24.04.2020, 8:19
Всем чиновничьим миром навалятся

В четверг, 23 апреля, руководитель государства вызвал в Дворец независимости на «большой разговор» все руководство страны. Как сообщили СМИ, на совещание приглашены высшие должностные лица, председатели облисполкомов (губернаторы) и помощники президента.
Предметом обсуждения стали экономика и эпидемия коронавируса, не сама по себе, а ее последствия для экономики. Для финансов, социальной сферы, производства валовой продукции, ее сбыта, само собой, для производства ВВП.
На первый взгляд, расширенное обсуждение всего понемногу, без специальной детализации проблем. Обычное совещание обо всем и ни о чем, совещание-солянка.
Как традиционно и бывает на таких совещаниях, сам руководитель доложил собравшимся о ситуации, которая сложилась, перечислил те правильные решения, которые он принимал, преодолевая недоверие одних или откровенное неприятие других. По его мнению, жизнь показала нашу правоту. Мол, спустя полтора месяца весь мир заговорил о необходимости выхода из глубокого карантина, в который он себя загнал. А Беларусь, которая никуда себя не загоняла, была права и заслужила бонусы. Оказывается, их можно получить даже в условиях мировой эпидемии.
Возникают вопросы, как жить дальше, – авторитетные организации страшно опасаются, что 350 млн человек по всему миру будут физически голодать. А в Беларуси земледельцы лечились от вируса на тракторах, планы и задания по успешному завершению посевной выполняли.
Вот чем все это оборачивается для мира и для Беларуси: «А я ведь полтора месяца назад ребром поставил вопрос (и только ленивый не вытирал об меня ноги): пандемия пройдет, жрать что будем? Сегодня уже никто не критикует за это. Все спохватились – надо экономику поднимать. У нас нет иных источников для жизни, кроме труда наших людей».
Пафосно, конечно, это немного раздражает. Да, эпидемические маневры белорусского президента многих удивляли, его много критиковали, но меньше за сохранение неизменным производственного процесса, чем за отказ прервать чемпионат страны по футболу. Но и тут обошлось, что называется, «без жести». Сами болельщики, осознав пагубность заигрывания с вирусом, фактически отказались посещать стадионы в дни футбольных матчей.
А что до экономики, о ее реальном состоянии вполне компетентно могут судить и отечественные специалисты, и зарубежные, и независимые, и ангажированные правительством эксперты. И в общем, среди них сформировался консенсус – белорусская экономика развивается, но очень медленно, поэтому остается одной из самых бедных в Европе. То есть денег нет в бюджете, нет денег в социальных фондах, вообще нет страховых фондов, что страшнее, фактически нет денег у населения. Живут люди в основном от получки до получки. Поэтому голод в стране начнется даже после недели локдауна.
Согласимся, в такой ситуации руководителю ничего, в общем, не оставалось, как приравнять COVID-19 к обычному сезонному гриппу, который на днях растворится в весенних ультрафиолетовых лучах.
Оснований для оптимизма, откровенно говоря, не много. Если не считать таковой официальную статистику. Руководитель и на сей раз обратился к ней: «Согласно отчетным данным, ВВП за первый квартал снизился на 0,3%. Никакого одобрения падения ВВП не может быть и не будет, поэтому настраивайтесь на выполнение тех планов, которые перед нами есть». Что на это сказать – как всегда.
Единственными источниками жизни являются «наши труженики», а ВВП производят «наши начальники».
Право, иронизировать над этим нет никакого желания.
Как писали на советских сангигиенических плакатах: «Грипп опасен не сам по себе, а своими осложнениями». Вот как эту диагностику изложил сам руководитель: «… в начале года Беларусь испытала нефтяные ограничения со стороны ближайшего партнера, затем состоялись разрыв сложившихся экономических связей и закрытие границ, а после началась борьба с эпидемией COVID – 19». На это следует возразить: за месяцы, прошедшие после «нефтяных ограничений», ситуация на нефтяных рынках, что называется, перевернулась вверх тормашками, а борьбу с эпидемией вели иные страны, многие из которых выходят из нее не без утрат, но победителями. А Беларусь за миром не успевает и рискует попасть в карантин, который для нее могут организовать соседние страны.
Главный аргумент белорусского руководителя – разрыв сложившихся экономических связей. Это действительно опасно – когда экономические связи разошлись, СССР развалился. У Беларуси вроде больше разваливаться нечему. Но для восстановления разрушенных эпидемией экономических связей потребуются время и деньги, которые перестанут поступать в страну. К тому же не все связи восстановятся полностью, хотя бы по той причине, что эпидемия нанесла удар и по ближайшим партнерам Беларуси.
Вспомним реплику героя из фильма «Мимино»: «Я тебе одну вещь скажу, ты только не обижайся…». Я тоже хочу сказать одну вещь, возможно, очень важную для нас. Так, мировые СМИ сообщают, что власти Вьетнама готовятся снять общенациональный карантин – в стране уже неделю нет случаев заражения COVID-19. А все начиналось быстро. Когда появились первые инфицированные, в стране был создан Национальный руководящий комитет по профилактике и борьбе с эпидемией под эгидой заместителя премьер-министра, который оперативно подготовил и приступил к реализации плана оперативного реагирования.
Когда ситуация обострилась, 1 апреля во Вьетнаме был объявлен локдаун, более решительный и жесткий, чем в Италии или Британии, позже были запрещены все публичные мероприятия.
Вьетнамские школы были закрыты с января, с 16 марта начался массовый карантин. К 25 марта прекратились международные рейсы, большинство внутренних железнодорожных и автобусных маршрутов.
А что в результате? Во Вьетнаме был диагностировано 268 заразившихся коронавирусом, все пациенты выздоровели.
Следовательно, в стране существует эффективная система государственного управления, способная адекватно отвечать на все вызовы. В каждом государственном институте работают специалисты, имеющие необходимые полномочия и профессиональную подготовку. Во-вторых, власти на самом деле обеспокоены реальным решением возникающих проблем и отказываются от использования катастроф для политического самоутверждения.
Поэтому предельно лаконично выглядит и план на возвращение страны к прежней жизни. Вновь разрешается ведение предпринимательской и другой деятельности, снимается запрет на предоставление услуг, открываются магазины, кафе и рестораны, возобновляются все внутренние авиалинии.
Как говаривала Екатерина Великая, иных оснований я не нахожу.
… Всем чиновничьим миром навалимся – это не про Вьетнам. Это про Беларусь.
Читайте также:
- Песков: Путин не говорил о передаче Минску ядерных ракет
- Кремль подтвердил встречу Путина с Лукашенко до конца недели
- За последние сутки зарегистрировано более 7000 новых пациентов с covid-19 — Минздрав Беларуси
- За последние сутки зарегистрировано почти 5000 новых пациентов с covid-19 — Минздрав Беларуси
- Минздрав озвучил рекордные данные по заболеваемости covid-19 за сутки