14.04.2020, 10:05
Ракетное оружие: куда не кинь везде Пекин

Несмотря на скромные экономические возможности страны, руководство Беларуси продолжает держать курс на развитие ракетного оружия, видя в нем гарантию военной безопасности.
Как полагает ряд экспертов, присоединение на днях Украины (наряду с другими странами-кандидатами на вступление в Евросоюз) к решению ЕС о продлении до 28 февраля 2021 года санкций против Беларуси ставит под вопрос надежность Киева в качества партнера в ряде важных областей межгосударственного сотрудничества. В частности, в военной и военно-технических сферах.
И может заставить Минск скорректировать ряд проектов по созданию современных высокоэффективных вооружений, в которых предусматривалось участие предприятий и организаций украинского ВПК.
Один из таких проектов предусматривает создание оперативно-тактической ракеты (ОТР) для ракетной системы залпового огня (РСЗО) “Полонез” на “Заводе точной электромеханики” (Дзержинский р-н, Минской обл.). Макет этого боеприпаса был продемонстрирован в прошлом году на выставке вооружения и военной техники MILEX-2019.
Согласно данным разработчика, боевая часть перспективной ОТР весит 480 кг и может быть осколочно-фугасной, кассетной или бетонобойной. Дальность действия — около 300 км. Траектория полета — квазибаллистическая, управляемая на всем протяжении, высшая точка траектории – 50 км. ОТР может совершать резкие маневры уклонения от перехватчиков ПРО с перегрузкой 20-30g. Считается, что прототипом новой ракеты для РСЗО “Полонез” является китайская ОТР М20 – экспортный вариант, состоящий на вооружении армии КНР DF-12.
Можно предположить, что выбор военно-политического руководства Беларуси в пользу китайской разработки обусловлен ее достаточно высокой точностью при относительной простоте конструкции. Точность наведения на цель обеспечивается применением комбинированной системы наведения – инерциальной со спутниковой коррекцией.
Когда третий не лишний
Однако серьезным недостатком систем навигации с использованием спутниковых сигналов является то, что они работают лишь при наличии этих сигналов. Кроме того, в момент их приема навигационный бортовой комплекс управления становится доступным для информационного воздействия со стороны.
В случае же военных действий в зоне конфликта спутниковый сигнал вообще может быть отключен, заглушен более сильным сигналом или его прохождению будут созданы помехи, приводящие к смещению координатной сетки на сотни и тысячи метров по горизонтали.
Но более эффективными могут быть электронные атаки на навигационную систему. Когда противник посылает ложные навигационные данные, которые воспринимаются
приемником управляемого летающего объекта. В результате он искусственно сбивается с курса.
Из чего следует вывод, что надеяться на любую из существующих спутниковых систем глобального позиционирования полностью можно лишь в мирное время. Для надежной работы в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия ее необходимо дополнить навигационной системой, которая не нуждается в получении данных извне. И следовательно, на нее не действуют внешние помехи.
Этим требованиям отвечает инерциальная система наведения. В результате ее работы определяются координаты, скорость и ускорение движения летающего объекта. Основной недостаток этой системы состоит в том, что погрешность в определении текущего местоположения управляемого объекта возрастает пропорционально дальности полета.
Сочетание двух систем наведения позволяет пользоваться сигналами систем глобального спутникового позиционирования, когда они есть и не являются ложными, и переходить на навигацию с использованием инерциальной системы, когда сигналов спутников нет или они забиты помехами.
Сама себе “голова”
Но для надежного поражения особо важных малоразмерных и точечных объектов управляемые боеприпасы, в дополнение к упомянутым выше системам наведения, оснащаются еще и головками самонаведения (ГСН) различного типа (оптоэлектронными, радиолокационными, лазерными и т.д.), обеспечивающими необходимую точность поражения целей.
Принцип действия оптоэлектронных ГСН состоит в том, что оптическая аппаратура боеприпаса формирует изображение местности в районе цели, которое в бортовом компьютере управляемого боеприпаса сравнивается с эталонным, заложенным при формирования полетного задания. После чего выдаются корректирующие сигналы на органы управления ракеты.
Основное преимущество подобной ГСН состоит в том, что против нее бесполезны существующие средства радиоэлектронной борьбы, которые весьма эффективны против радиолокационных ГСН. Степень чувствительности современных оптоэлектронных ГСН обеспечивает высокую точность прицеливания даже в безлунную ночь.
К числу недостатков оптоэлектронных ГСН относят: невозможность наведения на подвижную цель; необходимость в эталонном изображении местности в районе цели; неработоспособность в условиях низкой облачности, тумана или аэрозольной завесы.
От этих недостатков (при наличии других) свободны ГСН, принцип действия которых основан на корреляционном сравнении текущего радиолокационного изображения местности, получаемого с помощью бортового радиолокатора, с эталонным (формируемым на базе топографических и цифровых карт местности, космических и аэрофотоснимков). В случае отклонения происходит корректировка курса.
Европейский выбор
До недавнего времени в качестве потенциальных поставщиков ГСН рассматривались и украинские предприятия (“Хартрон”, “Текон-Электрон”, “САТС”), разработавшие четыре типа головок самонаведения: электронно-оптическую, инфракрасную, радиолокационную и комбинированную (сочетающую возможности оптической и радиолокационной). Однако присоединение Украины к европейским санкциям поставило под сомнение надежность этого канала для предприятий белорусского ВПК.
И тем не менее эксперты практически не сомневаются, что, исходя из требований современной войны, создаваемая в настоящее время ОТР для РСЗО «Полонез», помимо инерциальной и спутниковой систем наведения, все-таки будет оснащена одной из вышеупомянутых ГСН либо их комбинацией.
Вопрос только в том, кто станет главным поставщиком необходимой аппаратуры. Выбор стоит между Китаем и Россией, так как вряд ли какая-либо из стран Запада станет усиливать мощь эвентуального противника. И скорее всего, как и в случае с созданием РСЗО “Полонез”, в качестве технологического донора выступит КНР.
Опыт показывает, что военно-политическое руководство Российской Федерации не горит желанием способствовать оснащению армии своего ближайшего союзника современным высокоэффективным оружием. О причинах чего можно только догадываться.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает