14.10.2016, 10:00
Германию и Данию соединит подводный тоннель

Фемарнбельтский тоннель (проект получил название Femern A/S) решено построить в рамках создания европейской трансконтинентальной транспортной сети TEN-T. Он соединит немецкий остров Фемарн и датский — Лолланд.
В соответствии с проектом, в тоннеле будут проложены четырехполосная автомобильная дорога и двухпутная железнодорожная линия. В случае реализации проекта, время в пути между Гамбургом и Копенгагеном сократится примерно на 2,5 часа до 2 часов. После его открытия перевозчики сократят свой путь на 160 км.
На официальном сайте проекта сообщается, что пересечь тоннель на автомобиле можно будет за 10 минут, на поезде — за 7 минут, в то время, как в настоящее время переправа с острова на остров на пароме занимает около часа.
Начальными точками сооружения на разных сторонах пролива станут города Путтгарден (Германия) и Рёдбюхавн (Дания). Проект также включает в себя модернизацию железнодорожных дорог и автомагистралей от Путтгардена до Любека в Германии и от Рёдбюхавн до Рингстеда в Дании.
Конструктивно это будет погружной тоннель, траншея для которого будет иметь до 60 м в ширину и 16 м в глубину. В ходе строительства будет изъято около 19 миллионов кубических метров камня и песка. Извлеченный грунт планируется использовать для создания заповедной территории в Дании, неподалеку от входа в тоннель.
К настоящему моменту строительство не начато, но летом этого года были заключены несколько контрактов. В частности, совместное предприятие Fehmarn Belt Contractors получило подряд стоимостью в $334 млн. Участниками предприятия являются нидерландские строительные фирмы Boskalis International и Van Oord Dredging, а также немецкие Hochtief Solutions и Ed Züblin.
Конкурс на получение контракта состоялся 30 мая; его провела датская государственная компания Femern, которая занимается проектированием тоннеля. Всего в этот день было разыграно четыре тендера на строительство того же объекта общей стоимостью $4,5 млрд. Общий бюджет проекта по сообщениям СМИ оценивается в сумму до $10 млрд.
Строительство тоннеля может начаться только после решения Германии об утверждении проекта, которое, как ожидается, может быть представлено в 2017 г.
ЭКОЛОГИ ПРОТИВ
Против проекта выступают экологи Германии и других европейских стран. Главный противник строительства Фемарнбельтского тоннеля — Союз Охраны природы и биоразнообразия Германии (Naturschutzbund Deutschland e.V.; NABU). По мнению экспертов NABU, это совершенно «безумный проект». Его инициаторы и авторы не представили убедительных доказательств в необходимости строительства подводного тоннеля под проливом. При этом не проведена оценка негативных последствий для фауны и флоры в месте проведения работ.
Особую угрозу проект несет исчезающим морским млекопитающим, таким как морские свиньи и тюлени. Также эксперты прогнозируют негативные последствия для всей морской фауны.
Кроме этого, противники проекта считают необоснованными траты на строительство, и утверждают, что это повлечет финансовые риски для государственных бюджетов. К тому же объем перевозок между севером Германии и скандинавскими странами падает, и, как сообщается, «острая необходимость в увеличении мощности этого транспортного коридора отсутствует, а выгода по времени от открытия подобной трассы рассчитана слишком оптимистично».
Строительство тоннеля также вызывает беспокойство профсоюзов, поскольку это приведет к упадку паромного сообщения между Германией и Данией, и паромщики могут потерять работу.
Активная позиция противников проекта привела к тому, что начало строительства тоннеля и, следовательно, ввод его в эксплуатацию уже несколько раз откладывались. Первоначально СМИ сообщали о вводе в эксплуатацию объекта в 2020 г., затем – в 2024 г.; сейчас речь идет о 2028 г., но не исключено, что и эта дата — не последняя.