• USD  1,88
  • EUR  2,05
  • RUB (100)  3,30
Минск  +6..+8 Погода в Минске

«Искусство показывает нам иллюзорность действительности, порнография же, как всякое лжеискусство, напротив, стремится все иллюзорное елико возможно приблизить к действительности».

Владислав Ходасевич «О порнографии»

Знаю, что только незначительная часть современных кинозрителей сохраняет интерес к одному из самых высокохудожественных советских фильмов — к «Ивану Грозному». Известно, что в большей или меньшей степени обычная аудитория ориентируется на мнение критиков. У «Ивана Грозного» первым и главным критиком был сам Сталин. Первую серию фильма, снятого гениальным Сергеем Эйзенштейном, вождь назвал нужной для утверждения централизованного абсолютистского российского государства, а вторую серию — омерзительной.

Паршивцы — опричники

Мол, человек совершенно легко обошелся с историей, в частности, опричников изобразил «как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана». Сталин указал режиссеру на допущенные ошибки, посоветовал, что сделать для удачной пересъемки, работа закипела, но сердце Эйзенштейна ударных темпов ускорения производства не выдержало. Так что вторая серия фильма была положена на полку и появилась перед зрителем уже в иную эпоху — при Хрущеве, в 1958 году. И в том виде, каким она была создана режиссером.

Почему Сталин сравнил опричников с ку-клукс-клановцами? Возможно потому, что Эйзенштейн поддался современной ему стилистике в кино, где моду определяли американцы. У них началось время беспощадного гангстерского фильма, которому противопоставлялся классический вестерн. Поэтому в одной картине могли действовать и «аристократы», и «дегенераты», и благородные ковбои, и неподкупные шерифы, и отпетые бандиты.

Появление в советском кинематографе подобных культурно-исторических стимулов было вполне возможно. Притом, что режиссер должен был руководствоваться сталинской теорией о роли личности в истории, которая достигала успеха при условии умелого и жесткого руководства массами. А Сталин был и считался не простым, а гениальным вождем. Поэтому ему не хватало большей определенности во второй серии, где русский царь выглядел либералом, который малодушествовал в подавлении боярского заговора. Сталин в этом отношении был настоящим перфекционистом и до последнего дня своей жизни подыскивал себе врагов, которых уничтожал.

Естественно, у Эйзенштейна, который руководствовался не только «объективно-историческими обстоятельствами», но и художественными, получилось не все. Но и то, что получилось в фильме — в высшей степени достойно. В том смысле, что практики Малюты Скуратова (опричнина) были востребованы Дзержинским (ВЧК), а после, с большим усердием и успехом, — последователями. Среди самых приметных персоналий следует назвать Ягоду, Ежова, Берия, разумеется, Андропова и перенявших от него высший чекистский пост, включая Крючкова, при котором государство как централизованная и абсолютистская держава развалилось.

Еду смазывали керосином

Если верить Ходасевичу, фильм Эйзенштейна переводил исторические иллюзии в повседневную реальность. Поэтому всякий, кто его внимательно смотрел, мог посчитать, что любая иная трактовка советской действительности является чистейшей порнографией. Но это было бы ошибкой. Не стану перечислять романы и кинофильмы, которые в сравнении с эйзенштейновским шедевром можно отнести к порнографическим. Отмечу только, что до сих пор с «порнографией» в культуре не покончено. И заказчиком на этот культурный продукт чаще всего выступает государство. Например, в последние годы неуклонно растет численность фильмов, согласно которым «органам» принадлежит роль подлинного главного и единственного субъекта истории, настоящего и будущего.

А это типичный «порнографический» подход, который поощряет пользователя к потреблению культурных суррогатов, к использованию их в качестве стимулов и технологий реального социального процесса.

Историки часто вспоминают забавную деталь. Фильм снимался во время войны, и большинство актеров голодали. И когда приходилось снимать сцены с ломящимися от пищи столами на царских пиршествах, чтобы актеры не ели съедобный реквизит, его предварительно смазывали керосином. Это вынужденный технологический прием, но и художественный, поскольку он  доказывает актерам, что искусство создает иллюзию реальности. В то же время, по отношению к зрителям он является «порнографическим», поскольку заставляет их завидовать актерам, которые после съемки (наверняка!) все это съедят!

Как отмечал Владислав Ходасевич, порнография отказывается от передачи отвлеченного переживания, но стремится вызвать реакцию скорее физиологическую. И бутафорский окорок вызовет в зрителе чувство голода вернее, чем окорок, нарисованный великим художником. При визуальной трансляции своих образов порнография приближается к эротической бутафории, в словесности — к эротическому описательству.

