1.11.2016, 10:05
Госдолг Беларуси: одолженное время

По данным Минфина по состоянию на 1 октября текущего года Беларусь заняла на внешних рынках 1.543,4 млн. долларов. За тот же период на внутреннем рынке было размещено валютных облигаций среди юридических и физических лиц на сумму в 1.329,0 млн. долларов. Таким образом, общая сумма валютных займов составила 2.872,4 млн. долларов, то есть почти 3 млрд. в эквиваленте американской валюты.
Казалось бы большая сумма, сопоставимая с запрашиваемым у МВФ кредитом сроком на 10 лет. Но для нас это не предел. В прошлом году совокупные валютные займы на внутреннем и внешнем рынках превысили 4 млрд. долларов. Впрочем, у белорусского Минфина есть еще три месяца для покорения этой вершины.
Конвертация рисков
Одной из причин такого большого займа в прошлом году была необходимость погашения еврооблигаций на 1 млрд. долларов. Тогда для их погашения мы взяли у России кредит на 760 млн. долларов в конце июля 2015 года. В том же месяце на внутреннем рынке Минфин занял более 1 млрд. долларов.
Интересно, что данные по внутреннему валютному долгу на 1 октября текущего года практически полностью совпадают с данными годом ранее. В 2015 году на эту дату было привлечено на внутреннем рынке валюты на 1350,6 млн. долларов, то есть всего на 21,6 млн. долларов больше, чем в этом году, хотя в этом году мы таких крупных выплат по внешним долгам не делали. А значит, просто занимали на внутреннем рынке, чтобы погасить такой же внутренний валютный прошлогодний долг.
Что и подтверждают данные Минфина. Сумма погашения по внутреннему валютному долгу составила за 9 месяцев текущего года 1276 млн. долларов. То есть пока мы в «плюсе» по внутреннему валютному долгу на 53 млн. долларов, которые наверняка уже в октябре направлены на погашение внутренних прошлогодних займов. Причем возможно, в ближайшие месяцы понадобятся еще новые внутренние займы, так как в прошлом году общий объем внутренних валютных займов превысил 2,1 млрд. долларов.
В итоге получилось, что в этом году сумма погашения по внутреннему валютному долгу превысила сумму погашения по внешнему долгу почти вдвое – сумма погашения по внешним долгам за 9 месяцев текущего года составила 690 млн. долларов. Таким образом, опасность внешнего дефолта конвертировалась в риск невыплаты по внутренним валютным обязательствам, а это уже ставит под угрозу сохранность валютных вкладов населения в будущем.
Узок круг кредиторов
Что же касается внешних кредиторов, то их круг сегодня невелик и представлен одними и теми же странами и фондами, которым мы платим по прошлым долгам и тут же берем новые. То есть также рефинансируем долги, откладывая окончательное погашение куда-то на будущее. В текущем году кредиторов, у которых мы брали новые займы, всего пятеро. Это Российская Федерация (правительство и банки), Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), считай, тоже РФ, коме того Китай и международные банки развития – ЕБРР и МБРР. Причем последний на фоне очередного приступа потепления отношений с Западом уже превысил в этом году сумму выданных кредитов за весь прошлый год. Тогда сумма по году составила 72,9 млн. долларов, в этом году на 1 октября – уже 95 млн. долларов, что вдвое больше чем в прошлом году на ту же дату. Правда и погашение в этом году, судя по всему, превысит прошлогоднюю сумму вдвое. Всего за прошлый год мы отдали МБРР 20,9 млн. долларов, а в этом за 9 месяцев уже выплатили 33,4 млн. долларов.
Но эти суммы меркнут по сравнению с займами, которые мы взяли в этом году у РФ (359,6 млн. долларов) и Китая (287 млн. долларов), вернув по прежним долгам соответственно 225 млн. долларов и 166,7 млн. долларов за 9 месяцев.
