16.11.2016, 10:05
ЕС и/или ЕАЭС: альтернативный выбор или дополнительный шанс?

В этом году исполняется 25 лет со дня основания СНГ. Несмотря на или вопреки существующим проблемам в продвижении экономической составляющей интеграции в СНГ, именно благодаря участию в нем Республика Беларусь и стала в последующем членом Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Тем самым она надолго связала себя не столько с Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией, сколько с главным игроком – Россией, в проведении своей внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой политики. На эту страну приходится 38% белорусского экспорта и 56% импорта. Но при этом зависимость от российского рынка сбыта по продовольственным товарам составляет 88%, машинам и оборудованию – 69%, текстильной продукции – 63%. Зависимость от импорта топлива достигает 99%, руд и металлов – 73%.
Асимметричность интеграции в СНГ, выражающаяся в лидирующей роли России и сильнейшей зависимости малых стран СНГ от ее политики и экономики, привела к тому, что введение санкций против России со стороны развитых стран и падение цен на нефть создали проблемы в белорусской экономике. Сработал эффект негативной взаимозависимости.
Конечно, Беларусь не может, да и не должна отказываться от такого крупного внешнеэкономического партнера как Россия, который достался ей, можно сказать, даром, только потому, что нас связывают общее прошлое, язык, культура, религия, общая граница. Ведь российский внутренний рынок, несмотря на сужение в последнее время из-за внутренних экономических проблем и негативных внешних факторов, остается пока достаточно крупным, в сравнении с масштабами белорусской экономики.
Но надо двигаться дальше и диверсифицировать свои внешнеэкономические связи. Важно искать выход на рынок ЕС, и Беларусь использует этот шанс в рамках Восточного партнерства, а также других регионов мировой экономики – стран дальней дуги. Экономисты много пишут о том, как осваивать рынки отдельных стран, Болгарии, Нигерии, Катара, Ганы, Венесуэлы, Бразилии, Кубы и т.д. , в индивидуальном порядке Но стоит ли распыляться на каждую страну отдельно ради сотых долей внешнеторгового оборота?
Существует и другое мнение. Например, в Белорусском государственном экономическом университете популяризируется не только региональная, но и межрегиональная интеграция. Речь идет не просто о выходе на рынки отдельных стран, а о либерализации взаимной торговли в рамках интеграционных соглашений и об освоении целых интегрированных экономических пространств, в том числе через выход на ключевые страны-участницы интеграционных объединений в Европе, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке. Одна из возможностей делать это – подписание межрегиональных соглашений со странами других континентов, за пределами ЕАЭС и СНГ.
Активно заключают такие соглашения не только отдельные страны, как правило США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Китай, но и сами интеграционные группы – ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Южноафриканский таможенный союз (САКУ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Закрепление на рынке одной из стран-участниц интеграционной группы Европы, Африки, Америки или Азии и включение белорусских производителей в региональные производственные цепочки позволит пользоваться режимом свободной торговли внутри этих интегрированных пространств. Речь идет о возможности соглашений ЕАЭС с Новой Зеландией, ЕАСТ, Китаем, Израилем, Египтом, Индией, Чили, ЕС (от Лиссабона до Владивостока).
Среди европейских стран Беларусь уже имеет соглашение о свободной торговле, подписанное с Сербией еще до вступления в ЕАЭС. Но став членом ЕАЭС, она уже не может двигаться дальше, т. к. связала себя обязательствами вести общую внешнеторговую политику в рамках таможенного союза. В этих условиях подписание соглашения о свободной торговле в режиме ЕС-Беларусь в рамках инициативы Восточного партнерства уже не представляется возможным, как это сделали другие участники данной инициативы — Грузия, Молдова и Украина, не обремененные аналогичными обязательствами в рамках зоны свободной торговли СНГ. Но это еще не означает, что в Восточном партнерстве Беларуси нельзя самостоятельно, без участия других стран ЕАЭС, заниматься вопросами либерализации визового режима, миграции капитала, торговли услугами, интеграции в образовательное, исследовательское и инновационное пространство ЕС.
Это еще раз показали итоги визита правительственной делегации Республики Беларусь в Брюссель в октябре 2016 г. Надо использовать любой шанс расширения присутствия на рынке ЕС, не теряя и надежды на реализацию в неопределенном будущем инициативы своего ведущего партнера – России, о создании зоны свободной торговли ЕС-ЕАЭС от Лиссабона до Владивостока. В сложившихся неблагоприятных условиях внешней среды ЕС и ЕАЭС должны стать не взаимоисключающими, а взаимодополняющими возможностями для белорусской экономики.