24.09.2020, 9:04
Силы специальных операций: главная ставка

24 июля 2020 года Александр Лукашенко провел встречу с колдлективом 5-й отдельной бригады специального назначения в Марьиной Горке. Фото: president.gov.by
Военно-политическое руководство Беларуси считает, что коллективный Запад начал гибридную агрессию против страны и пытается изыскать эффективные средства для нейтрализации этой угрозы.
C 14 по 25 сентября 2020 г. на полигонах Беларуси в два этапа прошло совместное белорусско-российское оперативно-тактическое учение. Одними из главных его участников стали подразделения Сил специальных операций (ССО) Беларуси и Воздушно-десантных войск России.
Что совсем не случайно. Так как согласно положениям белорусской военной доктрины, именно, ССО являются одним из основных средств противодействия гибридной агрессии. Реализовать угрозу которой, по мнению официального Минска, сегодня пытаются ряд соседей Беларуси под руководством США.
Но курс на приоритетное развитие сил специальных операций был взят отнюдь не вчера. 5 октября 2018 года в ходе осмотра образцов отечественного вооружения и боевой техники на полигоне в Ивацевичском районе Александр Лукашенко обозначил основные направления дальнейшего развития Вооруженных сил страны.
«Для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а специальные войска. Мы должны в любой точке Беларуси (если что-то вдруг произойдет) быстро появиться, нанести удар по бандитам и тем, кто посмеет к нам сунуться, и уйти. То есть скорость, маневренность. И под эти войска — силы специальных операций и прочие — мы должны были создавать в том числе и новое оружие. Но только то, которое надо», — отметил он.
Анализируя эти высказывания Главнокомандующего вооруженными силами РБ (коим по должности является высшее должностное лицо государства), наблюдатели обратили внимание на то, что о приоритетном значении для обороны страны ССО белорусский лидер не единожды говорил и раньше.
Так, еще 13 декабря 2013 г. во время посещения 5-й отдельной бригады специального назначения ССО, расположенной в Марьиной Горке, Лукашенко заявил: «Может, не надо столько механизированных частей, а лучше иметь вот такие. Возможно, для Беларуси такие силы специальных операций — перспектива».
Причиной подобной корректировки курса военного строительства, по мнению многих экспертов, стали события в Украине, которые уже вскоре после их начала приняли характер, так называемой, “гибридной войны”. О чем, одним из первых (еще в апреле 2014 г.), заявил генерал-майор в отставке Франк ван Каппен, член верхней палаты парламента Голландии. В прошлом — советник по безопасности при ООН и НАТО.
По его словам: «Государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями-боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается». На плечи этих незаконных формирований по возможности перекладывается вся “грязная работа”.
Как считает ряд украинских аналитиков, реализации негативного сценария в стране (потеря Крыма, развязывание боевых действий на Донбассе) можно было бы избежать, если бы у руководства Украины на начальном этапе был такой эффективный военный инструмент как ССО. Попытки их создания предпринимались в Украине неоднократно, однако к 2011 г. они окончательно заглохли.
И только 26 июля 2016 г. после принятия Верховной Радой Украины соответствующий закон был подписан президентом Порошенко. Но боевые действия на Юго-Востоке к тому времени уже приобрели затяжной характер с использованием тяжелого вооружения и боевой техники. Так что ССО уже не могли решающим образом повлиять на ситуацию в зоне конфликта.
Из чего военные эксперты многих государств сделали вывод о том, что для купировали гибридной войны на начальной стадии необходимы специально подготовленные мобильные подразделения. Озаботились этим и в странах-участницах НАТО. Которые договорились о создании сил быстрого реагирования, получивших название «Объединенной оперативной группы повышенной боеготовности» (Very High Readiness Joint Task Force), и приняли план их развития.
А вот Беларуси ничего не пришлось создавать заново. В распоряжении белорусских властей на начало событий в Украине уже имелись силы специальных операций, насчитывающие порядка 6 тыс. чел. Созданные еще в 2007 г., к настоящему времени они превратились в наиболее боеспособный элемент национальной армии.
На данный момент ССО Беларуси включают в себя: 38-ю гвардейскую отдельную десантно-штурмовую бригаду (Брест), 103-ю гвардейскую отдельную воздушно-десантную бригаду (Витебск), 5-ю отдельную бригаду специального назначения (Марьина Горка).
А также ряд подразделений для выполнения задач особой важности: 33 гвардейский отдельный отряд специального назначения (комплектуется офицерами и прапорщиками), особый отряд специального назначения 5 отдельной бригады специального назначения (известный как «офицерская рота»), 527-я отдельная рота специального назначения, 22-я рота специального назначения.
Основными задачами ССО являются: разведка, выполнение различных задач специальными методами в целях прекращения вооруженного конфликта в отношении Республики Беларусь, контртеррористическая и антидиверсионная деятельность.
Конечно для ведения боевых действий в условиях гибридной войны частям и подразделениям наших ССО необходима их некоторая “перенастройка”. Но базовыми навыками и приемами успешного противодействия потенциальному противнику на внутреннем фронте они изначально обладают в полной мере.
Правда парк их вооружения и боевой техники пока не в полной мере отвечает требованиям современной войны. Основная огневая мощь представлена 122-мм гаубицами Д-30, буксируемыми автомобилями МАЗ-6317 со скоростью не более 40 км/час, а посему могут стать тормозом основных сил, передвигающихся на бронетранспортерах, скорость которых на 60 км/час больше. Сегодня, когда быстрота действий решает все, ССО срочно нужны самоходные артиллерийские установки калибра 100-мм и более, способные передвигаться со скоростью 80-100 км/час.
Несколько скрашивает ситуацию принятие на снабжение ССО 120-мм буксируемых нарезных полуавтоматических минометов 2Б23 “НОНА М1”. Используемый в качестве тягача автомобиля МЗКТ-500200-030 позволяет транспортировать эту артсистему по шоссе со скоростью 80 км/час и 40 км/час вне дорог. Правда, дальность стрельбы в 9 км существенно ограничивает круг решаемых ею задач.
Есть претензии и к БТР. Как к модернизированным в Беларуси БТР-70МБ1 (в части огневой мощи и защищенности), так и к закупленным в России БТР-82А (по бронированию. По этим параметрам они заметно проигрывают ряду боевых бронированных машин зарубежного производства.
Так что силы специальных операций только тогда станут максимально эффективным средством противодействия гибридным угрозам, когда военно-политическому руководству Беларуси удастся обеспечить их достаточным количеством современного вооружения, надежных боевых бронированных машин и мобильных артсистем и обеспечить их поддержку с воздуха разведывательной и ударной авиацией (в т. ч. беспилотной).
Читайте также:
- Что сегодня происходит с TUT. BY: Кирилл Волошин ответил на вопросы журналистов
- Проект указа О садоводческих товариществах вынесен на обсуждение
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает
- Долговой тупик: Беларусь в 2020 году привлекла более 3 млрд. средств по линии госдолга