7.02.2020, 9:37
Путина приняли за «золотую рыбку»

Встречу Владимира Путина и Александра Лукашенко, назначенную на 7 февраля, последний анонсировал, как «некий момент истины». Мол, полагаю, что говорить будем открыто, как «архитекторы» проекта интеграции. Продолжить его, довести до логического завершения или сломать предельно затянувшийся недострой к завершению своей политической карьеры.
И действительно, не вечны они, хотя от новых сроков сохранения себя во власти никто из них не отказывается. У Путина, например, мандат вообще не скоро закончится, а Лукашенко считает, что еще не все сделал для Беларуси, а работы столько, что хоть сначала начинай.
Уточнение приоритетов
Правда, следует уточнить приоритеты – начинали строительство Лукашенко и Ельцин. Причем, на молодого белорусского президента, что называется, удержу не было. А вот для Ельцина начиналась непродолжительная «осень патриарха» и ему вскорости пришлось передать объект своему преемнику для достройки. Молодой в то время Путин решил поддержать интеграционные потуги Лукашенко, а для начала внести ясность в вопрос – кто и какую роль в этом деле играет. Ведь до Путина интеграционные потуги сторон очень напоминали обычный человеческий секс, при котором оба партнера стремятся занять одно место.
Все это одних наблюдателей веселило, мол, кто кого сегодня в какую позицию ставит. В этом смысле «в отношениях», если вспомнить образные выражения на сей счет Лукашенко, ничего существенного не произошло. Наоборот, все еще больше запуталось. В 2002 году Путин, как утверждали журналисты, произнес самую туманную фразу по теме – «мухи отдельно, котлеты отдельно». В большинстве интерпретаций это расценивалось как настоятельный совет Лукашенко сдать страну. Иными словами, ввести Беларусь в состав РФ или одной крупной, или шестью мелкими губерниями. Мотивировалось это тем, что суверенная Беларусь, как утверждалось, имея экономику в 3% от экономики России, не может претендовать на равноправные отношения с Россией. Но это возможно, если она политический подчинится России.
Когда хвост виляет собакой
Естественно, Лукашенко возмутился таким откровенным демаршем, и согласился продолжить участие в проекте на равноправных условиях. В итоге стороны договорились, что противоречие преодолено, поскольку оно существует только в сознании. И возникло оно в результате неквалифицированных интерпретаций журналиста. Но ведь реальные и мнимые противоречия (как истина или заблуждения) живут только в сознании. И, например, после официального дезавуирования заявления насчет котлет и мух в сознании россиян оно стало прочитываться как стремление хвоста играть собакой.
От этой «игры воображения» все больше людей начинают страдать бессонницей. На одной из недавних московских пресс-конференций «Белоруссия на развилке: как Лукашенко решил пресловутую дилемму Януковича» было сказано, что Беларусь «не сразу превратилась в русофобское государство в силу того, что на территории страны нет откровенно националистических регионов по примеру Западной Украины». Но руководство страны с приходом во власть прозападных кругов во главе с ориентированным на Запад Владимиром Макеем ужесточила прежний курс на мягкую «дерусификацию». И это, мол, взамен благодарности за российские преференции.
Жаба душит, аж жуть. Российским экспертам было бы полезно знать, что закон о гражданстве был одним из самых либеральных, принятых на постсоветском пространстве. Что по итогам референдума было узаконено двуязычие. В результате, по сравнению с прежними временами, когда не было закона о государственном языке, белорусский язык много потерял по сравнению с русским. Даже в мрачные времена андроповщины, например, на мове публиковались все районные многотиражки. Теперь же все выходят по-русски. Легко было сдавать свои позиции в пользу интеграции, отвоевывать их опасно.
Чтобы в Кремле никого не рассердить.
Извечная песня
Поэтому в Добруше Лукашенко продолжил свою извечную песню: «Мы хотим просто честных, чистых, прозрачных отношений. Не хотите – пусть скажут нам об этом. И не кричат: «Ах, Помпео приехал. Завтра Трамп приедет… Что они будут делать?» Безусловно, что-то «они» делать будут, коль уж у них проводятся форумы под названием «Беларусь на развилке».
