31.08.2016, 9:08
Китайско-белорусский инвестфонд — поможет ли он белорусским ПИИ?

Беларусь создает с Китаем совместный инвестиционный фонд, который, как объявлено, должен открыть новую эпоху белорусско-китайского стратегического партнерства.
До 1 сентября 2016 года рабочая группа подготовит рамочное соглашение о деятельности фонда, где будут детально прописаны механизм его создания, принципы работы и управления. Это прописано в Меморандуме о сотрудничестве по созданию фонда, который подписали Министерство финансов Беларуси и китайская компания Citic Construction Co., Ltd 9 июля по итогам встречи премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова с президентом компании Citic Group Ван Цзюном.
Капитал фонда на начальном этапе составит 50 млн. долларов. Это небольшая сумма, согласился А. Кобяков, но, добавил он, в перспективе она будет зависеть от спроса белорусских и китайских компаний на реализацию совместных проектов в Беларуси.
Бизнес-модель связанного кредитования устарела
Белорусский премьер назвал проект «беспрецедентным» и одним «из важных шагов в открытии новой эпохи в развитии белорусско-китайского стратегического партнерства».
Не секрет, что сложившаяся модель сотрудничества Минска с Пекином, основанная на привлечении связанных кредитов, Беларусь не устраивает. Как известно, Китай предлагает Беларуси преимущественно заемное финансирование, причем, это в основном связанные кредиты, означающие закупку китайского оборудования, материалов и привлечение китайских рабочих.
Для белорусской экономики такое сотрудничество обременительно еще и потому, что означает рост внешнего долга. Ситуацию красноречиво иллюстрирует статья экс-советника А. Лукашенко, а ныне посла Беларуси в Китае Кирилла Рудого (статья опубликована во втором номере Белорусского экономического журнала).
«Благодаря китайскому инвестиционному импорту, финансируемому за счет связанных кредитов, сохраняется дефицит двусторонней торговли, растет внешний госдолг, что не компенсируется притоком прямых китайских инвестиций и технической помощью» – отмечает К. Рудый. Он делает вывод, что однозначных преимуществ в двустороннем балансе финансовых потоков для белорусской стороны пока нет.
В последние 5 лет чистый отток валюты из Беларуси в Китай в среднем превышал 1 млрд. долларов в год, а с учетом периода возврата китайских кредитов эта сумма в ближайшие годы может превысить 2 млрд. долларов в год. Прямые китайские инвестиции не компенсируют Беларуси чистый импорт китайских товаров. За последние 5 лет чистый приток прямых китайских инвестиций в Беларусь составил около 100 млн. долларов, а чистый импорт товаров – почти 9,8 млрд, долларов, который в инвестиционной части финансировался преимущественно за счет связанных кредитов КНР. При этом автор статьи отмечает, что в последнее время наблюдается сворачивание бизнес-модели, основанной на привлечении валютных кредитов под гарантию правительства для закупки импортного оборудования.
В Беларуси реализуется более 20 инвестпроектов, финансируемых за счет связанных китайских кредитов, на общую сумму более 5 млрд. долларов. Однако, несмотря на относительно привлекательные финансовые условия кредитования, количество проектов и их стоимость в 2011-2014 годы, стали сокращаться, что обусловлено сложившимися рисками (в том числе проектными, кредитными, страновым и т. д.).
В статье отмечается, что более перспективна иная модель сотрудничества – через вхождение инвестора в акционерный капитал организаций. Речь может идти о покупке акций белорусских предприятий, а также об IPO (первичном размещении акций, – используется как инструмент привлечения дополнительного капитала для развития компаний. – Ред.) – кстати, это одно из наиболее популярных в Китае направлений приватизации, отмечает К. Рудый.
При этом в числе потенциальных белорусских эмитентов Гонконгской биржи Рудый называет Беларусбанк, «Беларуськалий», «Белтелеком», «Белавиа» и др. Кроме того, пишет К. Рудый, возможно создание совместного инвестиционного фонда. «Это предполагает создание белорусско-китайской инвестиционной компании, которая приобретает или получает в управление акции ряда белорусских госпредприятий с целью подготовки их к продаже стратегическому инвестору или выходу на IPO», – поясняет К. Рудый.
