27.11.2019, 13:27
Старт кредитных гарантий

В Беларуси заработал механизм частичных кредитных гарантий для частного бизнеса. Это должно расширить круг субъектов хозяйствования, которые смогут получить кредиты в банках. Как подобную поддержку из «пилотного» формата перевести в масштабный инструмент — обсудили на недавней конференции Международной финансовой корпорации (IFC).
Первым провайдером частичных кредитных гарантий выступил Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), подведомственный Минэкономики. С конца II квартала, когда заработал новый механизм обеспечения, по середину октября т.г. фонд выдал 14 гарантий общей суммой около 230 тыс. бел. рублей, что позволило бизнесу получить кредиты на 0,5 млн. руб. Заемное финансирование предоставлялось через 4 банка-партнера: Белагропромбанк, Дабрабыт, ВТБ Беларусь и МТБанк, сообщил на конференции первый заместитель генерального директора БФФПП Павел Горбач.
Таким образом, идея создания гарантийного фонда для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), обсуждаемая в Беларуси порядка 20 лет, наконец реализована, по крайней мере, в формате пилотного проекта. В БФФПП ожидают, что в этом году выдадут не менее 20 гарантий. План на следующий — 50-70. «Нам важно сейчас отработать механизм. Нарабатываем практику, тогда как IFC занимается углубленным анализом того, как сделать эту практику долгосрочной и устойчивой», — пояснил Павел Горбач.
Сколько денег надо бизнесу?
Как показал опрос белорусских субъектов МСП, организованный IFC, четверть из них испытывают трудности в доступе к финансированию, только 32% сообщили о намерении обратиться в банки и почти 70% готовы платить за получение частичных кредитных гарантий. Согласно расчетам корпорации, уже в ближайшей перспективе спрос МСП на заемные ресурсы, привлекаемые с использованием кредитных гарантий, может превысить 100 млн руб.
«В Беларуси проводится большая работа по улучшению доступа к финансированию для малого и среднего бизнеса. С одной стороны, многие финансовые институты — IFC, Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ — в разное время открывали банкам кредитные линии для дальнейшего финансирования МСП. С другой стороны, мы понимаем, что некоторые механизмы либо не работают, либо только начинают использоваться», — отметила глава представительства IFC в Беларуси Ольга Щербина.
Очевидно, что, сократив финансовый разрыв, который в нашей стране составляет примерно треть от размера ВВП, можно существенно ускорить экономический рост. При этом частичные кредитные гарантии являются одним из эффективных и проверенных в мире инструментов по улучшению доступа к финансированию.
БФФПП может направить на предоставление гарантий 6,7 млн руб. собственных средств. Это недостаточно, чтобы оказать серьезное влияние на экономику. Хотя условия предоставления гарантий фондом, по мнению экспертов, весьма привлекательны и в целом соответствуют мировой практике. Так, БФФПП предлагает поручительство в размере до 60% от суммы запрашиваемого кредита либо лизинга. Максимальная сумма гарантии составляет 120 тыс. руб. (под такое обеспечение можно получить до 200 тыс. руб. кредита), а плата за поддержку составляет 1,25% от суммы гарантии ежегодно.
Очевидно, что после апробации в пилотном режиме полезность кредитных гарантий для бизнеса будет напрямую зависеть от объемов поддержки. Глава Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец выразил мнение, что работа будет более эффективной, если переподчинить фонд Банку развития: «Там будет фондирование. А то место, которое сейчас занимает фонд, не позволит ему развернуться».
Остальные участники конференции такое предложение восприняли конструктивно. Директор департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок сообщила, что возможность переподчинить фонд рассматривается в рамках подготовки проекта концепции совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. (Ожидается, что проект этого документа должен быть представлен в течение ноября). Со своей стороны, начальник сектора организации финансирования субъектов МСП Банка развития Юлия Кавецкая допустила, что Банк развития может заняться гарантийным механизмом.
Гарантии шагают по планете
Частичные кредитные гарантии с государственным либо государственно-частным фондированием применяется в более чем половине стран мира. При этом во многих юрисдикциях подобные механизмы поддержки МСП работают десятки лет, поэтому сегодня есть возможность изучить и перенять лучший мировой опыт.
Обращают на себя внимание значительные объемы поддержки бизнеса с использованием кредитных гарантий. На конец 2018 года 48 гарантийных учреждений из 29 стран, входящих в Европейскую ассоциацию гарантийных институтов AECM, сформировали портфель кредитных гарантий в объеме 125 млрд евро, в том числе за 2018-й год новых гарантий выдано на 44,5 млрд евро. Благодаря такому обеспечению кредиты смогли получить 3,1 млн субъектов МСП, сообщила генеральный секретарь AECM Катрин Штурм.
