9.08.2016, 9:01
Российско-турецкий дуэт на трубе

Россия и Турция после годовой заморозки вновь возобновили переговоры о строительстве газопровода «Турецкий поток». Теперь их интересы совпадают: властям Турции важно продемонстрировать улучшение отношений с Россией и показать Западу, что у нее есть альтернативный партнер, а России — использовать эти переговоры для давления на ЕС по проекту «Северный поток-2».
Ожидается, что ключевые решения по строительству «Турецкого потока» будут приняты сегодня на встрече президентов России и Турции Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге.
Позиция Анкары относительно «Турецкого потока» не изменилась
Напомним, Россия приступила к реализации проекта «Турецкий поток» — через Турцию и далее в Европу – после того, как Еврокомиссия заблокировала строительство газопровода «Южный поток» мощностью 63 млрд. куб. м (РФ планировала построить его по дну Черного моря через Болгарию далее в Европу, — фактически этот проект был направлен на транзит российского газа в Европу в обход Украины).
«Газпром» собирался запустить первую нитку «Турецкого потока» уже в конце 2016 года. А всего до конца 2019 года российский концерн хотел построить 4 нитки мощностью 63 млрд. куб. м, чтобы полностью отказаться от украинского транзита. (Отметим, что «Газпром» собирался построить «Турецкий поток» до границы с ЕС, а что делать с этим газом дальше – неизвестно: европейские партнеры должны были сами позаботиться о строительстве необходимой инфраструктуры).
Однако летом 2015 года турецкий проект изменили: вместо 4-х ниток в «Турецком потоке» осталось 2 нитки, а его мощность снизили до 31,5 млрд куб. м. Но приступить к строительству «Турецкого потока» «Газпрому» мешало отсутствие межправительственных соглашений с Турцией, а оно было увязано с предоставлением скидок на поставку российского газа в Турцию. Переговоры по проекту прервали выборы и смена правительства в Турции. А после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет, отношения двух стран осложнились, а «Турецкий поток» с конца 2015 года был заморожен.
26 июля 2016 года состоялась встреча министра экономики Турции Нихат Зейбекчи с главой Минэнерго РФ Александром Новаком. На ней подчеркивалось, что проект выгоден для обеих сторон. Сообщалось также, что Россия и Турция создадут рабочую группу по проекту.
Пока обе стороны осторожно комментируют параметры и сроки «Турецкого потока». «С точки зрения энергетической потребности Турции в газе мы принципиально открыты к строительству первой нитки «Турецкого потока», — заявил недавно вице-премьер Турции Мехмет Шимшек.
Эта может означать, что позиция турецкой стороны по этому не изменилась: в 2015 году Анкара была готова подписать соглашение тоже по строительству только одной нитки газопровода. Это и понятно: ведь самой Турции достаточно одной нитки. Однако «Газпрому» проект в таком усеченном вряд ли нужен, – он не окупится даже при выходе на полную мощность. Поэтому «Газпром» изначально настаивал на двух нитках «Турецкого потока» и до подписания межправсоглашения отказывался предоставлять турецкой госкомпании Botas обещанную скидку на газ.
«Газпрому» одна нитка не нужна
Таким образом, получается, что пока проблемы у «Турецкого потока» прежние: непонятно, сколько ниток будет построено и предоставит ли «Газпром» Турции скидку по цене на газ.
Турция — второй рынок «Газпрома» после Германии. В 2015 году экспорт российского газа в эту страну превысил 27 млрд. куб. м Турция заинтересована получать российский газ по трубе. К тому же сам проект находится в высокой степени готовности: инфраструктура под первую нитку 16 млрд. кубометров уже построена (по оценкам, «Газпром» уже потратил на подготовку к поставкам газа по этому маршруту 15-18 млрд. долларов).
Для «Газпрома», безусловно, важно построить две нитки «Турецкого потока». По замыслу, вторая нитка может обеспечить российским газом Балканы и юг Италии. Однако на этом пути остается пока непреодолимое препятствие: неясно, кто, на каких условиях и зачем будет строить инфраструктуру для поставок газа из Турции в Eвропу.
Скорее всего, эти вопросы будут обсуждаться на встрече президентов России и Турции 9 августа. Главной проблемой переговоров станет ценовой спор, — ведь именно от него зависит развитие ситуации вокруг «Турецкого потока».
«Северный поток-2»: польский регулятор против
Следует отметить, что сейчас переговорная позиция «Газпрома» на переговорах с Анкарой выглядит сильнее, чем осенью 2015 года. Это обусловлено тем, что российскому концерну за время «заморозки» турецкого проекта удалось заметно продвинуться по реализации проекта «Северный потоку-2».
После недавнего провала «Турецкого потока» Москва старалась максимально ускорить реализацию альтернативного проекта, каким в это время стал газопровод «Северный поток-2». Поэтому даже формальные переговоры Кремля с Турцией усиливают позицию «Газпрома» по проекту «Северный поток-2», который в последнее время также столкнулся с определенными трудностями.
