24.12.2019, 0:22
Девушка с низкой социальной ответственностью

или почему большинство белорусов выступает за добрососедские отношения с Россией
История про рыбку, которую хочется съесть, но при этом не замочить ноги, популярна не только на бытовом уровне. Согласно «Белорусской аналитическая мастерской» (октябрь 2019 г.), менее 2% соотечественников одобряют вхождение Беларуси в состав России на правах субъекта федерации. Идею слияния в интеграционном экстазе в союзное государство поддерживает 15% белорусов, а 75% истинных патриотов уверены, что «объединение не нужно, нужны просто хорошие добрососедские отношения».
Казалось бы, такая социология снимает все опасения по поводу возможной потери независимости и суверенитета. Это вам не Крым, жители которого на референдуме 16 марта 2014 г. большинством в 96,57% голосов высказались за вхождение в РФ. Безусловно, какой-то части голосов подавляющее большинство было обязано вооруженным вежливым людям без опознавательных знаков. Однако не стоит преувеличивать влияние последних на результаты народного волеизъявления.
Суверенитет – это святое. Слава Богу, есть кому об этом напоминать белорусам. Но даже у святости есть цена. В нашем случае ее довольно просто оценить в долларах. В частности, из-за так называемого налогового маневра в течение шести лет глобальные потери для Беларуси составят порядка $ 10,8 млрд.
Этих денег хватило бы на погашение кредита, выделенного Россией на строительство белорусской АЭС. Альтернативный же вариант оплаты – деньги налогоплательщиков. Не уверен, что большинство выступающих за «просто хорошие добрососедские отношения» эту печальную истину понимают. По крайней мере о проведении опросов, в которых социологи попытались бы выяснить уровень готовности белорусов платить за суверенитет, мне ничего неизвестно.
Коготок увяз еще в 1996 г.
Имя главного борца за государственный суверенитет хорошо известно. Не вызывает сомнения и его личная заинтересованность в противостоянии интеграционной активности России. Причину такой заинтересованности пояснил еще древнегреческий историк Плутарх (100-44 до н. э.) в своем труде «Изречения царей и полководцев»: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе (в Риме)».
Нежизнеспособность белорусской модели при переходе к рыночным отношениям внутри Союзного государства ее главный архитектор хорошо понимает. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к статье от 8 декабря, опубликованной в газете «СБ Беларусь сегодня» под заголовком «Лукашенко – Путину: не просим ничего, только равные условия».
Но на каком основании Россия должна предоставлять Беларуси равные условия, под которыми понимаются в первую очередь поставки газа по ценам Смоленской области и компенсация за налоговый маневр? Напомню, 75% белорусов предпочитают объединению «просто хорошие добрососедские отношения». Так ни один сосед России не против добрососедских отношений, однако, никто при этом на «равные условия» не претендует.
Такой вот парадокс. Лукашенко борется за суверенитет методами, которые делают Беларусь все более зависимой от благосклонности России.
А между тем лишить восточного соседа возможности втягивать республику-партизанку в интеграционный процесс в теории очень просто. Все, что для этого требуется – это решительно отказаться от любых форм дотаций. Для специалистов, привыкших выстраивать внешнюю политику «от жизни», понять это несложно. Оксфордов и Кембриджей заканчивать для этого не обязательно, т.к. возможность содержанки настаивать на своих правах обратно пропорциональна уровню дотаций папика.
С ролью девушки с низкой социальной ответственностью Беларусь начала осваиваться еще в 1996 г. при Ельцине, списавшего $ 1 млрд долга за газ. Возражений со стороны истинных патриотов ни в тот год, ни позже не последовало.
Коготок увяз, но о печальной перспективе птички никто особо не задумался. В 1996 г. в Беларуси был дан старт экономическому росту, который продолжался 15 лет. Городские дворы заполнились легковыми автомобилями, купленными не в последнюю очередь на российские деньги. Но кого это волновало?!
Сегодня на сайте belsat.eu читаем: «Независимость Беларуси под угрозой, а Лукашенко не может ее гарантировать, так как именно он привел государство в руки Москвы – это один из главных тезисов общественной кампании в защиту независимости «Свежий ветер», озвученных в столице. Известные белорусы требуют от Совета министров раскрыть подробности секретных переговоров с Кремлем об углубленной интеграции с Россией».
Суета и томление духа
Справедливые требования, соглашусь. А что по поводу отказа от дотаций? Не скрою, очень хотелось бы их послушать.
Несложно догадаться, что реализовать отказ от дотаций на практике будет гораздо проще, но прежде неплохо было бы ознакомиться с последствиями от реализации подобных требований. Я – не экономист. Самостоятельно рассчитать последствия не в состоянии. Однако среди тех, кто решительно выступает против интеграции, квалифицированных специалистов хватает. Так что им мешает?
Политика – это искусство возможного. Сегодня не обязательно быть личностью масштаба Бисмарка (автор определения политики, ставшего в наши дни мемом), чтобы прежде чем публично проявлять социальную активность, попытаться разобраться, что называется с контекстом и с ближайшими последствиями своей активности.
Не следует думать, что моя критика критиков интеграции порождена любовью к Союзному государству. Свидетельств неэффективности этого «невиданного зверюшки» не счесть, что, в частности, иллюстрирует отсутствие банкета по случаю 20-летнего юбилея со дня подписания договора о его создании.
Все история Союзного государства – сплошная суета и томление духа, и никто не даст сегодня гарантии, что ситуация в ближайшее время изменится к лучшему. Союзы между содержанками и папиками всегда временны, всегда ситуативны, что не мешает им возникать вновь и вновь. Возрождаются они подобно мифологическому фениксу из пепла не в силу чьей-то глупости, а по причине взаимного интереса. И не важно, что у каждой стороны он свой.
При этом необходимо помнить, что рассчитывать на длительное удовлетворение своего интереса, не удовлетворяя при этом интерес партнера по союзу, не приходится. Поэтому тем, кто желает съесть рыбку, рано или поздно придется замочить ноги.
Читайте также:
- Путин подписал указы о признании Россией независимости Херсонской и Запорожской областей
- Лукашенко и Путин поговорили по телефону
- Песков: Путин не говорил о передаче Минску ядерных ракет
- Беларусь переходит на российские рубли в расчетах за газ
- Кремль подтвердил встречу Путина с Лукашенко до конца недели