16.08.2016, 8:31
О чем молчит бюджет

Состояние государственных финансов является одним из ключевых показателей, характеризующих экономическую ситуацию в стране. Способность государства формировать государственный бюджет и государственные бюджетные фонды отражает не только эффективность государственного управления в экономике, но и характеризует экономическое положение бизнеса, который и уплачивает платежи в бюджет. Последнее особенно актуально для Беларусb, экономика которой характеризуется централизованной системой управления, где государственному бюджету придается особое значение в регулировании экономических процессов в государстве.
4-х летний бюджетный «срез»
Посредством анализа сопоставимых показателей формирования бюджета и государственного Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) определим основные тенденции в управлении экономике Беларуси в последние годы. Анализ проведем за последние четыре года, с учетом следующих особенностей присущих данному периоду:
2013 год – относительно благополучный год для белорусской экономики, характеризующий систему государственного управления в благополучной экономической ситуации;
2014 год – год, предшествовавший президентским выборам, потребовавшим мобилизации органов государственного управления для создания благоприятной экономического фона перед выборами;
2015 год – год экономического кризиса, вызванного, в том числе и экономическим кризисом в Российской Федерации, характеризуется методами государственного управления в условиях начавшегося кризиса;
2016 год – год попыток изменить экономическую ситуацию в стране, характеризует способность государстве управлять экономикой в условиях затягивающегося экономического кризиса.
Сразу же отметим, что характеристика каждого их анализируемых периодов условная, базирующаяся на представлении автора об основных макроэкономических тенденциях, повлиявших на формирование белорусского бюджета. Верность авторского мнения подтверждается анализом бюджетных показателей приведенных в следующей таблице.
Показатели |
в трлн. руб. |
|||||||
I полугод. 2016 г. |
I полугод. 2015 г. |
I полугод. 2014 г. |
I полугод. 2013 г. |
|||||
сумма |
уд. вес |
сумма |
уд. вес |
сумма |
уд. вес |
сумма |
уд. вес |
|
ВВП |
442,0 |
100,0 |
402,6 |
100,0 |
339,9 |
100,0 |
290,5 |
100,0 |
Доходы республикан. бюджета |
82,0 |
18,6 |
76,7 |
19,1 |
54,9 |
16,2 |
50,3 |
17,3 |
НДС |
40,0 |
9,1 |
35,3 |
8,8 |
31,3 |
9,2 |
25,4 |
8,7 |
Налог на прибыль |
6,8 |
1,5 |
6,9 |
1,7 |
6,2 |
1,8 |
14,4 |
5,0 |
Акцизы |
9,7 |
2,2 |
8,9 |
2,2 |
9,6 |
2,8 |
7,5 |
2,6 |
Доходы от ВЭД |
17,5 |
4,0 |
19,9 |
4,9 |
8,7 |
2,6 |
12,2 |
4,2 |
ФСЗН |
56,9 |
12,9 |
50,5 |
12,5 |
44,9 |
13,2 |
36,7 |
12,6 |
Доходы респуб. бюджета + ФСЗН |
138,9 |
31,4 |
127,2 |
31,6 |
99,8 |
29,4 |
87,0 |
29,9 |
Доходы бюджета сектора государств. управления |
186,1 |
40,5 |
172,4 |
40,4 |
140,3 |
41,3 |
128,6 |
44,3 |
Особенности белорусской бюджетной политики
Анализ бюджетной политики 4-х последний лет выявляет следующие закономерности экономического развития государства. Первой особенностью белорусской бюджетной политики является стремление добиться максимально возможной доли доходов бюджета сектора государственного управления (термин Министерства финансов Республики Беларусь) в ВВП. Если в благополучном 2013 году данный показатель составлял 44,3% в ВВП, то в кризисном 2016 году он сократился до 40,5% в ВВП. При этом по сравнению с 2015 годом указанный показатель вырос на 0,1 процентный пункт. То есть, даже несмотря на кризис, правительство пытается сохранить высоким долю финансовых ресурсов, аккумулируемых в руках государства.
Второй особенностью бюджетной политики является зависимость поступлений в бюджет не только от экономической, но и от политической ситуации в государстве. Примером экономического влияния на поступления в бюджет является налог на прибыль. Если в благополучном 2013 году доля налога на прибыль составляла 5% в ВВП, то в кризисном 2016 году данный показатель сократился до 1,5% в ВВП. При этом на протяжении всего 4-х летнего периода доля налога на прибыль в ВВП неизменно сокращалась, что свидетельствует об ухудшении макроэкономической ситуации в государстве, сокращении доходности белорусского бизнеса.