Разумеется, речь идет о своеобразном «художественном освоении действительности», об основных стилистических тенденциях порнографии. Но эти же тенденции применяются и в других сферах. Например, в политике, например, на телевидении. Но мне хочется сказать об «эротическом описательстве», которое чаще всего применяется в политике. Недавний пример. Сообщают, что руководитель государства встретился с председателем официальных профсоюзов и указал, что ценообразование остается для населения вопросом  номер один и потому должно находиться в поле зрения профсоюзов. «Вы защищаете прежде всего, как вы себя позиционируете, интересы трудящихся, наших людей. Заинтересованность человека в ценообразовании самая прямая. Не такие богатые у нас люди, чтобы покупать по бешеным ценам продукцию, особенно ту, которая производится у нас: продукты питания, одежду и прочее», — отметил белорусский президент.

Всего ничего — поесть и попить

Как говорится, всего ничего — поесть и попить. Но и прочего много.  Например, цены на товары для малозащищенных. А ведь есть еще и просто малоимущие. Вроде бы они за импортом не гонятся. Но гонятся за тем, что дешевле, и потребительским патриотизмом не страдают. Руководитель интересуется у профбосса, как обстоят дела с  систематическим контролем за ценами, систему которого он просил создать. И почему люди боятся, о чем свидетельствуют любые  соцопросы? А ведь почти два года прошло после того, как по инициативе ФПБ ей было позволено фактически возродить «народный контроль» за ценами в магазинах. А помимо профсоюзов по обязанности розничные цены «мониторит» Белстат. А кроме них еще несколько ведомств, в том числе МАРТ, Госконтроль, соответствующие исполкомовские структуры.

И к этому числу контролирующих и проверяющих добавились профсоюзы. Хотя ни один из них не может и не должен контролировать цены. У ведомственных контролеров и профсоюзов цели вроде бы объективно совпадают. Но при этом есть, например, профсоюзы и у торговой отрасли, состоящие из продавцов, живущих от выручки, а выручка зависит в том числе и от цен.

Не все в обществе люди являются одновременно производителями товаров и услуг и их потребителями. При этом потребление, которое ставит перед производством цели и определяет его объемы, вероятно, самый важный фактор. Равновесие между производством и потреблением устанавливается рынком, а не профсоюзным контролем за продавцами. За спекулянтами.

Рынок — это искусство, которое позволяет обществу реализовать эту иллюзорную возможность. Все остальное, проверяющее и стремящееся к установлению полного контроля за (розничными) ценами — лжеискусство. Своего рода порнография, предлагающая  людям чувствовать себя богатыми, пребывая в материальной нищете.

Тэги:

, , ,

Комментарии

Всё о масляных компрессорах: выбор, преимущества и советы по эксплуатации

Когда речь заходит о компрессорах, многие люди задаются вопросом: какой тип устройства выбрать для своих нужд? Компрессор масляный — это одно из самых популярных решений для самых разных задач. В этом обзоре мы разберем, что такое масляные компрессоры, почему их стоит выбирать и как правильно использовать для достижения максимальной эффективности. Что такое масляный компрессор? Компрессор

Клапаны GEMÜ vs конкуренты: сравнительный анализ с Bürkert, ASV Stübbe и Georg Fischer

Сравнение клапанов GEMÜ с аналогами (Bürkert, ASV Stübbe, Georg Fischer) Выбор промышленных клапанов – это всегда компромисс между ценой, качеством и специализацией оборудования. Немецкий бренд GEMÜ давно зарекомендовал себя как производитель премиальных решений для работы с агрессивными средами. Если вас интересует полный каталог продукции GEMÜ, вы можете ознакомиться с ним по ссылке: https://mvtp.by/katalog/gemu/. Теперь давайте

Памятники из гранита: преимущества и недостатки

Гранитные памятники занимают особое место среди мемориальных сооружений благодаря своим уникальным характеристикам и эстетическим качествам. Они обладают рядом преимуществ, но и имеют свои недостатки. Гранитные памятники, предлагаемые на выгодных условиях в Минске на granitedeluxe.by, обладают большим количеством преимуществ, к которым, в первую очередь, относится: долговечность и прочность; устойчивость к температурным колебаниям механическая прочность Эксплуатационный срок

Заснеженные елки с литой хвоей: искусство создания идеального новогоднего дерева

Искусственные елки с литой хвоей и заснеженным эффектом стали настоящим трендом праздничного декора. Современные технологии позволяют создавать настолько реалистичные деревья, что их сложно отличить от натуральных. Предлагаются на выгодных условиях красивые и качественные заснеженные елки с литой хвоей здесь. Литая хвоя – это особый способ изготовления елочных лап. Каждая веточка отливается по отдельности. Для этого используется

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,