Теперь серьезным препятствием для «Северного потока-2» остается непримиримая позиция Польши (отметим, что Польша, как и страны Балтии остаются последовательными противниками газопроводного маршрута через Балтийское море). В июне 2016 года польский регулятор UOKiK дал отрицательное заключение по проекту «Северный поток-2».
«Мы вовремя подали заявки в антимонопольные управления Германии и Польши. Германия нам выдала разрешение за 18 дней. Поляки получили нашу заявку в то же время, и 18 июня мы уже должны были бы получить по срокам, предусмотренным польским законодательством, разрешение. Но, к сожалению, мы получили не разрешение, а получили шесть дополнительных запросов, на которые мы обязаны ответить», — заявил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков 19 июля в эфире телеканала «России 24».
В результате, как было сказано, получение разрешение от антимонопольного управления Польши сдвигается на 31 августа. «Но это в том случае, если не будет дополнительных запросов. А так это может еще продолжаться», — сказал председатель совета директоров «Газпрома». «Мы считаем, что (позиция польской стороны – ред.) несколько политизирована. Тем не менее, работа идет. Я думаю, что там должно быть все нормально», — добавил он.
Следует отметить, что без разрешения польского регулятора партнеры «Газпрома» не могут стать акционерами «Северного потока-2» и предоставить проекту финансирование.
Недавно польский антимонопольный регулятор UOKiK опубликовал возражения против создания СП «Газпрома» и европейских газовых компаний — Shell, Uniper (бывший E.On), Wintershall, OMV и Engie — для строительства газопровода «Северный поток-2». UOKiK отмечает, что сделка (а по польскому антимонопольному законодательству она характеризуется как слияние) «может привести к ограничению конкуренции». По мнению регулятора, «Газпром» занимает доминирующее положение в поставках газа на польский рынок и сделка может привести к дальнейшему укреплению рыночной власти компании по отношению к польским клиентам.
По мнению экспертов, наиболее вероятным вариантом развития дальнейших событий по этому остается компромисс, — но после того, как «Газпром» пойдет на определенные уступки по условиям поставок газа в Польшу. В худшем случае конфигурацию проекта, вполне возможно, придется переформатировать, и, не исключено, что «Газпром» будет вынужден прокладывать газопровод «Северный поток-2» в одиночку.
Между тем, логика «Газпрома» по привлечению иностранных акционеров в проекты всегда заключалась в том, что зарубежные партнеры должны сами уладить регуляторные вопросы. По мнению экспертов, власти Германии, для которых «Северный поток-2» важен, сумеют обеспечить поддержку проекта на уровне ЕС. Тем более, что сам регулятор вряд ли заинтересован в запрете сделки, — ему нужно, чтобы крупные международные компании согласились на условия, которые были бы максимально выгодными польским потребителям.
Отметим, что Германия в этом году активизировала усилия по созданию политических условий в Евросоюзе для строительства «Северного потока-2». (При этом Германия, согласившись на реализацию проекта, дала ясно понять, что поддерживает «Северный поток-2» только при условии сохранения украинского транзита). Она начала активный диалог с восточными странами ЕС — противниками строительства нового газопровода. В июне 2016 года канцлер Германии Ангела Меркель провела переговоры с премьером Словакии, которая ранее возражала против реализации данного проекта, требуя компенсации потерь. А 20 июня на переговоры к премьеру Словакии приезжал глава «Газпрома» Алексей Миллер, которому удалось договориться с Братиславой.
Для справки
Польша – один из крупных клиентов «Газпрома», Контракт госкомпании PGNiG с «Газпромом» от 1996 года на поставку до 10,2 млрд. куб. м газа в год действует до 2022 года, однако Варшава отказалась его продлевать: ее категорически не устраивает цена. Польша рассчитывает, что если российский газ будет поступать в страну через Германию, и цена на него будет ниже (цена газа в Польше, как правило, на 5-10% выше цен на газ на хабе в Германии).
Также Польша может не продлить с «Газпромом» и контракт на транзит газа по газопроводу Ямал — Eвропа. Этот контракт истекает в 2020 году. Российский концерн предложил продлить его на 25-30 лет, но ответа не получил. В 2015 году транзитом через Польшу в сторону Германии было прокачано около 29 млрд. куб. м.
Читайте также:
- Польша возобновила прокачку нефти по трубопроводу «Дружба»
- PERN обнаружил утечку на нефтепроводе «Дружба»
- Физический поток газа по газопроводу «Ямал-Европа» остановился, коммерческие поставки идут
- МИД Польши: инаугурация не повлияла на оценку легитимности Лукашенко
- Главы МИД ЕС 14 августа обсудят ситуацию в Беларуси