22.03.2019, 10:16
Зенитные комплексы: независимость любой ценой

Чиновники российского оборонного ведомства проводят политику импортозамещения продукции предприятий белорусского ВПК даже в ущерб боеспособности собственной армии.
11 марта во Владивостоке на объездной дороге перевернулся самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1», сообщило ИА PrimaMedia. По предварительной информации, водитель КамАЗа, на котором смонтирован ЗРПК, не справился с управлением и боевая машина завалилась на бок. В аварии пострадал один человек, он госпитализирован в больницу.
Предыдущий случай опрокидывания ЗРПК «Панцирь-С1» зафиксирован 4 мая 2018 года в Сирии в городе Банияс неподалеку от нефтеперерабатывающего завода. Как сообщили местные источники, авария произошла с зенитным комплексом, принадлежащим сирийской армии.
Еще раньше аналогичное ДТП с ЗРПК «Панцирь-С1» произошло в октябре 2015 года. Тогда боевая машина опрокинулась на горной дороге в районе Сочи. По одной из выдвинутых тогда версий причиной аварии мог стать размыв дорожного полотна, по другой — водитель ЗРПК просто не вписался в поворот на извилистом «серпантине».
Как отмечают эксперты, все эти аварии вряд ли можно назвать случайными. Более того, в определенном смысле, они являются запрограммированными. Уже тогда специалисты сочли причиной происшествий конструктивные недостатки изначально присущие ЗРПК «Панцирь-С1» .
Хотя в качестве прототипа для него был взят широко известный советский ЗРПК «Тунгуска», в отличие от предшественника новый комплекс был размещен не на гусеничном, а на автомобильном шасси. Причина — желание удешевить достаточно дорогой комплекс и сделать его доступным для широкого круга покупателей.
Собственно в самой идее замены гусениц на колеса нет ничего плохого. Колесные шасси и служат дольше, и дешевле в эксплуатации. Вопрос — в технических характеристиках шасси КамАЗ-6560, которые были выбраны в качестве колесной базы для ЗРПК. Между тем, о нем в статье опубликованой на сайте еженедельника «Военно-промышленный курьер» (http://vpk-news.ru) в выпуске за номером 26 (494) от 10 июля 2013 года говорится мало хорошего.
Шасси КамАЗ-6560 (как и все семейство машин к которому оно относится) изначально создавалось для обычных транспортных операций по перевозке грузов, а не по техническим требованиям предъявляемым к военной автомобильной техники ВАТ. В связи с чем не было соблюдено ключевое условие для ВАТ: возможность передвижения шасси (а следовательно и ЗРПК на его базе) по всем типам дорог и участкам местности.
Ограниченная проходимость КамАЗ-6560 обусловлена применением неразрезных мостов, зависимой подвеской и недостаточной габаритной шириной. В ходе испытаний шасси также была выявлена неудовлетворительная плавность его хода (что имеет важное значение для точности стрельбы). А также — низкая средняя скорость передвижения по пересеченной местности.
Помимо перечисленных, ЗРПК «Панцирь-С1» на шасси КАМАЗ-6560 присущ ряд других серьезных изъянов. В том числе, высокое расположение центра масс. Что, наряду с недостаточной габаритной шириной установки, не позволяет вести огонь из пушек на ходу в поперечном направлении относительно движения в связи с риском опрокидывания.
И до сих пор не дан ответ на ряд щекотливых вопросов. Какой боковой крен допускает боевая машина ЗРПК «Панцирь-С1»? Как при массированном налете на сопровождаемую колонну ЗРК С-300 или С-400 (что сегодня является основным его назначением) колесный «Панцирь» будет занимать огневую позицию, так как для этого придется съезжать с дороги, а там могут быть кювет, ямы, холмы и взгорки, из-за которых машина может опрокинуться?
Особенно отчетливо несовершенство конструкции колесной боевой машины ЗРПК «Панцирь-С1» проявляется в условиях горной местности. В связи с присущими ей сложными продольными и поперечными уклонами дорог и перевалов, боевые расчеты ЗРПК не смогут занять многие, выгодные с тактической точки зрения, позиции.
О сложности управления ЗРПК «Панцирь-С1» и его склонности к опрокидыванию говорится и в статье известного автомобильного журналиста Федора Лапшина «День зенитчика», опубликованной еще в номере 8 журнала «АвтоРевю» за 2016 год. В ней автор описывает свои впечатления от тест-драйва этого зенитного ракетно-пушечного комплекса.
Которые оказались не вполне положительными: при длине машины порядка 11 м радиус поворота оказался аж … 17 м, в одном месте для того, чтобы вырулить, пришлось сдавать назад. Серьезно автора насторожил еще один момент. Из-за высоко расположенного центра тяжести машины ее водителю необходимо быть очень аккуратным на поворотах, если чуть не рассчитать, то можно перевернуться.
И тем не менее, несмотря на отмеченные выше недостатки, ЗРПК «Панцирь-С1» на базе колесных шасси КамАЗ-6560 был принят на вооружение российской армии распоряжением председателя правительства России Дмитрия Медведева от 16 ноября 2012 года. И как следовало ожидать сразу же подвергся жесткой критике и со стороны экспертов, и со стороны военных.
По мнению ряда комментаторов, от большей части этих замечаний можно было бы избавиться, пойди конструктора «Панциря» по пути разработчиков мобильных ЗРК «Тор» и «Бук», то есть использовать специальное корпусное шасси Минского завода колесных тягачей типа МЗКТ-6922. Тем более, что уже создана разновидность такой машины с колесной формулой 8х8.
В них, как и в гусеничных машинах, аппаратно-приборный комплекс и экипаж находятся не сверху на шасси, а в его корпусе. Что сокращает общую высоту боевой машины и резко уменьшает риск опрокидывания. И хотя корпус у МЗКТ-6922 чуть выше, чем у гусеничного шасси, он имеет изменяемый клиренс. Что позволяет свободно проезжать под мостами и путепроводами, вписываться в авиационные и железнодорожные габариты.
Однако соображения технической целесообразности и боевой эффективности не всегда являются превалирующими. Вот о чем говорилось в одной из публикаций российского отраслевого журнала «Новый оборонный заказ» в номере 5 (37) за 2015 год: «Нужно ли России, находившейся во многих областях в зависимости от украинского ВПК, теперь впадать в зависимость от того же Минска? Политическая ситуация сейчас такова, что можно и «глазом не успеть моргнуть», как союзник начнет стремительно менять свои дружественные позиции. Поэтому приоритетом все же должно стать развертывание производства ключевых компонентов военной техники на территории России, даже если это дольше, труднее и дороже.»
Как мы видим все так и происходит. Но получается не только «труднее и дороже», но и хуже. Вряд ли это простая чиновничья глупость. Скорее всего за этим стоит чья-то выгода.