13.05.2020, 10:12
Девальвация доллара: быть или не быть

ФРС США борется с экономическим кризисом, печатая доллары во все больших масштабах, что увеличивает вероятность роста инфляции и девальвации доллара. Белорусский Нацбанк рубли не печатает, но можно ли рассчитывать на рост курса рубля против американской валюты?
Девальвации американской валюты ожидают многие эксперты. В частности, основатель аналитической компании 13D Research Кирилл Соколофф в интервью Financial Times заявил, что текущий момент больше всего похож на время накануне Великой Депрессии в США. Аналитик отметил, что в настоящее время эра создания богатства уступает место эре его распределения, и новая парадигма уничтожит все привычные тенденции, начиная с постоянно растущего рынка акций и заканчивая надежностью госдолга США. По его мнению, печатание денег ФРС неминуемо приведет к девальвации доллара. Поэтому Кирилл Соколофф вкладывает деньги в товары, в частности, в золото. Кроме того, он запасся дизельным топливом.
Валютам он особенно не доверяет, так как, по его мнению, программы денежного стимулирования экономики, запускаемые во многих странах мира, приведут к снижению покупательной способности валют и длительному периоду дефляции.
Аналитик Марк Стейси из инвестиционной компании AGF Investments считает, что при ослаблении доллара по отношению к валютам других стран стоимость некоторых сырьевых товаров, в особенности, золота, будет расти. Он заявил, что пришло время для инвесторов добавить золото в инвестиционный портфель. Несмотря на рост цены золота, она еще не достигла рекордного уровня в 1 921 доллар за тройскую унцию, который был зафиксирован в сентябре 2011 года, и находится на уровне около 1 700 долларов.
Вместо инфляции товаров инфляция активов
Таким образом, эксперты ожидают, что девальвируется не только доллар, но и другие валюты. Правда, американская валюта должна подешеветь в большей степени, так как американцы печатают намного больше денег. В частности, аналитики Commerzbank полагают, что снижение ставки по федеральным фондам ФРС до 0,00%-0,25%, осуществленное в связи с пандемией коронавируса, устранило существовавшее ранее преимущество более высоких ставок в США перед еврозоной, поэтому курс евро к концу текущего года может подняться до 1,14 доллара.
Впрочем, власти США не собираются сидеть сложа руки, наблюдая как будет укрепляться доллар. Если ФРС закачивает деньги в экономику, то американский Минфин их оттуда активно забирает. В частности, только во II квартале текущего года Минфин планирует разместить свои ценные бумаги на 2,999 трлн. долларов, что способно привести к их дефициту и росту курса доллара на мировом рынке. Из них 2,675 трлн. долларов предполагается привлечь за счет размещения краткосрочных векселей на срок от 4 до 52 недель, а 323,2 млрд. долларов – купонных облигаций со сроком обращения, равным 2-30 годам. Тем самым Минфин отвлечет с рынка деньги, которые напечатал ФРС. Забирать есть что: за два кризисных месяца баланс ФРС увеличился в 1,5 раза – на 2,48 трлн. долларов. Накачав экономику деньгами, ФРС обеспечило рост фондовых индексов с 23 марта по 8 мая на 33%. При этом увеличения инфляции не произошло, так как эти средства в реальную экономику почти не поступали, и если баланс ФРС с сентября 2019 года увеличился с 3,8 до 6,7 трлн. долларов, то долларовая денежная масса (М2) в стране увеличилась всего на 17%.
То есть средства поступают в основном на рынок ценных бумаг и увеличивают доход обеспеченных людей, в то время как доходы широких масс населения не растут. Поэтому и инфляции, которая определяется как рост потребительских цен, просто неоткуда взяться.
Богатые становятся богаче …
Гари Стивенсон, экономист и бывший трейдер Ситибанка на рынке процентных ставок в Лондоне и Токио, ставший миллионером в годы кризиса 2008-2009 годов, объяснил происходящее. Он отметил, что правительства заимствуют средства для того, чтобы субсидировать выплату зарплат наемным сотрудникам, а также поддержать компании, пострадавшие от кризиса. Кроме этого компании сами заимствуют средства на рынке. Все эти деньги уходят на поддержание прежнего уровня жизни простых людей, оплату счетов и аренды, то есть перетекают в карманы тех, кто владеет активами.
При этом средства у владельцев активов на кредитование компаний и правительства обеспечивает само правительство, вернее – ФРС (в случае США) посредством временного выкупа ценных бумаг у тех же владельцев активов.
Таким образом, богатые люди, которые владеют активами, становятся еще богаче, в то время как бедные становятся беднее. Но беднее они становятся не по отношению к корзине потребительских товаров, а по отношению к активам – квартирам, акциям и т. д. То есть, потребительская инфляция заменяется на инфляцию активов.
Гари Стивенсон описал происходящее довольно образно: «… нет никаких сомнений в том, что сделают богачи со своими новыми доходами. Они купят больше акций, облигаций, золота, земли и недвижимости. Я знаю, потому что они именно так и поступили после кризисов 2008 и 2011 годов, получив крупные суммы свежеотпечатанных денег. Я знаю, потому что я сам так делаю». Его вывод: «Иными словами, состоятельные люди зарабатывают на кризисе миллионы, а остальные скатываются еще глубже в нищету».
Таким образом, ответ на вопрос о том, так будет ли девальвация доллара или не будет, выглядит следующим образом: и да, и нет. Не будет девальвации, которая могла быть вызвана потребительской инфляцией. Но будет девальвация доллара, связанная с инфляцией активов. В результате возможности бедных людей стать собственниками активов снизятся, но своим куском хлеба с маслом они будут обеспечены.
Гари Стивенсон считает, что и в текущем кризисе ничего не будет по-другому, и растущий долг и неравенство стали частью новой реальности, от которой экономика не сможет оправиться.
Рублю ничего не светит
В отличие от развитых экономических стран Беларусь не печатает деньги для поддержки экономики, что, как, казалось бы, должно было поддержать рубль. Но Беларусь экспортирует не активы, а обычные товары, значительного роста цен на которые не ожидается. Поэтому увеличения доходов РБ от экспорта не предвидится, как, впрочем, и расходов на импорт.
Рост стоимости белорусских активов мог бы произойти, если пришли иностранные покупатели на них. То есть теоретически может наступить период, благоприятный для продажи белорусских активов по выгодным ценам. Но это возможно только в том случае, если текущий кризис будет преодолен, и появится надежда на более-менее благополучное развитие мировой экономики в течение хотя бы нескольких лет, в связи с чем инвесторы рискнут покупать активы не только развитых экономических стран, но и развивающихся.
В этом случае, хотя он маловероятен, приток валюты в РБ мог бы теоретически привести к девальвации доллара по отношению к белорусскому рублю. Но этого не произойдет, так как Нацбанк скупит весь избыток валюты, чтобы не допустить укрепления рубля в связи с необходимостью поддерживать конкурентоспособность белорусского экспорта.
Таким образом, владельцам долларовых сбережений в Беларуси пока можно спать спокойно. Доллар, конечно, скорее всего, в текущем году подешевеет по сравнению с текущим уровнем, но вряд ли намного, и уровень в 2,3 рубля за доллар в качестве возможного дна курса доллара по-прежнему остается актуальным.