7.11.2018, 10:42
БРСМ в роли боеспособной организации в хорошем и прямом смысле

«Производство, в экономическом смысле – процесс создания какого-либо продукта». Необязательно материального. Не зря же в цитате, позаимствованной в Википедии, использовано неопределенное местоимение «какого-либо». Оно позволяет включить в перечень производимых продуктов не только ТНП, но также ценности, смыслы, образцы поведения и одновременно их оценки.
Важной особенностью «белорусской модели» является абсолютная монополия главы государства на любые виды нематериального производства. Соответствующая статья в Конституции отсутствует, но она подразумевается неявным образом из совокупности статей 79-89 в разделе «Президент».
Ярким примером практической реализации данного вида монополии может служить выступление Лукашенко 29 октября на встрече с активом БРСМ, которая была приурочена к 100-летию ВЛКСМ. Ограничусь одним примером: «Природой и наследственностью в каждом из вас изначально заложена великая внутренняя сила добра. И мы, славяне, этим от многих отличаемся».

Фото president.gov.by
Славяне – крупнейшая в Европе этноязыковая общность. На выделение в отдельную расу они не претендуют. И это благо, ибо совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас, принято называть расизмом. А подчеркивать неравноценность можно перечислением как недостатков, так и достоинств отдельных рас.
Те же действия относительно этносов – прямая дорога к этническому национализму, образец которого нам в очередной раз и был представлен 29 октября. Данный вид национализма базируется на превосходстве одной этнической общности (в данном случае славянской) над другими. Но мы помним, что на этом дифференциация этносов не заканчивается, и внутри славян имеется народ, отмеченный знаком качества.
Там, где этнический национализм, там и ксенофобия, под которой следует понимать форму массового сознания, воспринимающего «чужака» с недоброжелательностью различной степени интенсивности – от настороженности до ненависти.
Для человека, чья «картина мира» мало чем отличается от популярных в СССР батальных панорам («Оборона Ленинграда», «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» и т.п.), вполне гармонично выглядит следующее высказывание: «Сегодня идет борьба, страшное противоборство, ошибок допускать нельзя, ибо противники будут жестоко это использовать. Они будут делать все для того, чтобы вы споткнулись и упали. Поэтому будьте аккуратны и осторожны, давайте будем вместе советоваться».
На научном языке такой тип восприятия мира принято называть «манихейством». Это понятие восходит к имени иранского религиозного реформатора III века Мани. В манихейском сознании мир предстает как арена вечной борьбы двух космических сил – Света и Тьмы, Добра и Зла.
У каждого века были свои выдающиеся манихеи. Поэтому для поиска подходящего примера совсем не обязательно погружаться в прошлое на 17 веков. Ограничусь цитатой одного несостоявшегося художника, благодаря очень жесткой политике которого Германия была поднята из руин после экономического кризиса 30-х годов прошлого века: «С тех пор, как Земля вращается вокруг солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе».
Советская империя канула в Лету, но имперский дух все еще не выветрился из «человека советского», составляющего основу так называемого белорусского «большинства». Поэтому далеко не случайно, что до 65% белорусов (см. табл.) в 2014-2016 гг. разделяли оценки федеральных российских телеканалов в отношении боевых действий на востоке Украины.
Как Вы оцениваете присоединение Крыма к России?
Вариант ответа | % |
Это империалистический захват, оккупация | 22 |
Это возвращение России русских земель, восстановление исторической справедливости | 62 |
ЗО/НО | 16 |
НИСЭПИ, июль 2015 г.
В империи не может быть нации в гражданском смысле этого понятия. В империи подданные связаны между собой только вертикалью власти, а дефицит культурных скреп власть вынуждена компенсировать страхами перед внешними и внутренними врагами, т.е. ксенофобией.
А теперь перенесемся в год 2018-й от рождества Христова. «Борьба добра и зла не прекращается. Она проникает в духовную, социальную, экономическую и политическую сферы. Через книги, новости, фильмы, рекламу, моду. Это фронт, где не стреляют, но тоже бьют на поражение – только через сознание людей. Это самое опасное и самое страшное». Это не Мани. Это Лукашенко. И для того, чтобы выйти победителем в этой борьбе, «союз молодежи должен функционировать, как часы – от первого секретаря до первичной ячейки».
Вот так, не больше, но и не меньше. А чтобы не быть застигнутым врасплох, я бы порекомендовал молодежным активистам срочно заготовить таблички с хрестоматийным текстом: «Райком закрыт, все ушли на фронт». От руки на кусках картона писать сегодня не обязательно. Оргтехники хватает, а прозвучавшую 29 октября от Лукашенко угрозу прекратить финансирование тех, кто отказывается быть винтиком в государственном часовом механизме, не следует принимать всерьез.
Для чего же главе государства нужна молодежная организация, построенная по столь архаичному принципу? Ответ на этот вопрос не проходит по разряду государственных тайн. Для того, чтобы в трудные периоды мобилизовать страну. Мы белорусы, если кто запамятовал, – мирные люди. Но если каждому мирному «прежде всего мужику, да и девчонке», раздать оружие, то Беларусь вполне справится с ролью донора европейской стабильности. Да и задачи по поддержанию внутренней стабильности забывать не следует. Журавль идеологии в небе – вещь, безусловно, полезная, но и синица в руках в виде АКМ калибра 7,62-мм не помешает.
Организация, сконструированная по принципу часового механизма, то есть состоящая из послушных винтиков-исполнителей, не нуждается в диалоге. Поэтому не стоит удивляться, что слово «диалог» отсутствует в официальном пресс-релизе, посвященном выступлению Лукашенко на встрече с активом БРСМ.
«В этом сложном и противоречивом мире диалог, – в понимании Лукашенко, – является главным средством общения между народами, лидерами государств, государствами вообще» (9.10.2018. встреча с генсеком ОБСЕ Томасом Гремингеро). То есть, если кто не понял, внутри страны сферы для применения диалога нет. Приемлем только экспортный вариант. Что касается внутреннего потребления, то «белорусская модель», как и любая иерархическая модель, в диалоге не нуждается. Более того, он несет для нее угрозу, так как ставит под сомнение монопольное право первого лица на производство ценностей и смыслов.

Фото president.gov.by
Не нуждается в диалоге и наша (славянская) духовность. Ибо, как было сказано выше, славяне обладают уникальной способностью впитывать великую внутреннюю силу добра непосредственно из природы.
С помощью каких конкретно органов чувств осуществляется процесс впитывания – этого Лукашенко пока еще не разъяснил. Но не будем отчаиваться. Главный результат дан нам в преемственности поколений, а также в преемственности таких понятий, как единство, дружба, братство, вера в будущее страны. Пример такой преемственности демонстрирует и ставший хитом интернета аудиоролик, наглядно иллюстрирующий, каким образом достигается популярность БРСМ среди школьников. Но это тема для отдельной статьи.