4.08.2016, 8:56
МАЗ: кому он мешает, тот ему не поможет

Россия по-прежнему остается главным рынком для белорусского автопрома, вследствие чего оживление продаж его продукции на тамошнем авторынке вряд ли будет носить стабильный характер.
По данным аналитического агентства «Автостат», в июне 2016 года в России было продано 4.085 новых грузовых автомобилей, что на 2% больше, чем в июне 2015 года (4.003 ед.). Как утверждают специалисты агентства, подобная тенденция наблюдается уже третий месяц подряд. Более того, рост продаж грузовиков наблюдается на фоне падения российского автомобильного рынка в целом.
Грузовики обогнали всех
Первую позицию в грузовом сегменте российского автомобильного рынка (куда относятся автомобили общей массой свыше 3,5 т) по-прежнему уверенно занимает КамАЗ с показателем продаж 1.559 машин (против 1.350 двенадцать месяцев назад), что на 15,5% выше прошлогоднего уровня. Как следствие, удельный вес изделий Камского автозавода в суммарном объеме реализованных в России грузовиков достиг 38%.
Второй по числу проданных в июне грузовых автомобилей стала Группа ГАЗ — 653 ед., что на 17,3% меньше, чем в июне 2015 года (790 ед.). Третье место сохранил за собой Минский автозавод — 269 ед., +1,1% (266). Остальные строчки в Top-5 заняли японская компания Isuzu — 209 ед., +90% (110) и шведская Scania — 188 ед., +8,7% (173).
Если говорить о результатах полугодия, то за первые шесть месяцев 2016 года в России было продано 21.852 новых грузовых автомобиля — на 9,4% меньше, чем в январе-июне 2015 года (24.124). То есть рост реализации грузовиков в последние три месяца не смог компенсировать отставание предыдущих девяти.
Что касается марок грузовых автомобилей, лидирующих по объемам продаж за январь-июнь, то порядок их следования в рейтинге аналогичен июньскому:
При желании приведенные выше цифры можно истолковать в том духе, что многострадальному МАЗу в июне 2016 года удалось стабилизировать продажи на уровне аналогичного периода 2015 года. Хотя наверстать отставание, допущенное им в предыдущее время, удастся, увы, не скоро.
Не радует и то обстоятельство, что ни одна из моделей Минского автозавода не вошла в Top-10 самых продаваемых автомобилей. Первая пятерка этого рейтинга выглядит следующим образом:
Это с какой стороны посмотреть
Между тем, если исходить из информации, опубликованной другим известным аналитическим агентством — «Автостат Инфо», ситуация на российском рынке новых грузовиков вследствие несколько иной методики подсчета выглядит заметно более благоприятно для ведущих игроков сегмента грузовых автомобилей. Так, согласно этим данным, за период с января по июнь 2016 года в России было продано 4.047 грузовых автомобилей, что на 13% превышает показатели первого полугодия 2015 года.
Существенно лучше результаты и у тройки лидеров рынка грузовиков (КамАЗа, ГАЗа и МАЗа). В частности, ОАО «КамАЗ» в июне 2016 года показало рост продаж на 25,3%, за первое полугодие — на 18,1%, увеличив свою долю на российском рынке до 40,8% (+4%).
Группа ГАЗ, хотя и ушла в июне в минус на 11,1%, но в целом за первое полугодии показала рост на 2,3%. Что, впрочем, не позволило сохранить долю присутствия компании на рынке составила 19,6% (-5,3%).
МАЗ, напротив, в июне продемонстрировал рост продаж на 23,7% относительно прошлогоднего уровня, но даже это не помогло ему наверстать отставание (-9,7%), допущенное за полугодие. При этом доля присутствия Минского автозавода на рынке России возросла до 5,7% (+0,5%).
Наряду с ростом продаж новых грузовых автомобилей, аналитики агентства «Автостат Инфо», сообщают о падении продаж грузовиков с пробегом. С января по июнь 2016 года реализация грузовых машин на вторичном авторынке России составила 163.869 ед. Относительно аналогичного периода прошлого года объем рынка грузовиков с пробегом сократился на 19%. Июньские показатели продаж грузовых машин с пробегом также находятся в минусе зоне. К аналогичному месяцу прошлого года спад составил 19%, всего было реализовано 25.875 ед. грузовиков б/у.
