2.11.2016, 9:37
Демографического взрыва не будет

Для изучения поведения тигров в природных условиях не обязательно отлавливать животных и проводить над ними опыты. Опасно, дорого, трудоемко и аморально. Гораздо проще достичь этих целей, наблюдая за поведением бездомных котов и кошек.
Почти одичавшие, возвращенные природе обществом коты ведут себя в городских уличных условиях подобно тиграм в тайге. Обычно они избегают чужого внимания, выслеживают свою добычу, стремительно нападают, поедают, а после отсыпаются в подвалах и других недоступных укромных местах. При этом бездомным котам, как и тиграм в природе, часто приходится засыпать на пустой желудок и просыпаться голодными. Если в такой момент коту подсунуть горячую котлету, он продемонстрирует все свои охотничьи качества. Смело набрасывается на жертву, обжигается, отскакивает, ходит кругами вокруг нее, подпрыгивает, пробует схватить лапой. Пока котлета не остынет.
Пока жертва не перестанет сопротивляться охотнику. Так же, видимо, поведет себя голодный тигр, если ему подкинуть горячий олений бок. Потому что и одичавшие городские коты, и уссурийские тигры, принадлежат к кошачьим – семейству млекопитающих отряда хищных, специализирующихся на добывании животной пищи путем подкрадывания, подкарауливания и преследования. В этом смысле обычные коты этологически мало отличаются от тигров. Например, тигры могут рычать, а коты – мурлыкать. Но при их различии в массе и размерах, это не играет принципиальной роли. Главное, что объединяет кошачьих, неизбывная забота о добывании животной насущной пищи.
Здоровые дикие кошки охотятся за другими животными, и охота приносит им достаточное количество пищи. Соответственно, больные дикие кошки не способны к успешной охоте, голодают и в конечно итоге гинут. Хоть больной тигр, хоть бездомная кошка. Это универсальный закон, которому подчиняется любой организм.
Даже такой сложный социальный организм, как государство. Государство тоже различаются по размерам, по географическому положению, одни могут рычать, а большинство только мурлыкает, но всем из них требуется пища. Чем больше пищи зарабатывает государство, тем оно богаче и сильнее. И наоборот.
Взять, для примера, Беларусь – государство не самое большое, не самое маленькое, среднее для Европы, которое отличается от большинства своих соседей неумением зарабатывать пищу для себя и собственных граждан. Поэтому поведение белорусского правительства напоминает поведение оголодавшей кошки. Которой приходится отходить ко сну на пустой желудок и просыпаться голодной. В надежде, что кто-нибудь из доброхотов подкинет горемыке что-нибудь на пропитание. А доброхотов нет.
Демографического взрыва в Беларуси еще долго не будет…
По информации Белстата, за три квартала текущего года невыполненными оказались практически все основные социально-экономические показатели. В то же время каждому из этих показателей грозит еще большее ухудшение. Тенденция такая обнаруживается, согласно которой экономика продолжит свое падение и в 2017 году.
И что, нет приема против лома? Есть! Белстат сообщил, что в январе-сентябре 2016 года впервые более чем за 20 лет в стране отмечен естественный прирост населения. Оказывается, что детей родилось на 455 (на 0,5%) больше, число умерших снизилось на 1.825 человек (на 2%), естественный прирост составил 518 человек, коэффициент промилле составил 0,1. То есть к тысяче населения добавился 1 новый житель Беларуси. Все этому радуются, но оснований для оптимистических прогнозов нет. Уж больно «микроскопическим» выглядит прирост, который можно отнести на «погрешности» статистического учета.
В любом случае демографического взрыва в Беларуси еще долго не будет. Темпы не те для приметного роста. В 1993 году впервые за свою обозримую историю Беларусь столкнулась с фактом естественной убыли населения: коэффициент рождаемости составил 11,3, коэффициент смертности повысился до 12,4. Численность родившихся составила 117,4 тысяч, численность умерших – 128,6 тысяч, естественная убыль – 11,2 тыс. человек. Хотя в 1992 году был естественный прирост населения и составлял 11,3 тысяч, в 1991 году – 17,4 тысячи, в 1990 году даже 32,6 тысяч человек. В результате этой отрицательной динамики Беларусь стремительно провалилась в «демографическую яму». К середине 2000-х годов численность населения страны стабилизировалась на уровне 9,5 млн. человек, потеряв в численности около 800 тысяч.
По состоянию на 1 октября 2016 года численность населения (с учетом незначительно естественного роста и миграционного прироста) выросла на 6 799 человек и составила 9.505,2 тысячи. Такая численность населения была достигнута в 1977-1978 гг., когда она составила 9.525 тысяч человек.
Таким образом, за первое десятилетие своей суверенной истории Беларусь утратила позитивную динамику народонаселения, а затем возвратилась к уровню начала 80-х годов прошлого века. С другой стороны, власти Беларуси заждались позитивной информации от официальной статистики. И поскольку ее нет, то любые факты, даже негативные, интерпретируются в позитивном духе. Так поступает любая голодная кошка, которая танцует вокруг брошенной ей горячей котлеты.