2.03.2018, 9:10
И от матерого врага можно получить помощь

Крушение мирового социализма не завершилось третьей мировой войной, но вызвало множество горячих конфликтов и столкновений на освобождающихся для новых гегемонов территориях. Хорошо, что мировому сообществу удалось избежать большой войны. Впрочем, многие конфликты были жесткими, масштабными и решались часто силовыми методами.
И так уж получилось, что последним доводом принуждения к миру возмутителей формирующегося нового порядка, стали экономические санкции.
И так уж повелось, что санкции распространились на многие страны и регионы. Они бывали и локальными, каковыми, например, являются перманентные санкции, которые Россия периодически применяет против своей лучшей союзницы — Беларуси.
Речь, разумеется, идет о продовольствии, которое поставляется белорусскими аграриями на российский рынок. Претензии, высказываемые россиянами к качеству продукции, производимой белорусскими переработчиками или даже просто ввозимой на тамошний рынок белорусскими поставщиками, уже имеют свою увлекательную многолетнюю историю.
Но, в общем, все это можно было отнести на счет пословицы: милые бранятся — только тешатся. На взаимные обвинения союзники не скупятся, но от серьезных обвинений, тем паче, действий — удерживаются. Видимо, каждый имеет свои резоны, которые можно эффективно использовать внутри своих стран, перед своими избирателями. Например, в России жалуются на белорусов, которые тормозят развитие тамошнего животноводства. В Беларуси же, даже те экономисты и политики, которые критикуют наше сельское хозяйство за неэффективность, легко объединяются с руководством страны.
Их объединяет видимо идея Лукашенко на тот счет, что всякие кризисные явления в нашей экономике имеют не внутреннюю природу, а внешнюю. Мол, хоть и живем мы трудно и будем жить еще хуже, руководство делает все правильное и возможное для всех.
Впрочем, белорусскому руководству, поскольку оно вечно движется по своему малому кругу, проще нежели российскому, которое стремится всех поразить вселенским охватом. Подняться с колен, воспарить в горные высоты, а приходится падать, чем чаще, тем больней. Вот еще вчера худо-бедно разобрались с олимпийским допингом, а сегодня в посольстве страны находят четыре центнера кокаина.
Как он туда попал, спрашивают. Если ни в какое из других посольств наркотик в таком количество не попадает, а только в российское, то это случайность, ставшая закономерностью. Бывший в прошлом заметным политиком, ныне пенсионер Николай Травкин отметил, что политика современного российского руководства мало отличается от политики советского руководства. Принципиально их объединяет исторический оптимизм. Г-н Травкин сослался на телевизионное интервью Дмитрия Медведева, который настаивает на своем тезисе: «Понимаете, сколько бы ни сужался круг, все равно нас не могут взять в кольцо, из которого нет выхода. Никогда этого не было в истории нашей страны… Я всегда вспоминаю историю советского периода. В отношении Советского Союза санкции вводились около десятка раз. Ни одна из этих мер не привела ни на йоту к изменению позиции правительства Советского Союза».
Ответ Травкина премьер-министру заслуживает уважение: «Дмитрий Анатольевич, насчет того, что и «круг сужался», и «в кольцо взяли» — это Вы верно отметили, но запамятовали, что выходили из этого кольца 15 составных частей Советского Союза поодиночке. Вышли — и СССР исчез». То есть правительство осталось, ни на йоту не изменилось, а страны не стало.
И что должно, что может сделать российское правительство, чтобы не повторить участь своих предшественников?
В этой связи следует вспомнить, как СССР «брали в кольцо». Как писали советские газеты, американская сторона предприняла дискриминационные меры в торговле с СССР (поправка Джексона — Вэника).
Поправка 1974 года конгрессменов Генри Джексона и Чарльза Вэника к Закону о торговле США запрещала торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции евреев и других своих граждан. В частности, запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии странам, которые нарушают или серьёзно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов.
Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран — КНР, Вьетнама, Албании.
В пропагандистском советском обиходе в то время широко использовался штамп «так называемые права человека», чтобы подчеркнуть лживость и надуманность предлогов, ссылаясь на которые США осуществляют эскалацию холодной войны. Этот штамп глубоко укоренился в сознание «простых советских людей». Даже спустя четверть века после крушения Советского Союза, значительная часть населения новых независимых государств не может увидеть за стремлением США защищать права человека в мире ничего иного, кроме довольно примитивной уловки, с помощью которой они пробуют замаскировать свои империалистические поползновения.
Возможно, все это и раздражает американцев, но общественное мнение в этой стране обладает очень большой устойчивостью и практически никогда не разогревается до истерического состояния.
Поэтому государственная администрация этой страны обычно избегает непродуманных решений, а принятые законы педантично реализуются. Например, поправка Джексона-Вэника, которая, опираясь на «неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека», установила, что с 3 января 1975 г., независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям). Такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий. Президент США не будет заключать какого-либо коммерческого соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию.
В общем, комментировать такое решение можно различными способами, находя в нем и злой умысел ее авторов. Гораздо важнее, что благодаря поправке Джексона-Вэника, СССР был фактически вытеснен с мирового инновационного рынка, что сводило к минимуму его возможности по преодолению технологического отставания от западных стран. Выпасть из обоймы просто, восстановить себя в прежнем качестве очень непросто. После 1985 года, с введением в СССР свободы эмиграции, поправка утратила своё первоначальное значение. В связи с этим, начиная с 1989 года, в США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.
С тех пор менялись администрации, ни одна из них, признавая нелепость проблемы, сетуя на вызываемое ею чувство неловкости, не смогла отменить Поправку в отношении России. Точнее, в декабре 2012 года приняли закон Магнитского, отменявший поправку Джексона — Вэника и вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России.
Это, собственно, конец предыстории, а сама история только начинается.
На днях, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что санкции против России — это навсегда: «Санкции — это реакция старого матерого врага на наше усиление. И сняты они будут только в случае, если мы снова станем слабыми». Вот такая головоломка, которая заставляет выбирать. Если суждено России обрести силу, то без помощи матерого врага, а если ослабеет, то ее без помощи не оставят.
Читайте также:
- Беларусь приостанавливает 27 договоров об избежании двойного налогообложения
- Российские владельцы белорусских евробондов уведомили Минфин РБ о дефолте
- Правительство внесло дополнение в список «непродающихся» активов
- США не будут участвовать в сделках по обмену SDR, принадлежащих России и Беларуси
- Правительство Беларуси определилось, что делать с еврооблигациями: перевыпуск и выкуп с дисконтом