11.07.2019, 13:50
Нацбанк призвал белорусские банки отказаться от недобросовестных практик при предоставлении услуг

Национальный банк опубликовал письмо «Об исключении недобросовестных практик банков при осуществлении розничных операций» , в котором призвал банки при осуществлении операций по кредитованию и привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты) не допускать совершения действий (бездействия), признаваемых недобросовестными практиками.
К недобросовестным практикам банков Нацбанк отнес:
- представление потребителям информации, которая прямо или косвенно, в том числе посредством замалчивания, двусмысленности или преувеличения, может ввести их в заблуждение;
- распространение недостоверной, ложной или неполной информации;
- непредставление либо несвоевременное представление информации, необходимой для принятия клиентом обдуманного решения по сделке;
- представление либо непредставление информации, которая приводит или может привести потребителя к принятию решения по сделке, которое он бы не принял при других обычных обстоятельствах, и (или) к искажению экономических интересов потребителей;
- включение в договоры условий, ограничивающих свободу выбора клиента.
Письмо также содержит примеры таких практик. Например, это происходит тогда, когда:
- условия кредитного договора не позволяют гражданам самостоятельно рассчитать размер ежемесячного платежа по кредитному договору;
- кредитный договор не содержит информации о том, что уплата минимальных платежей не позволяет погасить всю задолженность по кредитному договору до указанного в договоре срока. При этом условиями кредитного договора предусмотрено автоматическое продление кредитного договора;
- представление потребителям не соответствующих действительности пояснений о причинах отказа в предоставлении кредита, в том числе со ссылкой на несуществующий перечень лиц, в отношении которых установлен запрет на предоставление кредита, который якобы ведется Национальным банком;
- предоставление потребителям сопутствующих продуктов (кредитные карты, карты рассрочки, SMS-оповещение и прочее) путем их навязывания без должного разъяснения условий кредитных договоров;
- использование при доведении до потребителей информации об условиях привлечения денежных средств во вклады (депозиты), в том числе в рекламе банковских вкладов (депозитов), иных, чем размер процентов (годовая процентная ставка), выражений доходности (эффективная, базовая, номинальная и иные ставки);
- включение в кредитные договоры условий, устанавливающих значительные ограничения для кредитополучателей в период действия договора (запрет на открытие текущих (расчетных) банковских счетов, оформление кредитов и получение иных банковских услуг в других банках без письменного согласия банка-кредитодателя).
В письме Нацбанк также приводит рекомендации банкам по широкому спектру вопросов, связанных с заключением кредитных и депозитных договоров с клиентами.
Так, Нацбанк рекомендует использовать в информации об условиях привлечения денежных средств во вклад (депозит) использовать шрифт Times New Roman размером не менее 12 пунктов; исключить практику использования в кредитных договорах, договорах банковского вклада (депозита) сложных смысловых конструкций, в том числе содержащих многочисленные ссылки на пункты заключаемого договора, локальные правовые акты банка, а также иныеисточники информации, размещенные на сайте банка; доступно, аргументированно и компетентно объяснять заявителям – физическим лицам причины принятия отрицательного решения о предоставлении кредита и др.