Можно было предположить, что сама идея создания подобного инвестфонда, учитывая фактическую заморозку приватизации в Беларуси, в том числе из-за панической боязни утратить контроль над крупнейшими предприятиями, не вызовет отторжения у белорусского руководства.
Инвестфонд станет портфельным инвестором?
Так и получилось. Хотя механизм работы фонда пока неизвестен, но Кобяков уже анонсировал, что сначала фонд займется софинансированием реализуемых в Беларуси совместных инвестпроектов при поддержке китайских банков – через предоставление кредитов и приобретение акций белорусских компаний, а в перспективе фонд должен выйти на поиск самостоятельных проектов и полное их финансирование. Зачем фонд станет покупать акции белорусских предприятий, премьер не сообщил.
Очевидно, фонд будет выступать в роли портфельного инвестора. (Портфельный инвестор – тот инвестор, который заинтересован в максимизации прибыли непосредственно от ценных бумаг, а не в контроле над предприятием). Можно предположить, что в числе первых клиентов инвестфонда будут предприятия «Белнефтехима», которые сейчас проводят масштабную модернизацию и очень нуждаются в деньгах на фоне ухудшения нефтяной конъюнктуры.
Визит председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь в мае 2015 года подстегнул интерес китайских компаний к предприятиям отечественной нефтехимии. Год назад ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС» интересовалась реализацией проектов строительства азотного комплекса в «Гродно Азот» и этилен-пропиленовой установки завода «Полимир», а Китайская нефтяная корпорация по технике и разработке (СРТDС) – инвестпроектами ОАО «Могилевхимволокно». Однако эти проекты так и застряли на уровне договоренностей.
В начале 2016 года руководство «Белнефтехима» попыталось их актуализировать во время визита председателя «Белнефтехима» Игоря Ляшенко в Китай. А в конце июля руководство концерна и китайская компания CITIC Construction продолжили обсуждение вопросов инвестсотрудничества.
Желанная мечта – выйти на IPO
В статье К. Рудый пишет, что белорусско-китайский инвестфонд может готовить белорусские предприятия к выходу на IPO. Отметим, что желание привлечь в страну валюту путем размещения пакетов акций отечественных предприятий на зарубежных фондовых площадках – давняя мечта белорусского руководства.
Премьер-министр Беларуси Владимир Семашко еще несколько лет назад оптимистично заявил, что IPO предприятий белорусской нефтехимии может состояться до конца 2007 года. В то время на международных рынках предполагалось разместить по 10–15% акций. Как заявлялось, публичное размещение может стать подготовительным этапом к заключению соглашений со стратегическими инвесторами.
В ноябре 2009 года директор Фонда госимущества Госкомитета по имуществу Наталья Жерносек подчеркнула, что предприятия нефтехимической отрасли первыми в Беларуси выйдут на IPO. Она сообщила, что Беларусь рассматривает возможности первичного публичного размещения акций белорусских предприятий на фондовых биржах Лондона, Франкфурта и Варшавы. «Я не скажу, какое именно предприятие будет первым, но это определенно будет предприятие нефтехимической отрасли», – подчеркнула Н.Жерносек. Однако этого не случилось.
В июне 2011 года В. Семашко сообщил, что дал поручение к размещению 10-15% акций «Беларуськалия» на одной из фондовых бирж. По его словам, рыночная цена компании составляет не менее 30 млрд. долларов. Таким образом, как отметил В. Семашко, в результате продажи 10% акций «Беларуськалия» можно рассчитывать на 3 млрд. долларов. Примечательно, что выход компании на IPO, как заявлялось, может стать тестированием озвученной стоимости компании – 30 млрд. долларов.
