданию более привлекательного бизнес-климата. В частности, усилия властей по созданию равных условий ведения бизнеса и добросовестной конкуренции 32,3% опрошенных оценили отрицательно, а положительно — только 25,7%. Меры по развитию частной собственности и ее защите положительно оценили 25,1%, отрицательно — 24,8%, по ликвидации излишних административных барьеров, соответственно, 24,1% и 35,9%.
Попытки придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу, положительно оценили 26,8%, отрицательно — 27,2%, а контрольную (надзорную) деятельность — 34% и 29,7%, соответственно. Борьбу за качество правового регулирования позитивно оценили 28,1%, негативно — 28,2% опрошенных (остальные респонденты никаких тенденций в этом направлении вообще не заметили).
Показательно, что более половины опрошенных представителей МСП (51,9%) ощущают неравенство частного и государственного сектора со стороны контролирующих органов, 14,5% — судебных органов, 47,4% — при установлении арендных ставок, 28,7% — в отношении цен на сырье, 36,2% — в сфере лицензирования, 28,9% — в отношении доступа к кредитным ресурсам, еще 21,9 % — при проведении госзакупок. Для сравнения: по итогам прошлого опроса, который проводился год назад, доля отрицательных оценок была в 3-4 раза меньше.
Один из главных выводов проведенного опроса — следующий: экономическое положение почти 60% предприятий малого и среднего бизнеса за последний год ухудшилось, еще 70% ощутили негативные тенденции в условиях ведения предпринимательской деятельности.
В то же время доля предпринимателей, считающих положение «ни плохим, ни хорошим» за год увеличилась с 48,3% до 51,5%, называющих его «скорее, хорошим» — увеличилась с 19,2 до 23,2%, видящих его «скорее, плохим» — снизилась с 24% до 18,4%, «очень плохим» — с 5,8% до 5,4%, а «очень хорошим» — с 2,6% до 1,5%.
При этом если год назад 24% опрошенных говорили о неизменности своего экономического положения, то сейчас на это указали 32,8%. Если в 2015 году о некотором улучшении заявляли 43,3% респондентов, а об улучшении -13,5%, то теперь первых набралось 38,6%, а вторых — лишь 8,4%. При этом, как отметили опрошенные, экономическое положение значительно улучшилось лишь у 1,9% предприятий (как и год назад), а значительно ухудшилось у 18,3% (годом раньше — у 17,3%).
Примечательно, что в предыдущем опросе 15,1% предприятий отмечали увеличение объемов своих продаж, теперь же об этом заявили лишь 11,8%. При этом у 69,6% респондентов объем продаж сократился, причем, у 22% — значительно. О росте кредиторской задолженности сообщили 20,7% респондентов, дебиторской — 26,8% опрошенных.
При этом увеличить число сотрудников смогли 16,8% опрошенных компаний, в то время как 39,3% респондентам ввиду сложной финансовой ситуации пришлось сокращать персонал.
Количество предприятий МСП в Беларуси (на конец 2015 года, тыс. единиц)
Увеличить инвестиции смогли 13,9%, а сократились они у 27,8%, причем, у 9% — значительно. Во многом это связано с доступностью кредитов. Так, только 21,8% респондентов благополучно сумели получить кредиты. Не повезло 9,1%, которым в заимствованиях было отказано, а 69% и не пытались обращаться в банки с этим вопросом. Из них 27% сочли слишком высокими ставки в рублях, 17,3% — ставки в валюте, 7,5% опрошенных остановили трудности с выполнением требований залога, а 64,7% убедили себя, что им кредит не нужен.
При этом на сокращении бизнеса сконцентрированы только 11,7% опрошенных. Сохранить его на достигнутом уровне намерены 64,3%, а 24% планируют расширяться.
Подобные оценки могут свидетельствовать о том, что некоторая часть респондентов сумела в определенной степени адаптироваться к новым условиям.
Коррупция и теневой рынок: большинство не заметило перемен
Представителей МСП считают, что коррупция и теневой рынок в Беларуси не сильно распространены. При этом почти треть респондентов отмечают, что коррупция в значительной степени влияет на рост экономики и частного бизнеса, а свыше 1/4 признает ее негативное воздействие на развитие внутреннего рынка.
Также примечательно, что 21,7% респондентов заявили, что в Беларуси нет такого явления, как коррупция, (год назад было 13,9% ), а доля тех, кто уверен в ее широком распространении, снизилась с 14,7% до 9,2%. Еще 21% считает, что в Беларуси распространен теневой оборот, 21,1% заявили о наличии взяток, 19,8% — «откатов», в то же время более половины с этим не согласны.
В то же время около половины опрошенных (49,7%) отметили, что факты коррупции не влияют на стоимость продуктов в сфере деятельности компании, иначе считают 6,6% респондентов (год назад было 5,3%). Причем, 24,9% респондентов называют основными инициаторами коррупции госслужащих, 7,6% — бизнесменов, 22,5% — и тех, и других.
По мнению участников опроса, в большей степени коррупция проявляется в таких сферах, как санитарный и пожарный надзор, получение госзаказов, участие в тендерах, получение различных разрешений в местных органах, гигиеническая регистрация и сертификация, лицензирование, таможенное оформление, налоговые проверки, регулирование цен, аренда получение благоприятных судебных решений.
При этом около 2/3 опрошенных отметили, что за год каких-то перемен в борьбе с коррупцией они практически не заметили.
МСП и бизнес-объединения: дистанция не сократилась
Данные опроса также свидетельствуют о том, что белорусские предприниматели по-прежнему не стремятся объединится в союзы для лоббирования своих интересов. Более того, количество респондентов, состоящих в бизнес-союзах, за минувший год снизилась с 14,4% до 12%. Всего лишь 5% отметили, что уже состоят в какой-либо бизнес-ассоциации.
Любопытно, что лишь 39% опрошенных оценили эффективность диалога бизнеса и власти на 1-2 балла, а на 4 и 5 баллов — лишь 18%. Но при этом далеко не все представители МСП поддерживают идею создать в стране Национальную палату предпринимательства (с обязательным членством) для более эффективного диалога государства и бизнеса. «За» высказались 50,6% опрошенных, «против» — 49,4%. В этой связи 35,7% респондентов отметили, что решают проблемы своего бизнеса самостоятельно, еще 40,8% не видят смысла в лишней бюрократической структуре, а 24,4% заявили, что не хотят нести дополнительные издержки на уплату взносов. При этом половина респондентов считает, что членство в подобном объединении должно быть добровольным.
Следует отметить, что в большинстве стран мира взносы членов бизнес-ассоциаций налогами не облагаются, в Беларуси же их нужно платить из чистой прибыли. Чтобы создать в Беларуси влиятельные бизнес-союзы, нужно прежде всего решить вопрос о правовом регулировании объединений нанимателей.
Справка «БЕЛРЫНКА»
Согласно данным Белстата, в Беларуси на 1 января 2016 года средняя численность работников организаций малого бизнеса составила 762,8 тыс. человек (индивидуальные предприниматели не учитываются в статистике). На 1 января 2015 года в малом бизнесе было занято 818,466 тыс. человек.
Больше всего работников малого бизнеса по-прежнему занято в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (39% от общего количества организаций), в промышленности (14%), операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям (14%), на транспорте и связи (12%).
На 1 января 2016 года в Беларуси хозяйственную деятельность вели 105 тысяч организаций малого предпринимательства, в том числе 88% микроорганизаций и 12% малых организаций.