Среди 30 марок наиболее популярных грузовых автомобилей с пробегом первое место и по итогам июня и полугодия принадлежит КамАЗу. В июне 2016 года был продан 6.871 такой грузовик, что на 13,7% меньше чем в июне 2015 года (7.964 ед.), а за первое полугодие — 43.395: -15,8% относительно прошлогоднего уровня (51.528). Лидерство КамАЗа на вторичном рынке подчеркивает и то обстоятельство, что среди трех наиболее продаваемых моделей подержанных грузовиков оказались две его машины: КамАЗ-65115 — 1.214 ед. и КамАЗ-55111 — 843 ед. Третье место занял ГАЗ-3307 — 738 ед.
По числу же суммарных продаж подержанные грузовики этой марки вышли на второе место, в июне было реализовано таких 2.768 машин (-28,1%, 3.849), в январе-июне — 18.871 (-24,7%, 24.796).
Следом идут грузовики б/у Минского автозавода, в июне их было куплено 2.143 ед. (-23,1%, 2.788), в январе-июне — 13.428 (-17,7%, 16.308)
Ситуация снижения реализации грузовиков с пробегом достаточно необычна для периода экономического кризиса, который сегодня переживает РФ: обычно в такие времена все бывает наоборот. Отчего невольно возникает мысль о применении мер государственного стимулирования новых грузовых автомобилей.
Говорим «экспорт», подразумеваем в Россию
Не станем скрывать, что из отчетов обеих аналитических агентств нам симпатичнее тот, где результаты работы МАЗа на российском рынке выглядят более выигрышно. Однако в пользу того тезиса, что белорусский автопром начал постепенно выезжать (или точнее выползать) из кризиса говорят результаты экспортных поставок его продукции в январе-мае 2016 года.
Согласно данным Национального статистического комитета, за этот период экспорт белорусских грузовых автомобилей составил 1.413 ед., что на 20,6% относительно января-мая 2015 года. При этом поставки в страны СНГ выросли на 16,6% до 1.239 ед. (80,8% всех загранпоставок), за пределы СНГ — на 59,6% до 174 ед. (19,2%). Еще более существенно вырос экспорт наших седельных тягачей: на 86,7% до 351 ед., в т. ч. в страны СНГ — на 47,7% до 254 ед. (70,2%), вне СНГ — в 6,1 раза до 97 ед. (29,8%).
Конечно на достижение столь впечатляющих темпов роста в значительной мере влияет эффект низкой базы, но тенденция налицо. Негативным моментом является то, что стратегия выхода на альтернативные рынки пока не срабатывает, и основные поставки белорусской автотехники осуществляются в страны СНГ, причем на долю России приходится до 70% нашего автомобильного экспорта.
Что ставит отечественные автозаводы в критическую зависимость от движения конъюнктуры на рынке нашего основного партнера и делает перспективы их развития весьма неопределенными. Тем более, что правительство РФ не брезгует протекционистскими мерами для сохранения доминирования своих автопроизводителей на внутреннем рынке страны.
Как отмечает ряд экспертов, относительное благополучие, например, КамАЗу обеспечивает исключительное использование его техники при реализации крупнейших национальных инвестиционных проектов, таких как космодром «Восточный», мост через Керченский пролив, спортивные сооружения для чемпионата мира 2018 года и т. д. А также для снабжения вооруженных сил РФ.
Косвенным подтверждением служит тот факт, что в числе трех самых продаваемых моделей КамАЗа — строительные самосвалы (КамАЗ-6511 и КамАЗ-6520) и автомобиль армейского образца (КамАЗ-43114).
Однако, работа по казенному заказу не позволяет поставщику диктовать свои ценовые условия покупателю. В связи с чем, при росте выручки Камского автозавода за первое полугодие 2016 года до 42,3 млрд руб. против 30,07 млрд руб. в первом полугодии 2015 года чистая прибыль за этот же период снизилась почти в 6 раз: c 161,6 млн. руб. до 27,5 млн. руб.
Конечно, родное государство найдет способ компенсировать потери своему ведущему производителю и защитить его от нежелательных конкурентов, к коим сегодня в России относят и автозаводы союзной Беларуси.
Читайте также:
- МАРТ повысил тариф на транспортировку газа по распределительным трубопроводам
- Цена российского газа для Беларуси в 2022 году останется прежней — протокол
- Беларусь в 2021 году не получила скидку на российский газ
- Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ
- Газ в пакете с интеграционными обещаниями