По словам ведущего специалиста по финансовому сектору IFC Гады Тэйма, проведенное в 2016 году Группой Всемирного банка исследование позволило выявить 16 характеристик-принципов успешного предоставления кредитных гарантий. Так, наибольшую эффективность показали фонды, управляемые независимыми советами директоров и практикующие системы контроля за корпоративными рисками. В числе критериев успеха также работа с четкими целевыми группами заемщиков, прозрачный отбор субъектов МСП и периодическая корректировка метода отбора в зависимости от наработанной практики. Охват заемщиков должен быть достаточно широк, чтобы мотивировать кредиторов к финансированию, а их доверие поддерживаться контролем за своевременностью выплат и прозрачными процедурами претензий.
Советы от IFC
В мировой практике существенно разнится доля покрытия, предоставляемого гарантийными фондами: от 15 до 100%. IFC рекомендует развивающимся странам не превышать порог в 70-80% от размера выдаваемого кредита. Непокрытые риски кредитора и субъекта МСП будут стимулировать их к здоровому риск-менеджменту. «Уязвимость в пределах 20% достаточная. Даже небольшое разделение рисков приводит к существенным выгодам», — отметил эксперт IFC по гарантийным фондам Джеймс Хаммерсли.
Спикер посоветовал Беларуси ориентировать гарантийный фонд на принципы самоокупаемости (не обязательно генерировать прибыль, достаточно хотя бы работать в ноль). На начальном этапе фонду достаточно 5-6 штатных сотрудников. Можно начать с кредитного плеча от 1 до 3, а в перспективе увеличить до 5. При этом требуется минимум 40 млн. руб. ресурсов для обеспечения прибыли на новый капитал, а также покрытия расходов и убытков. Для формирования капитала фонда можно использовать как бюджетные средства, так и деньги международных доноров, однако ставку все-таки следует делать на внутригосударственные ресурсы.
Органический рост или экспансия?
Частичные кредитные гарантии уже известны белорусскому праву — это поручительство. Кроме того, термин «гарантия» есть в Гражданском кодексе и других актах законодательства. Однако прежние попытки развивать инструмент гарантий сложно назвать успешными. Например, в Беларуси сформировалась негативная судебная практика по взысканию гарантий местных исполнительных и распорядительных органов. Кроме того, ввиду отсутствия фондирования на бумаге осталась идея по выдаче поручительств для МСП в рамках постановления Совмина от 06.05.2004 №519, напомнила юрист Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Светлана Валуева.
К сдерживающим факторам можно отнести законодательный запрет государственным организациям выступать поручителями в отношении организаций негосударственной формы собственности, деление права на обеспечение, очередность кредиторов в процедуре банкротства и некоторые другие гражданско-правовые риски. Тем не менее, фатальных барьеров для развития кредитных гарантий в Беларуси нет. «Надо лишь найти форму оптимальной привлекательности», — резюмировала юрист.
Куда более принципиальным фактором для развития данного инструмента поддержки бизнеса является политическая воля. Как показывает опыт других стран, естественный органический рост института кредитных гарантий может оказаться достаточно вялым и растянуться на десятилетия, тогда как активная позиция правительства приводит к бурному росту кредитования бизнеса.
Показательным в этом смысле стал опыт Турции, правительство которой на фоне кризиса 2016 года использовало национальный фонд кредитных гарантий KGF как инструмент смягчения и стимулирования экономического роста, влив в него значительные бюджетные средства. Гарантийный лимит от Казначейства Турции был увеличен с 20 млрд до 250 млрд турецких лир, лимит компенсаций для неработающих займов — с 2 млрд до 25 млрд лир, а покрытие — до 90% от размера кредита для МСП, работающих на внутренний рынок, и до 100% для экспортеров. При этом время рассмотрения кредитной заявки сократилось с 35-40 до 1 дня. Как результат, к концу 2017 года при поддержке KGF кредиты смогли получить 365 тыс. турецких компаний против 36 тыс. субъектов за предыдущие 7 лет работы фонда, тогда как KGF стал крупнейшим специализированным институтом кредитных гарантий в мире.
Читайте также:
- Между Белинвестбанком и Банком развития Республики Беларусь подписано генеральное соглашение о финансировании МСП
- IFC поможет признанию белорусских сертификатов качества на дальней дуге
- Банк развития расширил линейку продуктов программы финансовой поддержки МСП
- Белагропромбанк привлек 50 млн. евро от Европейского инвестиционного банка на поддержку МСП
- В Беларуси прорабатывается возможность создания фонда частичных кредитных гарантий