5.11.2018, 9:34
Американское военное присутствие в Польше: больше войск не обеспечивают большую безопасность

В случае размещения военной базы США в Польше, Беларусь рискует вновь, как и в годы холодной войны, стать ракетным плацдармом.
31 октября президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, выступая на переговорах основной группы Мюнхенской конференции по безопасности в Минске, заявил, что Беларусь и Россия совместно занимаются поиском адекватного ответа на возможное размещение в Польше на постоянной основе военной базы Соединенных Штатов, так называемого «форта Трампа».
«Конечно, нас это беспокоит. Если, допустим, в Польше они заявляют, что готовы тратить миллионы долларов, чтобы разместить там некий «форт Трампа», конечно, мы не идиоты и, конечно, на это реагируем», — отметил белорусский лидер. По его словам, официальный Минск вместе «со своим главным союзником Россией» в настоящее время размышляет о том, как с минимальными затратами отыскать адекватный ответ на провокационные действия вооруженных сил США.
После этого, там же в Минске заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко заявил журналистам, что Россия и Беларусь обладают всеми необходимыми ресурсами, чтобы отреагировать на появление в Польше американской военной базы. «У нас есть весь спектр военно-технических возможностей, которые позволят это делать эффективно, не очень затратно», — сказал он. При этом А. Грушко подчеркнул, что данная ситуация лишний раз показывает, что страны, приглашающие на свою территорию иностранных военных, тем самым не только не укрепляют свою безопасность, но подвергают себя повышенной опасности.
По мнению комментаторов, оба этих демарша являются своеобразным ответом на слова президента Польши Анджея Дуды о том, что польское государство готово потратить 2 млрд. долл. на размещение у себя военной базы США. «Мы уже давно заявили, что готовы взять на себя финансовые обязательства по подготовке такого места, в котором могли бы размещаться американские военнослужащие», — сообщил А. Дуда 18 сентября в эфире Польского телевидения после встречи с президентом США Дональдом Трампом в Вашингтоне.
Здесь, очевидно, уместно будет напомнить, что впервые эти планы были обнародованы в материале, опубликованном несколько месяцев назад в издании Politico. В нем, со ссылкой на документы министерства обороны Польши, направленные в свое время Белому дому и Конгрессу США, сообщалось, что Варшава готова потратить 2 млрд. долл. на создание на польской территории военной базы США, объясняя это настоятельной необходимостью в постоянном американском военном присутствии в стране из-за российской угрозы.
По утверждению издания, Польша готова «разделить бремя расходов на оборону и сделать решение более рентабельным для правительства США». Польское министерство обороны может оплатить стоимость размещения «одной бронетанковой бригады США либо равноценного соединения» и готово за свой счет построить всю необходимую инфраструктуру: склады, казармы, дома для военнослужащих и т. п.
Реакция Минска не заставила себя долго ждать. Выступая 1 июня на пресс-конференции в Брюсселе, глава белорусского МИД Владимир Макей заявил, что Республика Беларусь пока не планирует размещение у себя российской военной базы, однако может рассмотреть этот вопрос, если Польша согласится на постоянное военное присутствие США на своей территории. Минск хотел бы уменьшить напряженность в регионе и желает поддерживать хорошие отношения и с Западом и с Москвой.
Однако, военная база США в Польше увеличит региональное «недоверие» и Беларусь будет вынуждена реагировать на это. «Нет ничего невозможного… На сегодняшний день мы не собираемся размещать новые иностранные военные базы на территории Беларуси, потому что мы хотим стабильности в нашем регионе. Мы не хотим быть нарушителем спокойствия. Однако, мы должны учитывать шаги, которые предпримут наши соседи», — подчеркнул белорусский министр иностранных дел.
