27.03.2019, 10:09
Как дорого обходятся Беларуси прямые инвестиции?

В 2018 году Беларуси удалось не только сократить внешний долг, но и существенно увеличить прямые инвестиции. Однако заимствования обходятся стране все дороже: проценты по внешнему долгу и начисленные нерезидентам дивиденды существенно выросли.
В Беларуси традиционно принято обращать внимание на внешний долг и выплаты по нему, хотя иностранцы владеют значительной собственностью в Беларуси и не только вкладывают капиталы у нас, но и вывозят из страны деньги в виде дивидендов.
Долг сократился, а проценты выросли
По данным платежного баланса за 2018 год, подготовленного Национальным банком РБ, обязательства РБ перед внешним миром, не относящиеся к внешнему долгу, достигли 18,8 млрд. долларов, что на 1 млрд. долларов превысило данные обязательства по итогам 2017 года. Подавляющую часть данных обязательств составили прямые инвестиции из-за границы в форме участия в капитале и приравненные к ним вложения. Портфельные инвестиции нерезидентов в акции белорусских предприятий также выросли, но остались крайне незначительными: 43,4 млн. долларов против 35,3 млн. долларов в 2017 году.
В то же время, государственный и негосударственный внешний долг РБ в 2018 году сократился на 0,9 млрд. долларов и составил 39 млрд. долларов. В результате все обязательства Беларуси перед внешним миром увеличились за год на 80,8 млн. долларов – до 57,8 млрд. долларов. Это практически равно ВВП.
Казалось бы, можно только радоваться такому процессу, ведь правительство РБ уже много лет говорит, что надо привлекать средства из-за рубежа не в виде кредитов, а как прямые инвестиции. И вот – в 2018 году наступил долгожданный перелом, ведь еще в 2017 году обязательства РБ выросли на 3,3 млрд. долларов, причем, в основном, за счет заимствований. Однако ситуация не столь однозначная. Дело в том, что прямые инвестиции обходятся стране дороже, чем кредиты.
Но, конечно, платежи по внешнему долгу выглядят впечатляюще. В 2018 году на погашение долга было направлено 5,7 млрд. долларов, а на платежи по процентам и другим выплатам – 1,5 млрд. долларов (и это без учета погашения торговых кредитов и краткосрочных обязательств депозитных организаций). Но большая часть долга была рефинансирована, поэтому чистое погашение, как уже отмечалось выше, составило всего 0,9 млрд. долларов.
В 2017 году на погашение долга ушло 4,6 млрд. долларов, а на проценты – 1,4 млрд. долларов. То есть, несмотря на снижение долга, проценты в 2018 году оказались больше, чем в 2017 году. По-видимому, это следствие повышения ставок Федеральной резервной системой США, что автоматически привело к росту процентов по долларовым кредитам из-за рубежа. Таким образом, удорожание заимствований в долларах затронуло и Беларусь, хотя и в сравнительно небольшой степени.
Нерезиденты увеличили вывод прибыли
По данным платежного баланса, прирост прямых иностранных инвестиций в РБ в чистом выражении в 2018 году достиг 1,5 млрд. долларов, что превысило поступления в 2017 году на 15,6%. Однако из них 0,81 млрд. долларов составила реинвестированная прибыль, тогда как новые поступления данных инвестиций составили 0,6 млрд. долларов. Но это в 1,4 раза больше, чем в 2017 году. Операции с долговыми инструментами обеспечили прирост еще на 96,7 млн. долларов.
Инвестиции белорусских резидентов за границу в 2018 году в чистом виде оказались намного меньше. Более того, они сократились до 41,3 млн. долларов с 67,8 млн. долларов в 2017 году. Реинвестировано доходов было на 33,1 млн. долларов. То есть оттока капитала из РБ в виде прямых инвестиций за рубеж практически не было.
При этом нерезидентам РБ в 2018 году были начислены к выплате дивиденды в размере 1,13 млрд. долларов. В 2017 году начисленные к выплате дивиденды равнялись 926,9 млн. долларов, а реинвестировано из них было 669,8 млн. долларов. Таким образом, иностранные инвесторы вывели из нашей страны дивидендов в 2018 году на 0,32 млрд. долларов против 0,26 млрд. долларов в 2017 году.
Несложно подсчитать, и какую рентабельность (по дивидендам) получили иностранные инвесторы от своих вложений в Беларуси. Отношение начисленных дивидендов к величине недолговых обязательств РБ (18,8 млрд. долларов) составило в 2018 году около 6%. Это больше, хотя и ненамного процентов по валютным кредитам: средняя ставка по долгосрочным кредитам (на срок свыше 1 года) в 2018 году составила 5,82% годовых. А ведь следует учитывать и то, что на выплату дивидендов предприятия направляют не всю прибыль, а только ее часть. Таким образом, получается, то начисленный доход по прямым инвестициям оказывается намного выше процентов по кредитам. То есть такие инвестиции обходятся предприятиям существенно дороже.
Но этот вывод не учитывает реинвестирование прибыли. Ситуация значительно улучшиться, если рассчитать отношение к недолговым обязательствам не начисленных, а изъятых из дела инвестиций. Оно составило в 2018 году около 1,7%, что намного ниже процентов по валютным кредитам.
Таким образом, прямы инвестиции выглядят привлекательнее кредитов только при учете фактических платежей, которые отправляются за границу. А если учесть распределение богатства между резидентами и нерезидентами, то предпочтительнее выглядят кредиты.
Но зато прямые инвестиции несут с собой меньше рисков для финансовой системы страны, так как вывести их быстро довольно сложно, то есть вероятность оттока средств в случае возникновения кризиса меньше, чем в случае кредитов. Таким образом, увеличивая заимствования в виде прямых инвестиций, Беларусь теряет часть национального богатства, но получает некоторые дополнительные гарантии стабильности. Возможно, оно того стоит, хотя вопрос спорный. Например, в ЕС в настоящее время обсуждается вопрос о привлечении прямых инвестиций из Китая, и многие политики опасаются роста влияния КНР в регионе.
Пока величина прямых инвестиций в РБ кажется не столь значительной, чтобы особенно беспокоиться. С другой стороны, чистая прибыль нефинансового сектора белорусской экономики составила в 2018 году 5,16 млрд. рублей, а банковский сектор РБ заработал 1,1 млрд. рублей. То есть начисленные нерезидентам дивиденды составили около третьей части чистой прибыли, генерированной в экономике нашей страны! И это при том, что не вся чистая прибыль направляется на дивиденды.
Из этого следует простой вывод: иностранные инвесторы уже сейчас контролируют основные самые прибыльные сферы деятельности в Беларуси. Может, это и не повод для беспокойства, но хорошее основание задуматься над тем, почему так происходит. То ли наши предприятия хозяйствовать не умеют, то ли иностранцы способны находить самые привлекательные сферы деятельности, то ли государство не умеет создавать прибыльные сферы экономики. Впрочем, скорее всего, имеют место все указанные факторы.