1.12.2016, 9:27
Российская нефть в обмен на белорусский бензин

Россия хочет юридически обязать Беларусь поставлять в страну 1 млн. тонн бензинов в год, невзирая на коммерческую целесообразность таких поставок для белорусской стороны. Теперь это может стать основным условием импорта в Беларусь 24 млн. тонн российской нефти. Белорусская сторона считает это требование несправедливым и просчитывает варианты, как минимизировать издержки.
Спор тянется 4 года
Россия уже несколько лет безуспешно пытается заставить белорусскую сторону поставлять определенный объем нефтепродуктов на российский рынок в обмен на поставки нефти на льготных условиях. Четыре года назад РФ привязала поставки нефти в Беларусь с условием обратных поставок нефтепродуктов на российский рынок.
Впервые балансами Союзного государства на 2012 год была предусмотрена поставка на внутренний рынок РФ белорусских нефтепродуктов общим объемом 5,8 млн. том. В соответствии с данным документом в Россию должно быть поставлено 2,1 млн. тонн высококачественного бензина, 3,5 млн. тонн дизельного топлива и 200 тыс. тонн реактивного топлива.
В 2015 году Россия снизила объем обязательных поставок — до 1,8 млн. тонн бензинов с условием поставки нефти в Беларусь в объеме 23 тонн. Памятуя предыдущий безуспешный опыт с обратными поставками белорусских нефтепродуктов в Россию, стороны договорились, что ежеквартально будут сверять выполнение графика, а при недопоставке более 10% Россия может снизить поставки нефти в Беларусь из расчета 5 тонн нефти на каждую недопоставленную тонну белорусских нефтепродуктов.
Но если РФ исходила из того, что Беларусь обязана поставлять бензин в Россию, то белорусская сторона заняла другую позицию. Это – индикативные поставки (то есть, рекомендуемые, а не обязательные), поэтому экспортировала бензин в РФ лишь в том случае, если такие поставки были коммерчески выгодными.
Тем не менее, под давлением обязательств белорусская сторона старалась поставлять топливо в Россию. Но когда экспорт бензина стал приносить белорусским экспортерам убытки до 100 долларов на тонне в сравнении с сопредельными рынками, продажи в Россию были приостановлены. Тем более что ранее стороны подписали протокол, в соответствии с которым Беларусь имела основания не поставлять нефтепродукты в Россию, если там цена будет заметно ниже среднеевропейской. Но в России засомневались, на самом ли деле эти поставки для Беларуси настолько убыточны. И даже предложили разработать специальную методику определения разницы российской цены и среднеевропейской. Однако формализовать это предложение так и не получилось.
В результате, к примеру, в 2015 году Беларусь снизила поставки нефтепродуктов в РФ на 50% по сравнению с 2014 годом — до 902,578 тыс. тонн (это не только бензин, но и другие виды топлива). При этом валютная выручка от экспорта нефтепродуктов в РФ за минувший год упала на 65% до 372,2 млн. долларов.
Проваленный баланс
В 2016 году балансом Союзного государства предусмотрены поставки белорусского бензина в Россию до 1 млн. тонн при условии поставки российской нефти в Беларусь в объеме 24 млн. тонн. Уже очевидно, что в этом году эти нефтяные договоренности не будут выполнены ни с одной, ни с другой стороны.
По итогам 9 месяцев Беларусь снизила поставки нефтепродуктов в РФ на 67% по сравнению с январем-сентябрем 2015 года — до 253,277 тыс. тонн. При этом валютная выручка от экспорта нефтепродуктов в РФ за это время упала на 72,2% — до 89,2 млн. долларов.
Российская «дочка» БНК — ООО «Европейская трейдинговая компания» (ЕТК) в первом полугодии 2016 года снизила продажи бензина в России до 77,6 тыс. тонн с 208,5 тыс. тонн в первом полугодии 2015 года. За этот период в структуре продаж ЕТК в России доля бензинов составляла 35%, в то время как за аналогичный период 2015 года — 73%.
При этом экспорт реактивного топлива увеличился до 21,5 тыс. тонн с 6,5 тыс. тонн за такой же период 2015 года, экспорт дизтоплива – до 54,8 тыс. тонн с 10,8 тыс. тонн. Сейчас ЕТК также прорабатывает возможность поставок российским предприятиям продукта остаточного гидрокрекинга (для целей бункеровки), смеси ароматических углеводородов С10, а также масел.
Российские нефтяные компании тоже не выполнят в этом году баланс по поставкам нефти в Беларусь. Но не по коммерческим соображением, а в силу административного секвестра поставок из-за газового спора. По данным концерна «Белнефтехим», в третьем квартале текущего года вместо запланированных 6 млн. тонн на белорусские НПЗ нефти было поставлено 3,5 млн. тонн. В четвертом квартале поставки планировалось дополнительно урезать еще на 500 тыс. тонн — до 3 млн. тонн.
Как заставить, если невыгодно?
В принципе белорусская сторона никогда не отказывалась от своих обязательств по поставке моторного топлива в Россию. Условие одно: чтобы цена была сопоставима с ценами на других рынках.
Учитывая это обстоятельство, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ пыталась настоять на обязательной продаже 10% от объема поставок в Россию белорусского бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. ФАС не устраивало, что Беларусь выставляла на торги топливо по высокой цене, в результате чего оно не находило покупателей. Поэтому позиция ведомства была категоричной: «если выходите на биржу – продайте, по цене не можете пройти – снижайте цену».