Политическая составляющая бюджетной политики государства, особенно ярка видна в 2014 году – времени подготовки к президентским выборам. Именно в этом году отмечается наиболее высокая доля ФСЗН в ВВП – 13,2%. Показатель характеризует уровень доходов населения, так как именно доходы населения являются базой для начисления отчислений в ФСЗН и являются одним из основных показателем эффективности белорусской экономической модели в глазах белорусских избирателей. Сокращение данного показателя в 2015 года обусловлено сильным влиянием экономического кризиса в Российской Федерации на макроэкономическую ситуацию в Республике Беларусь, не позволившую увеличить доходы населения в год президентских выборов.
На фоне роста доходов бюджета в 2014 году была высока доля акцизов в ВВП — 2,8%. Налоговой базой акцизов являются топливо, алкоголь и табачные изделия, реализуемые исключительно на внутреннем рынке, так как на экспорт применяется нулевая ставка акциза. Рост доходов населения вызвал и рост спроса на внутреннем рынке на данную категорию товаров, позволив тем самым увеличить поступления акцизов в бюджет.
Современная белорусская бюджетная политика
Прямая связь между отчислениями в ФСЗН и акцизами прослеживается и в 2015-2016 годах. Так на фоне сокращения доли отчислений в ФСЗН в ВВП, сокращается и доля акцизов в ВВП. Сокращение доходов населения сокращает и спрос на подакцизные товары. При этом небольшой рост отчислений в ФСЗН в ВВП в 2016 году по сравнению с 2015 годом связан не столько с улучшением экономической ситуации в государстве, сколько с необходимостью поддержания определенного уровня выплат населению (зарплаты в государственном секторе и на государственных предприятиях) на фоне сокращения размера ВВП. В итоге фактически происходит попытка искусственного сохранения уровня доходов населения в ситуации снижения объемов производства и ухудшения экономической ситуации в государстве.
Косвенным фактором, подтверждающим данный вывод, является доля акцизов в ВВП. На протяжении 2015 и 2016 года данный показатель стабилен и составляет 2,2% от ВВП. Номинальная стабильность доходов населения приводит к номинально стабильному спросу на подакцизные товары в Республике Беларусь.
Дополнительным отрицательным экономическим фактором, повлиявшим на уровень доходов бюджета, стало сокращение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 4,9% от ВВП в 2015 году до 4,0% в ВВП в 2016 году. Основными факторами снижения поступлений в бюджет стало как сокращение стоимостного экспорта бюджетообразующих нефтепродуктов, так и общее сокращение импорта товаров за первое полугодие 2016 года на 13,3 процентных пункта. Именно импорт товаров является основой для начисления таможенных пошлин составляющих базу внешнеэкономические доходы бюджета. Сокращение импорта автоматически ведет к сокращению внешнеэкономических доходов бюджета.
Будущая белорусская бюджетная политика
В условиях ухудшающейся внутренней (сокращение ВВП) и внешней (сокращение внешней торговли товарами) экономической конъюнктуры правительство будет пытаться сохранить высокой долю доходов бюджета сектора государственного управления в ВВП. Утверждать это можно с полной уверенностью, ознакомившись с вступившим в силу в Беларуси с 1 июля 2016 года новым порядком ведения электронных счетов-фактур по НДС.
Ни чиновники, ни эксперты не скрывают, что основной целью введения электронных счетов-фактур по НДС является привлечение дополнительных поступлений в бюджет. При этом, если чиновники предполагают рост поступлений по НДС за счет сокращения количества лжепредпринимателей, то эксперты обращают внимание на технические и организационные сложности с введением электронных счетов-фактур по НДС, которые приведут к росту налоговой нагрузки по НДС на добросовестный бизнес.
В любом случае бюджетная политика ближайшего будущего будет направлена на увеличение доходов бюджета за счет НДС и прочих, легко контролируемых доходных источников. Речь может идти о повышении налоговых ставок или сокращении налоговых льгот в ближайшем будущем по упрощенной системе налогообложения, налогу на недвижимость, земельному налогу, подоходному налогу. Сроки налоговых изменений будут зависеть от экономического эффекта повышения доходов бюджета в связи с введением электронных счетов-фактур по НДС.
По мнению автора, новый порядок уплаты НДС позволит привлечь дополнительные поступления в бюджет и увеличить долю НДС до уровня более 10% ВВП к концу 2016 года. В этой связи новые налоговые новшества стоит ожидать не ранее 1 января 2018 года, когда иссякнет экономический эффект от электронных счетов-фактур по НДС и государству потребуются дополнительные источники пополнения бюджета для сохранения высокой доли доходов бюджета сектора государственного управления экономики в ВВП. Именно последний показатель является основным критерием стабильности и неизменности белорусской экономической политики – основанной на максимально возможной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, несмотря ни на какие экономические кризисы и проблемы в государстве.