Вроде бы берем с запасом, увеличивая при этом еще больше внешний госдолг. При этом стоит учитывать, что в этих кредитах большая составляющая – связанные кредиты. И речь не только о КНР, но и о РФ, так как мы выбираем сейчас кредит на строительство АЭС, который на самом деле в виде денег в Беларусь не поступает. И хотя этим странам большую часть долга мы уже выплачиваем в нацвалютах — российских рублях и в юанях, но все же деньгами, а не станками. Именно поэтому, несмотря на номинальное превышение новых займов над суммами погашения по основным кредиторам, реальных денег по новым займам для полного рефинансирования могло быть впритык, а то и не хватать, ведь еще и проценты нужно платить.
Третий транш ЕФСР ждем в напряжении
Поэтому нам очень кстати в этом году пришелся кредит ЕФСР, который стал самым масштабным займом текущего года. С начала года мы получили два займа на 500 млн. и 300 млн. долларов. И ждем еще. Причем ждем в напряжении.
Еще в конце августа премьер-министр Андрей Кобяков заявил, что по показателям, сформировавшимся на 1 сентября, Беларусь может претендовать на третий транш. Но было очевидно, что до завершения газово-нефтяного спора нам третий транш не светит. При этом сумма долга удивительным образом совпадает с суммой ожидаемого транша.
После уплаты долга за газ шансов стало больше, но очень важно получить их как можно скорее, до срока выплаты очередной порции долга все тому же фонду – следующий платеж на 88,3 млн. долларов нужно будет осуществить в декабре. Из золотовалютных резервов средства брать нельзя, тогда мы точно провалим основной показатель по кредитной программе все того же ЕФСР.
Отметим, что разница между привлеченными на внешнем рынке средствами в целом и общей суммой погашения по внешним долгам за 9 месяцев составила 852,7 млн. долларов. То есть оказалась больше двух траншей кредита ЕФСР, так что, казалось бы, их все можно было направить на пополнение ЗВР, но ЗВР за 9 месяцев увеличились лишь на 580 млн. долларов. То есть без третьего транша или новых займов (внутренних и внешних) мы можем не справиться до конца года с текущими выплатами по валютным долгам.
Почему упорствует МВФ?
Все эти данные хорошо объясняют последние визиты на высшем уровне в разные страны, цель которых очевидна – поиск денег. Также понятно плотное общение белорусского МИДа со странами Евросоюза, к которому мы уже обратились за макрофинансовой помощью в размере 500 млн. долларов. Она нам может понадобиться очень срочно, если произойдет задержка с выделением третьего транша кредита ЕФСР.
Но почему, глядя на эту довольно напряженную ситуацию с долгами, тянет с кредитом МВФ, который довольно жестко требует от белорусских властей проведения не косметических, а чуть ли не космических реформ по меркам нашей экономической модели. Ведь на первый взгляд, они абсолютно несоизмеримы по своему масштабу с суммой запрашиваемого займа, которую мы уже который год «запросто» занимаем на промежутке одного финансового года.
Однако даже приведенные выше, казалось бы, промежуточные данные валютному долгу, красноречиво показывают: пока Минфин на ниве управления госдолгом пытается героически добиваться рефинансирования тютелька в тютельку, давать ему деньги без четкого плана реформ, причем кардинальных, которые поломают эту отлаженную схему, никакого экономического смысла не имеет. Потому что в такой ситуации МВФ одалживает Беларуси не деньги, а время. На то, чтобы подождать, кто следующий одолжит. Ведь деньги, выделенные МВФ, нам не удастся отложить до лучших времен (до которых мы пытаемся отложить реформы), они очень быстро перейдут из кармана одного кредитора в карман другого. Так кого и что в этом случае будет финансировать МВФ? Наш долг России сегодня, чтобы она расплатилась за нас перед МВФ завтра? Вот, чтобы так не получилось через 10 лет, МВФ и требует начать реформы сегодня, тогда как раз к сроку начала погашения займа МВФ мы научимся долгами не только управлять, но и начнем их реально выплачивать.