10.05.2017, 9:22
Белорусские банки избавляются от зарубежных активов и пассивов

Сокращение активов не мешает белорусским банкам увеличивать свою прибыль.
В текущем году коммерческие банки (без учета Банка развития) сокращают величину своих зарубежных активов, одновременно снижая объем задолженности за рубежом. А президент Беларуси готовится принять какое-то решение по банкам.
По данным Национального банка РБ, в марте текущего года белорусские банки снизили величину своих зарубежных активов на 357,1 млн. USD, а в I квартале – на 985,4 млн. USD, то есть почти в 2 раза – до 1.013,5 млн. USD. При этом в марте банки снизили объем средств, привлеченных у нерезидентов, на 392,8 млн. USD (7,2%) – до 5.070,2 млн. USD. В целом за I квартала данные средства снизились на 660,1 млн. USD (11,5%).
Подобное масштабное изменение валютных активов и пассивов банков, возможно, имеет простое объяснение: выгоду. Размещение средств за рубежом не приносит банкам нашей страны особой прибыли, так как ставки по валютным кредитам там невелики, а рыночная стоимость заимствований валюты за рубежом для белорусских банков выше. То есть, в принципе, это вполне нормальный процесс, было странным, что банки РБ держали много средств за границей. Это объяснялось действием некоторых нерыночных факторов, когда средства банками и банкам предоставлялись на нерыночных условиях.
Сокращаются и внутренние валютные активы
Рыночные причины привели и к сокращению валютных активов банков на внутреннем рынке. В I квартале текущего года требования банков к резидентам РБ снизились на 439,1 млн. USD – до 17.867,6 млн. USD. А в годовом выражении, то есть по сравнению с 1 апреля 2016 года данные требования сократились на 1.812,3 млн. USD. К этому привели две причины. Во-первых, снижение деловой активности, что снизило спрос на валютные кредиты со стороны белорусских предприятий. Во-вторых, некоторая дедолларизация банковской системы, то есть замена части валютных кредитов на заимствования в белорусских рублях.
В результате суммарные валютные активы белорусских коммерческих банков в I квартале текущего года снизились на 1.324,4 млн. USD – до 18.881,2 млн. USD. За март данные активы упали на 475,1 млн. USD, а в годовом выражении – на 2,110,9 млн. USD. За год белорусские коммерческие банки потеряли примерно десятую часть своих валютных активов.
Рублевые активы за этот период времени выросли, но это не смогло компенсировать потери валютных вложений. К 1 апреля 2017 года по сравнению с 1 апреля 2016 года рублевые активы коммерческих банков увеличились на 2.242,4 млн. BYN и составили на 1 апреля 25.068,4 млн. BYN. В пересчете на доллары рост составил около 1,2 млрд. USD.
При этом в текущем году, несмотря на ускорение темпов сокращения валютных активов, увеличения темпов роста рублевых активов не наблюдается. В марте последние увеличились всего на 284,5 млн. BYN – до 25 068,4 млн. BYN, а за I квартал выросли на 369,9 млн. BYN.
В сумме валютные и рублевые активы белорусских коммерческих банков быстро сокращаются. В марте они снизились по сравнению с февралем на 794,6 млн. BYN и составили на 1 апреля 60.414 млн. BYN. Активы банков снижаются уже четвертый месяц подряд. С начала года активы сократились на 4.053 млн. BYN, а за год – на 4.675,4 млн. BYN.
Снижение активов коммерческих банков на фоне некоторого оживления в экономике страны в начале текущего года является довольно тревожным сигналом для банковской системы РБ, так как означает, что предприятия стараются обходиться без банковского кредитования, и у них это получается. То есть, получается, что в выходе экономики страны из кризиса нет заслуги банковского сектора.
Президент готовит решения по банкам
Дедолларизация наблюдается и на рынке депозитов. Объем средств в иностранной валюте, привлеченных коммерческими банками у резидентов РБ, в марте увеличился по сравнению с февралем на 121,4 млн. USD (0,9%) и составил 13.288,5 млн. USD, но за I квартал данный параметр сократился на 465,5 млн. USD, а за год – на 717,2 млн. USD.
В то же время, ресурсная база коммерческих банков в белорусских рублях в марте выросла, но всего на 287,8 млн. BYN (1,2%) – до 25.009,2 млн. BYN. За год данный параметр увеличился на 2.215,4 млн. BYN.
Сокращение активов не мешает белорусским банкам увеличивать свою прибыль. По итогам I квартала текущего года они заработали чистую прибыль в размере 188,6 млн. BYN. Это превысило прибыль за аналогичный период прошлого года на 6,4%. А ведь еще и Банк развития РБ заработал за квартал чистую прибыль в объеме 51,4 млн. BYN (против 46,4 млн. BYN за I квартал прошлого года).
При этом ситуация с проблемными активами в текущем году стабилизировалась. Доля проблемных активов коммерческих банков в активах, подверженных кредитному риску, на 1 апреля достигла 13,7%. Это больше данной доли на 1 января текущего года (12,8%) и на 1 апреля 2016 года (11,5%), но намного ниже максимального значения данного параметра, достигнутого 1 ноября 2016 года (14,9%).
Прибыль белорусских банков продолжает оставаться неприлично высокой на уровне остальной экономики. Например, прибыль нефинансового сектора экономики РБ за январь-февраль текущего года составила 1.611,1 млн. BYN. Президент Беларуси Александр Лукашенко давно обещал разобраться с такой ситуацией, но пока не сделал этого. Тем не менее, что-то, похоже, готовиться. Президент, хотя и не вмешивается в деятельность банковской системы РБ, но следит за тем, что там происходит. Так, 27 апреля в ходе встречи с председателем правления Банка развития РБ Сергеем Румасом президент попросил охарактеризовать ситуацию в экономике и финансах, а также рассказать о настораживающих факторах, если они там имеют место.
Какие именно факторы имел в виду президент, он не уточнил. Александр Лукашенко только заметил, что «это будет очень важно для принятия решения в будущем». Но ранее Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что, по его мнению, в белорусских банках слишком много зарабатывают на фоне проблем в реальном секторе экономики. К тому же, президент ранее заявлял, что деятельность банков будет оцениваться по тому, сколько валюты они смогут привлечь в экономику страны, а сейчас банки свои заимствования за рубежом сокращают. Настораживающий фактор? – Почему нет. Конечно, нельзя исключить, что президента Беларуси интересовали финансовые вопросы, связанные, в частности, с надежностью банковской системы страны, но это менее вероятно. Как бы то ни было, Александр Лукашенко спросил главу Банка развития, что в этом плане надо сделать Нацбанку и правительству, но опять не пояснил, что он имеет в виду, говоря «в этом плане». Неопределенность сохраняется.