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на правительственной комиссии по ТЭКу в феврале 2016 года поручил Минэнерго до 31 марта представить предложения по изменению соглашения между Россией и Беларусью об использовании схемы возврата белорусских нефтепродуктов на российский рынок. Изменения должны уточнить регулярность и равномерность продаж белорусского бензина на российских товарно-сырьевых биржах. Ожидалось, что в результате белорусских поставщиков топлива приравняют к российским нефтяным компаниям. Для них, согласно приказу Минэнерго РФ и ФАС от 2013 года, минимальная величина продаваемых ежемесячно на биржевых торгах автомобильных бензинов, дизельного топлива, топлива для реактивных двигателей должна составлять 10% от нефтепродуктов, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках. Однако эти предложения не возымели действия.
Тем не менее, глава Минэнерго РФ Александр Новак в начале года заявил, что вопрос принятия мер к Беларуси из-за недопоставок бензина будет решаться по итогам 2016 года. «Посмотрим, как в этом году будет исполняться соглашение. В этом году объем поставок меньше, чем в прошлом году – планируется поставить 1 миллион тонн. Будем мониторить ситуацию», – предупредил А. Новак.
Таким образом, Москва, недовольная белорусским долгом за газ, актуализировала тему недопоставок белорусского автомобильного топлива, не дожидаясь завершения года. Похоже, что теперь она намерена поставить точку в этом вопросе – «юридически» обязать Беларусь поставлять бензины в Россию.
Зачем это нужно России?
В России с января по апрель 2017 года намечен ремонт Московского НПЗ (МНПЗ, принадлежит «Газпром нефти»), который обеспечивает около 40% потребностей Московского региона. Основные ремонтные работы на заводе пройдут в феврале — марте, за это время НПЗ произведет лишь 28 тыс. тонн нефтепродуктов. Во время ремонта на МНПЗ поставки будут обеспечены за счет формирования резерва нефтепродуктов, приобретения топлива на рынке, перераспределения объемов с других НПЗ компании.
В связи с возможным дефицитом автомобильного топлива в регионе, Минэнерго РФ уже рекомендовало «Газпром нефти», «Роснефти» и «Лукойлу» с января по апрель 2017 года в первую очередь поставлять бензин на российский рынок — «с целью бесперебойного снабжения топливом Московского региона». Также Минэнерго рекомендовало «Славнефти» перенести ремонт Ярославского НПЗ с 1 марта 2017 года на 15 апреля 2017 года.
Эксперты отмечают: чтобы избежать дефицита, другим заводам придется увеличить выработку и отказаться от экспорта топлива класса «Eвро-5». Но это может быть невыгодно компаниям. В частности, в сентябре и почти весь октябрь цена бензина в России была существенно ниже экспортной, объясняет эксперт, а в 2017 году снижается ставка вывозной пошлины, что еще в большей степени повысит привлекательность экспорта.
Отметим также еще одно обстоятельство. ОПЕК накануне встречи стран — экспортеров нефти 30 ноября требовало от России сокращения добычи нефти, Однако российские власти пока не соглашаются на реальное сокращение добычи или снижение нефтяного экспорта. Хотя, как отмечают эксперты, ограничение вывоза нефти при плановом росте ее добычи теоретически могло бы перенаправить сырье на внутренний рынок, что привело бы к увеличению объемов переработки, росту предложения бензина и снижению цен на него.
Однако такой «маневр» — сокращение экспорта нефти, а не ее добычи — не выгоден для российского бюджета, ибо это приведет к двойным потерям: и на экспортных пошлинах, и на налогах.
По данным официальной статистики, в России экспорт нефти за январь-сентябрь 2016 года увеличился в натуральном выражении на 5,5% по отношению к тому же периоду 2015 года. При этом на переработку на российские НПЗ поступило почти на 3% меньше нефти, чем годом раньше. Дело в том, что из-за проводимого в РФ налогового маневра российским нефтяным компаниям сейчас выгоднее экспортировать именно нефть, а не продукты нефтепереработки.
Минск просчитывает варианты
В сложившейся ситуации белорусский бензин мог бы выступить в качестве своего рода буфера возможных проблем, которые могут проявиться на рынке автомобильного топлива РФ. В любом случае, если Россия обяжет белорусскую сторону поставлять на российский рынок 1 млн. тонн бензинов, невзирая на коммерческую составляющую таких поставок, это станет хорошим амортизатором розничных цен на российском рынке.
Однако, по имеющимся данным, подобный метод принуждения к поставкам белорусская сторона считает несправедливым. Она исходит из того, что для российских нефтяных компаний поставки нефти в Беларусь отнюдь не убыточны, а коммерчески привлекательны. Тем более что, несмотря на резкое падение цены на нефть, российские компании сохранили при поставках нефти в Беларусь прежнюю премию к цене, хотя белорусская сторона настаивала на ее снижении хотя бы на 5-6 долларов на тонне. Однако в этом споре белорусам дали понять, что у них нет оснований жаловаться на формулу цены и качество российской нефти, поскольку Беларусь и так получает от России большие энергетические преференции.
Тем не менее, при обсуждении вопроса юридически обязывающих поставок белорусского бензина в РФ белорусская сторона намерена отстаивать свою позицию. Ее логика следующая: если белорусские НПЗ покупают нефть в России по рыночным ценам, то, следовательно, российская сторона точно также при необходимости могла бы покупать белорусские нефтепродукты по рыночным ценам в Беларуси.
В ближайшее время Беларусь и Россия планируют скорректировать соглашение об условиях поставки нефти и нефтепродуктов в Беларусь, чтобы уточнить принципиальные вопросы импорта российского сырья. Просчитываются разные варианты. В частности, белорусская сторона хочет знать, какой объем российской нефти смогут купить белорусские НПЗ в случае недопоставок Минском предусмотренного балансом объема нефтепродуктов в РФ. Не исключено, что Беларуси будет выгоднее частично снизить импорт российской нефти, чем в убыток себе поставлять бензин в Россию.