При этом выход на IPO не означает обязательную продажу, отмечал В. Семашко: «я выставляю товар, – его смотрят. Если цена не устраивает, – я снимаюсь с IPO». Но так как выход на IPO означает достаточно длительный подготовительный период, а у Беларуси не было соответствующего опыта, то предполагалось, что первой белорусской практикой будет организация IPO по БелАЗу (один из крупнейших производителей карьерных самосвалов в мире). «Мы совместно с «Дойче Банком» готовим предприятие для размещения IPO на внешних фондовых ранках, скорее всего, это будет Франкфуртская фондовая биржа», – заявил В. Семашко. В 2011 году была создана рабочая группа по подготовке ОАО «БелАЗ»к выходу на международные рынки капитала, о чем сообщил журналистам председатель правления ООО «Дойче банк» Йерг Бонгартц. (Банк вошел в рабочую группу по подготовке к IPO БелАЗа). Заявлялось, что процесс подготовки к IPO занимает не менее года.
В ноябре 2012 года Владимир Семашко сообщил журналистам, что «БелАЗ» практически готов к IPO. Предполагалось, что предприятие выйдет на Франкфуртскую фондовую биржу весной 2013 года. Однако позже процесс затормозился. Глава Госкомимущества Беларуси Георгий Кузнецов в то время пояснял, что «это может быть в определенной мере связано и с политическими событиями, происходящими в ЕС и затрагивающими Deutsche Bank. IPO – хороший инструмент, но для успешных компаний
IPO представляет для предприятий действительно уникальную возможность привлечь капитал. Но чтобы воспользоваться им, само предприятие должно соответствовать ряду требований. В частности, должно выпускать финансовые отчеты принятого международного стандарта (МСФО) на протяжении нескольких лет, иметь прозрачную структуру управления, четкий бизнес-план и т. д. Очевидно, что в связи с кризисным состоянием белорусской экономики надежды отечественных ОАО на удачное размещения акций на зарубежных фондовых площадках меркнут.
Еще несколько лет назад белорусские активы в валютном эквиваленте были бы оценены на порядок выше, чем можно рассчитывать сейчас. К тому же, следует иметь в виду, что шансы на успех IPO имеют только прибыльные компании, работающие без господдержки, а таких предприятий в Беларуси сегодня немного. Так что белорусско-китайский инвестфонд, если будет заниматься подготовкой белорусских предприятий к IPO, вряд ли сотворит чудо.
* * *
Вот что ответил генеральный директор Варшавской фондовой биржи (ВФБ) Адам Мациевский в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА в июне 2013 года на вопрос: что нужно рядовому белорусскому предприятию, чтобы выйти на IPO на ВФБ?
— Правильно управляемые компании со стабильным положением на рынке или предложением инновационных продуктов и услуг всегда могут рассчитывать на дополнительный капитал на польском биржевом рынке. Процедура листинга как для отечественных, так и для зарубежных компаний, в том числе и белорусских, проста. Компания, заинтересованная листингом на основном рынке ВФБ, должна подготовить проспект, который должен быть одобрен польской Комиссией по финансовому надзору. Минимальный уровень рыночной капитализации при IPO составляет 15 млн. EUR.
Компания, намеревающаяся листинговаться на NewConnect, должна подготовить информационный документ, представить его для одобрения Варшавской фондовой бирже, а также выполнить критерий минимального собственного капитала в размере 500.000 PLN (около 120 тыс. EUR), а также представить аудированную финансовую отчетность за последний финансовый год.
Следует отметить, что существует большая группа брокеров, а также инвестиционных, юридических, аудиторских и финансовых консалтинговых компаний в Польше и за рубежом (так называемые партнеры ВФБ IPO), которые могут помочь в подготовке IPO и регистрации на ВФБ. В Беларуси это Беларусбанк, Белинвестбанк, Приорбанк, Uniter Investment Company CJSC.
Для справки
В 2007 году на Варшавской фондовой бирже успешно прошла листинг эстонская компания Silvano Fashion Group (мажоритарный акционер белорусского ЗАО «Мiлавiца»). Эта компания ранее котировалась на таллинской бирже, позже Silvano успешно разместилась на Варшавской фондовой бирже.