Но что из этого получится?
Известный украино-российский журналист Матвей Ганапольский в своей программе на Эхо Москвы рассуждал: «Беларусь. Вот сейчас мы все гадаем, присоединит Путин Беларусь или не присоединит, у меня вопрос – кому мешает независимая Беларусь? Да, там есть экономические проблемы, потому что экономическая модель Лукашенко очень плохая, и он действительно должен России много денег, он вообще паразитирует. Он вообще хитро-хитрый. Но у меня вопрос – кому она мешает?»
Как признается сам Лукашенко, Америка Беларуси поможет: «Мы обсудили (с Госсекретарем США Майклом Помпео. – К. С.) все. Это действительно дружественный обмен мнениями. Они очень хорошо знают, даже порой лучше, чем я, некоторые вопросы во взаимоотношениях с Россией. Он мне сказал: не волнуйся, мы Беларуси поможем». Что на этот скажешь? Читается как обещание помощи лично Лукашенко, у которого наступили «непонятки» в отношениях с партнерами. И Лукашенко хочется отнести это мнение самого авторитетного американского политика целиком на свой счет. Поэтому он несколько переборщил с комплиментами: «Мы налаживаем отношения с величайшей (США. – К. С.) империей – ведущей страной мира», но по некоторым существенным признакам США не подходит признание ее империей, да и многие американцы равно избегают как обвинений в империализме, так и такого рода славословий в адрес своей страны.
«Отморозков» нельзя сбросить со счетов
Видимо, общаясь с Пампео, Лукашенко старался следить за речью, но в общении с электоратом на эти тонкости внимания не обращает. Вот цитата из его выступления перед трудящимися в Добруше: «Они (американцы. – К. С.) увидели реальную Беларусь. Не ту, которую наши отморозки рисовали, возили туда прожекты. Они увидели, что это нормальная страна и прав здесь хватает. И никому жить не мешает».
Насчет «отморозков» — это оценочное суждение, и нормы в США и РБ разные. Например, там об «отморозках» общество заботится с большим усердием, чтобы каждый мог заявить о своих правах и реализовать их. В РБ эта работа, можно сказать, завалена, хотя, даже учитывая официальные результаты, счет «отморозков» можно вести от десятков до сотен тысяч человек. Негоже так относиться к гражданам, которым отказывают в реализации своих политических прав.
США неоднократно советовали Лукашенко обратить самое пристальное внимание на этот нонсенс.
Однако возвратимся к программе Матвея Ганапольского на Эхо Москвы. «Кому мешают независимые Латвия, Литва и Эстония? Ответ – никому не мешает. Точно так же сейчас не будет мешать отдельная Британия… Думаю, что тут ничего особенного нет – ну, они вышли и, безусловно, для Европы это неприятный момент. Можно там искать и руку Москвы, но вы понимаете, что по большому счету, хотел бы чего-нибудь Путин или нет, между Британией и Европой ничего не изменится».
Иными словами, ничего не изменится, если государство не мешает соседке, той же Российской Федерации. Как не мешала Украина со своим Донбассом и Крымом, когда шла оживленная торговля и туда-сюда ездили всякие Сюткины. А теперь не ездят. Единственный, кому все мешают, Путин. Именно он одержим идеей переписать истории и восстановить СССР. Не спрашивая согласия независимых государств, которые ему в этом отказали.
А вот, на мой взгляд, Беларусь не без вины. Вернее, Лукашенко грешен — стимулировал процесс, мутил воду, надеясь ловить рыбку в мутной воде. И не единожды получалось, но финал выходит по Пушкину – долго у моря старик ждал ответа. Не дождался, к старухе воротился: Глядь: перед ним землянка, на ее пороге сидит старуха, а пред нею стоит разбитое корыто.
Вот и вся сказка. Разница в том, что Путин не «золотая рыбка».
Читайте также:
- Что сегодня происходит с TUT. BY: Кирилл Волошин ответил на вопросы журналистов
- Проект указа О садоводческих товариществах вынесен на обсуждение
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает
- Долговой тупик: Беларусь в 2020 году привлекла более 3 млрд. средств по линии госдолга