Тогда же в экспертном сообществе стал обсуждаться вопрос: какими будут ответные меры России на размещение военной базы США на территории Польши? По мнению ряда аналитиков, самым оперативным и относительно дешевым ответом может стать размещение одной или нескольких российских бригад вооруженных оперативно-тактическими ракетными комплексами (ОТРК) «Искандер-М» с дальностью стрельбы в 500 км в западных регионах Беларуси. Что вкупе с ОТРК «Искандер-М», дислоцированными в Калиниградской области, позволить взять на прицел практически всю Польшу.
Однако, судя по всему, Варшава не внемлет предупреждениям Минска. Возможно, руководство Польши надеется на американский противоракетный «зонтик». Еще 28 марта в Варшаве состоялось, подписание договора на поставку польской армии первых двух батарей американских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Patriot. Ожидается, что они поступят в страну в 2022 году. Данная партия будет включать в себя 16 пусковых установок, четыре радиолокационные станции и 208 ракет. Всего Польша планирует закупить восемь комплексов Patriot. Достижение оперативной готовности ЗРК ожидается в 2023 году.
Как сообщил в свое время представителям СМИ предыдущий министр обороны страны Антоний Мацеревич, американские системы ПРО будут поставлены «в самой современной конфигурации», подобной той, которую намеревается использовать сама армия США, — с сетецентрической системой IBCS и всенаправленной радиолокационной системой.
Частью контракта должен был стать офсетный договор, в рамках которого США обещали поделится с Варшавой, в частности, технологией всенаправленного радара. Первые два ЗРК Польша выразила желание получить в 2019 году, для них компания Raytheon должна была разработать «временную» систему управления, которая будет действовать до того времени, когда появится IBCS.
Комментируя по горячим следам американо-польскую сделку эксперты уточнили, что интегрированная боевая командная система IBCS (Integrated Battle Command System) создается компанией Northrop Grumman для перспективной системы Integrated Air-and-Missile Defense (IAMD) армии США. Последняя предназначена для замены ЗРК Patriot. Между тем, по мнению ряда авторитетных военных аналитиков, даже самый продвинутый комплекс Patriot PAC-3 MSE вряд ли сможет надежно защитить Польшу в случае применения против нее боеприпасов российского ОТРК «Искандер» и его аналогов.
Дело в том, что одной из главных особенностей этого ОТРК является применение большого набора разнообразных средств преодоления ПРО. Во-первых, его аэробаллистические ракеты движутся к цели не по баллистической траектории, а управляются на протяжении всего полета, который проходит на высоте 50 км. При этом они выполняют резкие маневры c перегрузкой в пределах от 20 до 30 g как сразу после старта, так и при подходе к объекту поражения, что недоступно ни одной современной ракете-перехватчику.
Во-вторых, применение технологий Stealth еще больше расширяет возможности ОТРК «Искандер» в плане преодоления ПРО и делает его сопоставимым по неуязвимости ракет лишь с со стратегическими ракетными комплексами «Тополь-М» и «Ярс». К этим средствам преодоления ПРО следует добавить еще одно — систему радиоэлектронного подавления. Она обеспечивает прикрытие ракеты на финишном участке полета. Специальная аппаратура ставит пассивные и активные помехи (посредством шумов и выброса ложных целей) любым обзорным и стрельбовым радарам ПВО и ПРО.
По словам разработчиков ОТРК «Искандер», конечно вычислительные возможности современных ПВО и ПРО очень велики, они быстро отсеивают ложные цели и пробиваются сквозь шумовой заслон. Но в любом случае на это им требуется время, которого «Искандеру» хватит, чтобы поразить цель. Специалисты утверждают, что ни американский зенитный комплекс Patriot РАС-3, ни более современный Standard SM-3 не смогут обеспечить гарантированный перехват ракет комплекса «Искандер».
Отсюда следует, что игнорируя увещевания Минска и Москвы, настаивая на размещении американской военной базы, Польша подвергает себя серьезной опасности, так как, помимо конвенциональных боеголовок, «Искандер» может снаряжаться ядерными боевыми частями мощностью 50 килотонн.